Международная торговля и охрана окружающей среды: противоречие или компромисс? (тема лекции: Международное сотрудничество по защите окружающей среды)
Всемирная торговая организация (ВТО) относится к межгосударственным организациям, которая имеет определенный опыт решения эколого-экономических проблем на международном уровне. В данной лекции особое внимание уделяется выяснению того, как соотносится одно из ведущих для ВТО требований свободной торговли с принципами современной экологической политики, включая принцип предосторожности.
Ключевые понятия:ГАТТ, ВТО, Соглашение по технический барьерам в торговле (ТБТ), Соглашение о санитарных и фитосанитарных (карантинных) мерах (СПС), Комиссия по торговым спорам, Комитет ВТО по торговле и окружающей среде, «провалы рынка», экологические экстерналии, «first-best»- и «second-best»-решения, «эко-дэмпинг», «эко-протекционизм», режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, справедливая конкуренция, либерализация торговли, принцип предосторожности, оценка риска.
Вопросы для обсуждения
1. Соотношение базовых требований ВТО и принципов современной международной экологической политики.
2. ГАТТ и ВТО и связанные с ними соглашения.
3. Отношение ГАТТ и ВТО к международным соглашениям по охране окружающей среды.
4. Торговые споры в рамках ГАТТ и ВТО, иллюстрирующие конфликт экологических мер с принципами свободной торговли.
1. Соотношение базовых требований ВТО и принципов современной международной экологической политики. В области международной торговли как и в политике по охране окружающей среды можно сформулировать некоторые исходные принципы. Целью устранения барьеров в международной торговле, как и защиты окружающей среды, является повышение уровня общественного благосостояния и эффективное использование ресурсов. В области международной торговли это достигается посредством специализации и обмена произведенными товарами с учетом минимизации затрат. В результате потребители приобретают товары и услуги, являющиеся экономически наиболее эффективными. Этим свободная торговля повышает эффективность распределения ресурсов и общественное благосостояние. Природоохранные меры также призваны повышать эффективность экономики, но несколько иным путем. А именно, посредством включения в экономические решения полных издержек производства и потребления, в том числе и экологических издержек. Наилучшее распределение ресурсов означает производство заданного объема продукции путем наименьших издержек. Если цены на ресурсы правильно определены, то при режиме свободной торговли продукция производится с наименьшими издержками, включая и экологические. Этим свободный рынок создает условия, при которых экологические ресурсы также используются наиболее эффективно.
Вместе с тем согласование требований свободной торговли и охраны окружающей среды не является простым делом. Так, на практике сложно правильно определить ценность ресурсов, а также негативные эффекты, оказываемые при их использовании на третьих лиц, – экологические экстерналии. Это явление, известное как «провалы рынка», не позволяет в реальности осуществлять «first-best»-peшение, при котором уровень общественного благосостояния действительно бы оптимизировался. Приходится довольствоваться «second-best»-решением. В данном случае некоторый, не являющийся оптимальным уровень общественного благосостояния достигается, а цены на ресурсы определяются исходя из имеющейся в распоряжении, но неполной информации.
Торговая политика и меры по защите окружающей среды оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, с одной стороны, свободный рынок не в состоянии самостоятельно справиться со своими «провалами» внутри отдельной страны и обеспечить интернализацию экологических экстерналии (например, путем включения в издержки горнодобывающих предприятий полных затрат по восстановлению качества нарушенных в ходе разработки месторождений экосистем). С другой стороны, меры по защите окружающей среды, принятые в одной из стран, могут ограничивать свободу торговли для другой страны (например, вследствие установления более строгих стандартов экологической безопасности, как это имеет место в настоящее время в некоторых западноевропейских и скандинавских государствах). В этих случаях можно говорить о применении государствами мер по охране окружающей среды в качестве стратегической торговой политики, первоочередной задачей которой является не интернализация внешних издержек, а усиление конкурентоспособности национальных предприятий на международной арене. Результатом является или повышение доходов отечественной промышленности за счет иностранных предприятий (явление, именуемое специалистами как «эко-демпинг»), или снижение экологического ущерба внутри страны за счет других государств («экопротещионизм»).
Обе эти ситуации способны вызывать международные конфликты, некоторые из которых будут объектом нашего обсуждения на «круглом столе». В связи со сказанным перед системой международной торговли в настоящее время стоят непростые задачи. С одной стороны, надо обеспечить дальнейшее устранение препятствий в международной торговле, а с другой – уделить должное внимание охране окружающей среды, не поддаваясь, однако, соблазну излишнего протекционизма. Совместное осуществление этих на первый взгляд противоречащих друг другу целей – проблема особой важности современного мирового сообщества. Для наилучшего понимания того, как она решается в период всеобщего стремления к глобализации, остановимся вначале на общих теоретических моментах, связанных с ВТО и международными соглашениями в ее рамках. Слово предоставляется одному из участников нашего обсуждения – студенту Олегу.
2. ГАТТ и ВТО и связанные с ними соглашения.
ВТО (Всемирная торговая организация) была образована в 1995 г. и сменила действующее с 1948 г. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В настоящее время ВТО включает в себя около 150 государств, и основная задача ее заключается в разработке многосторонних торговых соглашений и урегулировании международных торговых споров.
Меры по защите окружающей среды, принимаемые странами-участницами ВТО, не должны противоречить основным принципам этой организации. К их числу относятся следующие:
• принцип (режим) наибольшего благоприятствования (заключающийся в обязанности государств - членов ВТО предоставлять товарам и услугам всех государств – членов данной организации режима, одинакового по благоприятности);
• национальный режим, или принцип недискриминации (означающий, что отношение к иностранным товарам и услугам на отечественном рынке должно быть не менее благоприятным, чем отношение к отечественным товарам и услугам);
• справедливость конкуренции означает неприменение мер, искажающих торговлю, но подразумевает возможность применения санкций против демпингового импорта или субсидий по отношению к нему в случае, если подобный импорт наносит ущерб отечественным производителям;
• либерализация торговли означает отказ от количественных ограничений в торговле и регулирование ее в основном тарифными методами, а также последовательное сокращение таможенных пошлин для облегчения международной торговли.
Из перечисленных принципов существуют исключения, которые и позволяют отражать экологические требования. Согласно этим исключениям, страны-участницы имеют право отдавать предпочтение сохранению здоровья, безопасности, осуществлению национальных природоохранных целей и сохранению природных ресурсов перед соблюдением обязательств ВТО, если эти меры не ограничивают торговлю в большей мере, чем это необходимо.
В 1994 г. вступили в силу также Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и Соглашение о санитарных и фитосанитарных (карантинных) мерах (СПС), относящиеся к мерам, оказывающим влияние на торговлю между странами-участницами. Соглашение ТБТ рассматривает все технические регуляторы и добровольные стандарты, а также процедуры проверки их соблюдения. СПС же применяется к мерам, направленным на защиту здоровья и жизни людей, животных и растений. ТБТи СПС имеют некоторые общие черты, например принцип недискриминации стран-участниц, необходимость заблаговременного уведомления о принимаемых мерах и наличие специальных информационных офисов.
Согласно соглашению СПС, основными принципами применения санитарных и фитосанитарных мер являются следующие: эти меры могут применяться лишь в необходимом объеме, они должны основываться на научных принципах и не применяться без научных оснований; они должны подчиняться международным стандартам, или их необходимость должна быть научно доказана; для установления размеров необходимой защиты должна быть проведена оценка риска, возникающего в случае ее отсутствия.
В соответствии с принятым определением риск – это функция от вероятности такого развития событий и ущерба от них, при котором рассматриваемые показатели изменяются в неблагоприятном направлении. В связи с этим в науке выделяются три стадии анализа риска:
• идентификация риска;
• оценкаего параметров;
• оценка последствий принятия риска.
Процесс анализа риска подразумевает интенсивный обмен информацией между теми, кто оценивает риск, теми, кто его вызывает, и теми, кто несет его последствия. Изучение всех этих вопросов имеет междисциплинарный и комплексный характер. Например, оценка корректности применения карантинных стандартов базируется нетолько на изучении научной необходимости, но и учитывает также экономические, экологические, торговые и социальные аспекты.
3. Отношение ГАТТ и ВТО к международным соглашениям по охране окружающей среды
Противоречия между принципами ВТО и требованиями международных экологических соглашений и договоров – реально существующая проблема.
В настоящее время действуют около 180 многосторонних договоров, направленных на защиту окружающей среды. Из них по меньшей мере 20 допускают меры, ограничивающие торговлю, если это необходимо для достижения природоохранных целей. В качестве примера можно привести соглашение «О международной торговле видами животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения» (1973), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый экран (1987). Многие из этих договоров допускают меры, ограничивающие торговлю сильнее, чем это позволяет ВТО, что является источником разногласий и конфликтов между странами – участницами ВТО.
При исследовании данной проблемы надо учитывать, что соглашение ГАТТ при его принятии подчинилось правилам Венской конференции и соответственно международным соглашениям того времени.
Разумеется, это не означает, что все страны, входящие в состав ГАТТ/ВТО, обязательно подписывали все международные соглашения по охране окружающей среды, заключенные позднее.
С течением времени это привело к возникновению двусмысленностей, поскольку торговые ограничения, направленные на защиту окружающей среды и превышающие уровень, разрешаемый ВТО, могут быть применены лишь в отношении стран, подписавших новые природоохранные соглашения.
Поскольку много разногласий вызывает применение известного в международном праве принципа предосторожности, являющегося одновременно ведущим принципом современной экологической политики, необходимо раскрыть этот аспект проблемы более подробно.
В общем плане, согласно этому принципу, государства могут предпринимать меры, ведущие к ограничению торговли, в случае если существует угроза окружающей среде или здоровью человека. Данное требование, в частности, вошло составным элементом в международную Конвенцию по изменению климата. Однако при этом введена оговорка, согласно которой «меры, направленные на предотвращение изменения климата, включая односторонние, не должны быть средством произвольной и необоснованной дискриминации или нежелательных ограничений в международной торговле». В широко известном Протоколе Киото, направленном на ограничение выброса парниковых газов, также утверждается, что стороны должны стараться так применять природоохранные меры, чтобы «минимизировать их нежелательное влияние на международную торговлю».
В соответствии с Декларацией Рио по окружающей среде и развитию (1992), принцип предосторожности для защиты окружающей среды должен применяться государствами в соответствии с их возможностями. В случае существования угрозы серьезного или невосполнимого ущерба недостаток научной информации не должен быть причиной откладывания эффективных по затратам мер для предотвращения деградации окружающей среды. Этим государства не призываются к обязательному действию, а только отрицается один из поводов отсутствия действий. Другие причины откладывания действий (например неэффективность их по затратам) могут быть приняты во внимание.
В международной Конвенции по биоразнообразию принцип предосторожности выражен сильнее: «Недостаток полной научной информации не может служить оправданием откладывания мер, направленных на снижение или избежание угрозы». В этот документ включены ограничения на использование генетически модифицированных продуктов, в последнее время вызывающие оживленные дебаты во всем мире.
Некоторые страны ОЭСР и ЕС рассматривают принцип предосторожности в качестве неотъемлемой части международного права. Так, согласно принятому в рамках ЕС в 1998 г. подходу, принцип предосторожности трактуется как подход к управлению риском, применяемый в условиях научной неопределенности и отражающий необходимость действий перед лицом потенциально серьезных рисков без ожидания результатов научных исследований [подробнее об этом си.: Byron N., 2001, р. 29].
В 2000 г. ЕС уточнил свою позицию по данному важному вопросу: принимаемые меры предосторожности должны быть пропорциональны выбранному уровню защиты, недискриминационны, должны согласовываться с уже принятыми мерами, основываться на изучении потенциальных выгод и затрат в случае принятия мероприятий или их отсутствия [см.: Communications on the precautionary principle, 2000].
В практике торговых споров ВТО этот принцип, однако, не принимается безусловно (можно вспомнить известный торговый спор 1998 г. о запрете на ввоз в ЕС мяса скота, при откорме которого использовались гормоны, – см.: Пахомова Н., Эндрес А., Рихтер К.К., 2003, с. 151). Все же соглашение СПС допускает его применение в случае, если «правительство считает, что научные обоснования недостаточны для обеспечения окончательного решения о безопасности» [см.: PauwelynJ., 2001].
Можно привести также крайнюю точку зрения членов экологических групп и организаций, считающих, что в ситуации наличия риска для окружающей среды государства обязаны принимать все возможные меры по избежанию возможного вреда.
Таким образом, в сложности обсуждаемых проблем согласования общепринятых норм международной торговли и принципов охраны окружающей среды можно было убедиться в ходе изложения материала.
4. Торговые споры в рамках ГАТТ и ВТО, иллюстрирующие конфликт экологических мер с принципами свободной торговли
Спорные вопросы между государствами – членами ВТО возникают, если одно из них обвинит другое в нарушении каких-либо пунктов международного права, что встречается довольно часто в случае противоречий между принципами свободной торговли и охраны окружающей среды. Эти конфликты должны быть по возможности решены путем двусторонних переговоров. В противном случае в дело вмешивается независимая Комиссия по торговым спорам ВТО, разрабатывающая решения по спорным вопросам. При этом государство, недовольное решением, вправе подать жалобу в апелляционный суд. Споры, в которых защита окружающей среды вступает в конфликт с принципами свободной торговли, впервые возникли в практике ГАТТ в начале 80-гг. XX в. С этого времени чаще всего вопросы возникают в связи со ст. 20 (исключения) и ст. 3 (одинаковые условия для национальных и импортных товаров) ГАТТ. Рассмотрим некоторые примеры.
В качестве примера подобных запретов можно привести дело, рассматривавшееся в ГАТТв 1991 г. по поводу конфликта между США и Мексикой в связи с запретом, наложенным американцами на импорт тунца из Мексики. Мексиканские рыболовы при ловле тунца применяли методы, в результате которых погибало большое количество дельфинов. В США с 1972 г. действовал закон, направленный на защиту морских млекопитающих, предусматривающий торговые санкции против стран, убивающих при ловле рыбы больше дельфинов, чем это предусмотрено стандартами США. В 1988 г. министерство торговли США приняло решение о запрете импорта тунца из Мексики, в ответ на что Мексика подала жалобу в ГАТТ. США в свою защиту в качестве аргумента использовали ст. 20 ГАТТ, утверждая, что принимаемые ими меры необходимы для защиты жизни дельфинов и что не существует альтернативных мер, которые они могли бы принять в данном случае. Однако Комиссия ГАТТ постановила, что, несмотря на право каждого государства самостоятельно устанавливать стандарты здоровья людей и животных и на то, что защита жизни и здоровья носит экстратерриториальный характер, ни одно государство не может диктовать другому свои стандарты качества окружающей среды и иметь торговые отношения лишь со странами, обладающими сходными стандартами. По утверждению комиссии, эти стандарты не имеют юридической силы за пределами страны-импортера, а все ограничения импорта в этом случае имеют истинной целью не защиту дельфинов, а поощрение отечественных производителей рыбы и защиту их от иностранных конкурентов (око-протекционизм»). В 1994 г. Комиссия ГАТТ постановила, что ограничения импорта в этом случае противоречат правилам ГАТТ. Однако в итоге США и Мексика договорились о применении специальных этикеток, благодаря которым можно было бы различать рыбу, пойманную тем или другим способом. При этом рыба могла продаваться как с этикетками, так и без них, следовательно, международная торговля не ограничивалась. В то же время формального постановления Совета ГАТТ по этому делу не было. Это означает, что дело не может служить прецедентом для будущих решений.
Примером других административно-экологических инструментов являются запреты на использование в производстве продукции определенных веществ.
Подобные запреты, с одной стороны, одинаково применимы как к отечественным, так и к зарубежным товарам. С другой стороны, запреты неизбежно ограничивают торговлю, что противоречит ключевому принципу о недопущении количественных ограничений. В этом случае они должны быть обоснованы в качестве исключений, что достаточно сложно и до сих пор, еще не было осуществлено на практике. Несмотря на это, государства продолжают активно использовать эту меру.
Например в деле, связанном с продажей сигарет в Таиланде, правительство Таиланда наложило ограничение на вредные вещества, содержащиеся в импортных сигаретах. Комиссия ГАТТ не обнаружила в этом случае нарушений правил международной торговли. Однако во избежание дискриминации сходной продукции от Таиланда потребовалось наложение ограничений на содержание вредных веществ и в сигаретах, произведенных внутри страны, а не только импортируемых из-за рубежа.
Из этой ситуации можно сделать вывод, что запреты на определенные вещества допускаются правилами ВТО при условии, что они не подвергают дискриминации импортеров и касаются фаз использования и утилизации продукции, не затрагивая фазу ее Производства.
При разборе конкретных примеров создается впечатление, что, согласно правилам ВТО, из рассмотрения исключается влияние экологически небезопасных веществ на процесс производства товара. Однако этот вопрос оказывается более сложным, чем представляется на первый взгляд.
Показательным в этой связи является дело «Соединенные Штаты – налоги на бензин и некоторые импортируемые вещества». США ввели пошлину на импортируемые вещества для уравновешивания пошлин, которыми были бы обложены химические вещества, используемые для производства продукции, если бы эти вещества были проданы в США для аналогичного использования. Соединенные Штаты утверждали, что пошлина, введенная на импортируемые вещества, эквивалентна пошлине на такие же отечественные. Евросоюз и Канада утверждали, что цель пошлины – просто профинансировать очистку территории США от опасных отходов, остающихся при использовании этих веществ в производстве продукции. То есть на деле имеет место элементарный «эко-протекционизм», наносящий ущерб импортеру. Комиссия пришла к выводу, что независимо от вида пошлины – относится ли она к природоохранным или является другой разновидностью –поскольку создает одинаковый режим и для отечественных производителей, и для импортеров. Итак, можно видеть, что в соответствии с действующими правилами ВТО возможно облагать пошлиной и процесс производства продукции.
Приведем примеры применения пошлин на определенные виды продукции.
Представляет интерес случай 1994 г., когда США ввели пошлины на продажу определенных видов автомобилей.
С 1978 г. США ввели косвенный налог на автомобили с высоким потреблением горючего. ЕС обвинил США в дискриминации европейских производителей и в нарушении принципа ГАТТ, согласно которому запрещается неодинаковое отношение к однородным товарам. Однако США утверждали в свою защиту, что данный налог способствует сохранению горючего и может быть рассмотрен как исключение. В этом деле предметом спора был вопрос, является ли неодинаковое обращение с подобными продуктами действительно мерой для сохранения горючего или просто мерой защиты отечественного потребителя. По этому пункту Комиссия ГА ТТ поддержала США и подтвердила, что введенный налог должен способствовать покупке автомобилей с низким потреблением горючего, что соответствует правилам ГАТТ.
Одновременно США также установили средние уровни потребления горючего, которые не должны были превышать производители одной компании. Причем при определении, соответствует ли производитель этому критерию, раздельно подсчитывался средний уровень потребления автомобилей одного производителя, изготовленных внутри США и за их пределами. Однако в этом случае европейские производители, специализирующиеся на производстве крупных автомобилей с высоким уровнем потребления горючего, оказывались в худшем положении, чем отечественные (американские) производители, поскольку они не могли компенсировать возникающие потери изготовлением более экономичных автомобилей, если места производства крупных и мелких автомобилей разделяла граница США. Подводя итог данной конфликтной ситуации, комиссия заключила, что при подсчете среднего потребления горючего необходимо объединять автомобили одного производителя вне зависимости от того, были ли они произведены вне или внутри США.
Приведем примеры административных инструментов экологической политики в рамках ВТО.
Из наиболее поздних дел можно вспомнить торговый спор 1998 г. между Канадой и Австралией по поводу карантинных мер, введенных Австралией против импорта из Канады лосося и всех видов продукции из него. Австралия мотивировала эти меры стремлением защитить свою рыбу от определенных болезней, переносчиком которых являлся лосось. Однако одновременно Австралия разрешила импорт сельди, используемой в качестве приманки для рыбы, а также в качестве декоративного вида, что позволяло сделать вывод о дискриминации аналогичной продукции. В этом случае комиссия постановила, что меры, принятые Австралией, не соответствуют принципам СПС. И апелляционный суд оставил это решение в целом без изменений.
Таким образом, разбор примеров разрешения конфликтных ситуаций показал, что до настоящего времени было не так много торговых споров, в которых оказывались задействованными меры по охране окружающей среды. Если вставал вопрос о дискриминации продукции, стороны старались уладить конфликт без постороннего вмешательства, причем даже простая угроза международного разбирательства часто способствовала отмене несправедливых мер. В целом в значительной доле случаев излишне жесткие природоохранные меры признавались не соответствующими принципам ГАТТ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. – М.: ЮНИТИ. – ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.
2. Экономика природопользования / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. – М.: ИНФРА-М, 2005 г.
3. Экономика и организация природопользования: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600 «Экономика» / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. – 3-е изд., – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 591 с.
4. Природопользование: охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Хаустова. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 613 с.
5. Состояние природной среды Беларуси / Экологический бюллетень. 2006 г. Минск. «БЕЛНИЦ «Экология» под ред. В.Ф. Логинова.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6. Временная типовая методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. – М.: Экономика, 1986.
7. Второй обзор результативности экологической деятельности / Европейская экономическая комиссия. Комитет по экологической политике. Издание ООН. Нью-Йорк и Женева. 2005. Выпуск 22. – 190 с.
8. Закон Респ. Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» от 23 декабря 1991 г. № 1335-XII: в редакции Закона от 18 ноября 2004 г. № 338-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004 г. № 189.2/1087.
9. Кабушко А.М. Экономика природопользования: учеб. пособие / А.М. Кабушко. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2000.
10. Колобаев А.Н. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Минск. 2005 г. – Мн.: БНТУ. – 172 с.
11. Национальная стратегия устойчивого социального и экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Мн.: Юнипак, 2004.
12. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и ранок: Учебник для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ. 1997 – 413 с.
13. Пахомова О.М., Дедеров В.П. Земля в городе и проблема ее массовой рыночной оценки (моделирование и информационное обеспечение массовой оценки территории города) // Вопросы оценки. – М.: Росс. общество оценщиков. № 4. 1997.
14. Порядок формирования и использования средств республиканского и местных фондов охраны природы на 2005 год. Утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 321 // Нац. реестр правовых актеров Респ. Беларусь. 2005 г. № 5/15775.
15. Поспелова Т.Г. Основы энергосбережения. – Мн.: УП «Технопринт», 2000. – 353 с.
16. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты. Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. – Мн.: НЦПИ, 2006. – 176 с.
17. Правила обращения с промышленными отходами (Руководящий документ). – Мн.: БелНИЦ «Экология», 1999. – 93 с.
18. Соколовский Н.К., Чертков А.И., Шимова О.С. Основы экологии и экономики природопользования: Практикум. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 105 с.
19. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономики природопользования. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 367 с.
20. Шимова О.С. Экологический императив экономического роста в контексте стратегии устойчивого развития Республики Беларусь: Обзорная информация – Мн.: БелНИЦ «Экология», 2003.
21. Юсфин Ю.С., Черноусов П.И., Неделин С.В. Экобалансы – критерий перспективности промышленных технологий. (http://www.scimet.misis.ru/ru/conference).
22. Ясовеев М.Г., Гледко Ю.А., Антипин Е.Б., Кирвель Н.И., Шершнев О.В. Экология рационального природопользования. Минск, ИООО. Право и экономика. 2005. – 372 с.
* По мере замещения административных методов экономическими в хозяйственном механизме природопользования основной задачей органов управления становится разработка долгосрочной стратегии и научно обоснованной нормативной базы природопользования.
* Решение конкретной проблемы «–» – негативный вклад, «+» – позитивный вклад, «++» – сильное позитивное воздействие, «+/–» – неоднозначность воздействия