Тема 10. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Задачи занятия: сформировать у студентов знания о необходимости международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды; международных экологических организациях и конференциях по охране окружающей среды; ответственности по международному экологическому праву.

Методические указания к теме практического занятия

I. Внеаудиторная работа студентов

1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: международное правонарушение, международное преступление, международно-правовая ответственность – репарации, материальная ответственность, политическая ответственность.

2. Гражданин иностранного государства на территории России совершил преступление, предусмотренное ст.250 УК РФ (загрязнения вод).

а) Правоохранительные органы, какой страны будут возбуждать уголовное дело?

б) Суд, какой страны примет уголовное дело к судебному разбирательству?

в) Какой порядок сношений государств в этом случае?

3. Имеет ли право индивид обратиться с иском в Международный Суд ООН, Европейский суд к государству о возмещении материального ущерба, причиненного индивиду противоправными действиями должностных лиц государства. Порядок такого обращения ?

4. Подготовиться к вопросам, выносимым на семинар.

Раскрывая содержания первоговопроса, студент анализирует причины необходимости усиления международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, характеризует принципы охраны окружающей среды, изложенные в Декларации Рио – де – Жанейро (1992 г.). Уясняет, в какой мере они влияют на внутри российские отношения в этой сфере.

При ответе на второй вопрос студенты уделяют внимание раскрытию целей, задач международных межправительственных экологических организаций: Программа ОНН по окружающей среде» (ЮНЕП), ООН по вопросам продовольствия с и сельского хозяйства (ФАО), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и неправительственных (МНПО) организаций: международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF), международное экологическое движение «Greenpneace», Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная юридическая организация.

При ответе на третий вопрос студентом излагается понятие экологического правонарушения по международному праву, формы его проявления, юридические последствии нарушения норм международного экологического права, особенности ответственность участников международных экологических отношений за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Раскрывается содержание политической и экономической ответственности как доминирующих в международном экологическом праве. На примерах показывается возмещение имущественного вреда (компенсации) как наиболее распространенной меры ответственности за международные экологические правонарушения. Указывается, в каких международных документах определяется мера ответственности.

В соответствии с четвертым вопросом студент должен показать знания об охране окружающей среды в странах СНГ, в развитых капиталистических странах (США, Японии, странах Западной и Восточной Европы). Студентом излагается материал об особенностях законодательства в этих странах, управлении в этой сфере.

II. Аудиторная работа студентов

Вопросы для обсуждения:

1.Основные принципы международного сотрудничества в области окружающей среды и природопользования.

2.Международные экологические организации и конференции по охране окружающей среды.

3.Ответственности по международному экологическому праву.

4.Охрана окружающей среды в экономически развитых странах.

Экологический тренинг

№ теста Содержание теста
Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды изложены в: 1)Декларации ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г., Стокгольм); 2)Декларации ООН по окружающей среде и развитию (1992 г. Рио – де – Жанейро); 3)Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию 2002 г.
Из числа перечисленных отметьте цели принципов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды: 1)налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабе всего мира по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2)определение перспектив развития международного права окружающей среды; 3)развитие национального законодательства в области охраны окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.
Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального природопользования обусловлена: 1)нерациональным, порой хищническим потреблением, а нередко и уничтожением отдельных компонентов природы; загрязнением окружающей среды; 2)гонкой вооружения, вооруженными конфликтами и локальными войнам, глобальными изменениями климата, сокращением озонового слоя, ростом выпадающих кислотных дождей, ростом населения опустыниванием, уменьшением биологического разнообразия, ресурсным кризисом; 3)верно указанное в п.п. 1 и 2.
Субъектами (участниками) международных экологических правоотношений являются: 1)государства; международные правительственные и неправительственные организации; 2)юридические и физические лица, предусмотренные в международных правовых нормах, оказывающих воздействие на окружающую среду; 3)верно указанное в п.п. 1 и 2.
Цель международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационально природопользования: 1)регулирования человеческого поведения через установления взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой; 2)охрана природы планеты Земля и около земного космического пространства.
Объектами международно-правового сотрудничества охраны и природопользования являются: 1)международно-правовые объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктида, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство); 2)природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя и более государствами (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных; 3)национальные природные ресурсы и объекты, отношения, по поводу которых регулируется международным законодательством; 4)верно указанное в п.п. 1-3.
Выберите из предложенного перечня международные межправительственные (1) и неправительственные организации (2): а) Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры; б) Международный совет по охране птиц; в) Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО); г) Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF); д) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); е) Всемирная метеорологическая организация (ВМО); ж) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); з) Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП); и) Всемирная федерация по защите животных; к) Европейская федерация по охране вод.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляется на основе) международных: 1)конвенций; 2)договоров, соглашений актов; 3)протоколы деклараций; 4)верно указанное в п.п.1-3.
Международные экологические споры разрешаются на основе: 1)конвенций; 2)договоров; 3)соглашений.    
Способы разрешения международных экологических споров осуществляются через: 1)переговоры; 2)взаимные приемлемые шаги по примирению спорящих сторон; 3)обращение к арбитражу или в международные судебные учреждения, включая Международный суд.
В мире существует достаточно развитая система учреждений и методов предназначенных для правового урегулирования международных экологических споров. К ним относится: 1)Международный суд в Гааге; 2)Международный суд экологического арбитража и примирения; 3)Международный трибунал по Конвенции ООН по морскому праву.
Любое государство за невыполнение международных обязательств несет ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды: 1)политическую; 2)материальную; 3)международное сообщество не разработало санкции для применения в этой сфере.
Юридические последствия нарушения норм международного экологического права включают в себя: 1)обязанность государства - нарушителя возместить причиненный ущерб; 2)право потерпевшего государства применять допустимые по международному праву ограничения в отношении государства- правонарушителя; 3)право других государств оказать потерпевшему государству помощь; 4)право международной организации предпринять определенные действия, невыгодные для государства - нарушителя.
Наиболее распространенной формой ответственности за международные экологические правонарушения является: 1)политическая; 2)компенсация возмещения имущественного вреда; 3)обе формы применяются в равной мере.
Являются лм водно - болотные угодья объектом охраны международного права? 1)нет, не являются; 2)являются, если государство ратифицировало международную Конвенцию «О вводно-болотных угодьях» и включило в список по крайне мере одно вводно-болотное угодье.
Является ли процедура оценки воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза необходимым требованием законодательства зарубежных государств? 1)Да, это требование записано в законодательстве большинства государств мира. 2)Нет, это процедура проводится по усмотрению того или иного государства.
Как в Конституциях стран мира отражены нормы, регулирующие охраны окружающей среды и рациональное природопользование? 1)Конституции большинства стран мира, имеют нормы регулирующие охрану окружающей среды и рациональное природопользование. 2)Нормы регулирование охраны окружающей среды и рациональное природопользования не являются составной частью Конституций большинства стран мира.
Право каждого на благоприятную среду предусмотрено: 1)преимущественно новыми конституциями государств (Португалия, 1976 г.; Испания, 1978 г.; Турция, 1982 г.; Бразилия, 1988 и Россия, 1993 г.); 2)конституциями всех стран мира.
Организационно - правовые меры охраны окружающей среды в экономически развитых странах включают: 1)установление стандартов качества окружающей среды; 2)оценку воздействия на окружающую среду; 3)установление стандартов выбросов для стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды; 4)учет факторов вредного воздействия на окружающую среду и отчетность в данной сфере; 5)разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; 6)удаление отходов производства и потребления; 7)планирование природоохранной деятельности; 8)верно указанное в п.п.1-7.
Система охраны окружающей среды в экономически развитых странах включает: 1)государственно-организующую деятельность; 2)разработка и реализация национальных и местных планов, программ и стратегий по охране окружающей среды; 3)осуществление контроля, применение мер ответственности; 4)поощрение и участие общественности в правовой охране окружающей среды.
Наиболее распространенной формой защиты экологических прав каждого в экономически развитых странах является: 1)предъявления иска о несоблюдении требований природоохранительного законодательства; 2)административный способ защиты экологических прав; 3)верно указанное п.п.1-2.
В соответствии законом США «О чистом воздухе» любое лицо от своего имени может предъявить иск против: 1)государственных органов, которые, ненадлежащим образом осуществляли возложенный на них контроль за выполнением Закона; 2)непосредственного природопользователя, нарушающего требования об охране атмосферного воздуха; 3)верно указанное в п.п. 1-2.
Укажите важнейшие направления деятельности экономически развитых стран на современном этапе по охране окружающей среды: 1)развитие заповедной охраны природы; 2)борьба с различными видами загрязнения окружающей среды; 3)рациональное природопользование и восстановление нарушенного экологического равновесия.
Цель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) состоит: 1)в координации деятельности государств в области охраны окружающей среды; 2)в оказании дополнительной финансовой поддержки международных природоохранительных мероприятий, проводимых в рамках ЮНЕП.
Организация Объединенных наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) основное внимание уделяет: 1)охране продуктивных земель, водных ресурсов, животного и растительного мира; и 2)исследованию состояния природных объектов и разработке рекомендации по их рациональному использованию и охране; 3)обеспечению финансовой и материально - технической поддержки программ и проектов охраны окружающей среды; 4)выполнению функции обслуживающей организации, обеспечивает обмен опытом в региональном и мировом масштабе.
На конференции в Рио – де – Жанейро обсуждались следующие документы: 1)декларация по окружающей среде и развитию; 2)долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня ХХІ век»); 3)принципы и отношения рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов; 4)конвенции «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата».
Отметьте территории с международным режимом: 1)водные пространства (Мировой океан) за пределами исключительной экономических зон прибрежных государств; 2)международный район морского дна (дно и недра) за пределами исключительной экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; 3)Антарктида; 4)космическое пространство.
Международным законодательством за нарушения норм международного права в области охраны окружающей среды к субъектам правоотношений предусматривается ответственность: 1)административная; 2)уголовная; 3)такие санкции в международном экологическом праве не прописаны и не используются.
Киотский протокол впервые предусматривает обязательства по снижению эмиссии парниковых газов в атмосферу для большинства промышленно развитых стран. В то же время характер обязательств варьирует на 8% снижение выбросов для стран Европейского союза и многих государств Центральной Европы до разрешения увеличить эмиссию на 10% (Исландия) и на 8% (Австралия). Ратифицировала ли Россия этот Протокол? 1)выброс парниковых газов в РФ не имеет тенденции роста, и в ратификации такого документа нет необходимости; 2)да.
Многообразие форм международных экологических правонарушений проявляется в: 1)противоправном присвоении природных ресурсов; 2)не выполнение формальных экологических требований, в результате чего создается потенциальная угроза неблагоприятных изменений окружающей природной среды.


Основная литература:

1.Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристь, 2003.–668 с.

2.Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 584 с.

Нормативно- правовые акты :

1.Конвенция о защите прав человека и основных свобод

(Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.), ETS N 005.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция) ( ст.11)

Наши рекомендации