Экология как наука. Сущность экологических проблем
Экология как наука
Как самостоятельная наука экология сформировалась приблизительно к 1900 г. Термин "экология" был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Следовательно, это сравнительно молодая наука. Но именно она переживает в настоящее время период быстрого роста.
Экология (греч. oicos - дом и logos - наука) в буквальном смысле - наука о местообитании.
Существует много определений экологии, однако подавляющее большинство современных исследователей считает, что экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Понятие экологии очень обширно, поэтому в зависимости от акцента на той или иной ее задаче меняется и формулировка определения. Для "долгосрочного употребления" лучшим может быть, например, следующее: "Экология - это биология окружающей среды". Для последних десятилетий XX в. наиболее подходит одно из определений экологии, приведенное в полном словаре Уэбстера: "Предмет экологии - это совокупность или структура связей между организмами и средой". Эрнст Геккель дал этой науке исчерпывающее определение: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом экология - это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существовавание".
Экология, как и всякая другая наука, имеет два аспекта :
1. первый - это стремление к познанию ради самого познания,
2. второй - применение собранных знаний для решения практических проблем, связанных с окружающей средой.
Все возрастающее значение экологии объясняется тем, что ни один из вопросов огромной практической важности в настоящее время нельзя решить без учета связей между живыми и неживыми компонентами природы.
Практический выход экологии можно видеть, прежде всего, в решении вопросов природопользования; именно она должна создать научную основу эксплуатации природных ресурсов. Законы, лежащие в основе естественных природных процессов, будут в центре нашего внимания. Однако прежде необходимо остановиться на взаимоотношении экологии и охраны природы. Западные ученые обычно различают науку экологию и науки об окружающей среде. Экология изучает три группы факторов среды, воздействующих на организмы:
· абиотические
· биотические
· антропогенные.
Охрана природы рассматривает только третий фактор - воздействие человека на среду, и то не во всем совпадает с общеэкологическим подходом. Охрана природы и шире и уже раздела экологии, который исследует влияние антропогенного фактора на природу. Уже - потому, что анализируется не любое воздействие, а лишь то, последствие которого может иметь значение для жизни человеческого общества. Шире - потому, что рассматривается влияние антропогенного фактора не только на органический мир, но и на неживую природу.
Сущность экологической проблемы.
Последние десятилетия , на которые приходится развитие НТР, принес- ли человечеству небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы , заставляющей всерьёз задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять стихийным последствиям человеческой деятельности. Однако вызывает ли сам по себе научно –технический прогресс и применение его достижений разрушение природной среды , истощение природных ресурсов и ухудшение условий человеческого существования ? Одним словом : в чём же сущность экологической проблемы , какие реальные вопросы она ставит перед человечеством , каковы пути её теоретического и практического решения ? Чем же обеспечивается диалектически противоречивое единство во взаимодействии общества и природы, человека и среды его обитания - эта пред - посылка и условие жизнедеятельности человека ? К.Маркс дал ответ на этот вопрос : оно обеспечивается материальным производством . « Труд есть прежде всего процесс , совершающийся между человеком и природой ,процесс , в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует . регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой » ( 16). Именно благодаря этому обмену веществ достигается единство человека и природы , её преобразование и приспособление её к потребностям человека, создание « второй природы» - искусственной среды обитания человека , обусловленной особенностями его культуры и социальной организации .
С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятельство ,что взаимодействие общества и природы носит исторический характер , что формы и масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития . Так , критикуя тех естествоиспытателей , которые считали ,что «только природа действует на человека » и « только природные условия определяют повсюду его историческое развитие », Ф.Энгельс в своё время отмечал , что подобная точка зрения « страдает односторонностью и забывает , что и человек воздействует обратно на при - роду , изменяя её , создаёт себе новые условия существования » Материальное производство , деятельность человека выступают как мощный фактор, воздействующий на среду его обитания не только в позитивном , но и в негативном плане. Экология человека , его взаимодействие с окружающей средой становятся поэтому существенной проблемой , имею- щей и самостоятельное значение , причём ключ к её решению , лежит в анализе социальных факторов и в учёте особенностей производства , обусловленного этими факторами .
Для философского анализа экологической проблемы характерно выявление её связей с различными сторонами общественного бытия и об - ращение к вопросам большого социального и гуманистического звучания.
Кроме чисто научного ( познавательного ) и технологического , а также социально-экономического , политического ( в том числе международно-правового) аспектов, необходимо учитывать также большое значение социальных , культурных , идеологических ,этико-гуманистических., эстетических аспектов экологической проблемы , которые и образуют её содержание как проблемы комплексной .
Билет 42. Квантовая механика и строение атома ( Дописать про строение атома!!!!!)
Данная картина мира явилась результатом дальнейшего развития электромагнитной картины мира. Формируется на основе:
• Квантовой гипотезы М.Планка (1858 – 1947)
• Волновой механики Э.Шредингера (1887 – 1961)
• Квантовой механики В.Гейзенберга (1901 – 1976)
• Квантовой теории атома Н.Бора (1885 – 1962)
В рамках квантово-механической картины мира сложились квантово-механические представления о материи:
- материя обладает корпускулярными и волновыми свойствами, т.е. каждый элемент материи имеет свойства волны и частицы.
Картина физической реальности в квартовой механике двупланова:
1. В неё входят характеристики исследуемого объекта;
2. Условия наблюдения (метод познания), от которых зависит определённость этих характеристик.
При описании объектов используется два класса понятий: пространственно-временные и энергетически-импульсные. Первые дают кинематическую картину движения, вторые – динамическую (причинную). Пространство-время и причинность относительны и зависимы.
Движение – частный случай физического взаимодействия: сильное – электромагнитное, слабое – гравитационное. Они описываются на основе принципа близкодействия: взаимодействия передаются соответствующими полями от точки к точке, скорость передачи взаимодействия конечна и не превышает скорости света.
Спецификой квантово-механических представлений о закономерности и причинности является то, что они выступают в вероятностной форме, в виде статистических законов.
Фундаментальные положения квантовой теории:
• Принцип неопределённости
• Принцип дополнительности