Методика и порядок выполнения работы. 1. Максимальные (пиковые) секундные выбросы загрязняющих веществ
1. Максимальные (пиковые) секундные выбросы загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу при движении автомобилей на открытых и закрытых стоянках, следует определять по формуле:
(1)
где: Mj - масса выброса j-го загрязняющего вещества, т;
n - количество типов автомобилей (бензиновые, дизельные и т.д.) устанавливается технологической частью;
qij - удельный выброс j-го загрязняющего вещества одним автомобилем i-го типа с учетом возраста и технического состояния парка на рассматриваемый год, г/км. Удельные выбросы загрязняющих веществ (СО; СН; NОх) при расчетах в проектах строительства автостоянок следует принимать по данным таблицы 3.1 по показателям 2000 г . Удельные выбросы SO следует принимать по данным таблицы 3.3;
L - условный пробег одного автомобиля за цикл на территории стоянки с учетом времени запуска двигателя, движения по территории, работы в зонах стоянки (3.4);
АЭ(ТО)i - эксплуатационное количество автомобилей на стоянках с учетом коэффициента выпуска устанавливается технологической частью проекта, при расчете годовых выбросав вводится коэффициент усреднения равный 0,5;
КС - коэффициент, учитывающей влияние режима движения (скорости) автомобиля (таблица 3.5);
tВ(ТО) - время выпуска или возврата автомобилей в часах устанавливается технологической частью проекта.
2. Для расчета годовых количеств вредных выбросов используем формулу:
(2)
где: Mj - масса выброса j-го загрязняющего вещества, г/с;
n, qij, L, AЭ(ТО)i, КС - аналогичны значениям, приведенным в формуле (1);
Д - количество рабочих дней в году.
В многоэтажных гаражах-стоянках с выездом автомобилей через нижерасположенные этажи количество загрязняющих веществ, выделяющихся в каждом этаже, определяется по формуле (1) с учетом транзитного пробега автомобилей с вышерасположенных этажей в соответствии с технологической частью проекта.
3. Для ускорения и упрощения расчетов приземной концентрации на каждом предприятии рассматриваются те из выбрасываемых вредных веществ, для которых
(5.37)
(5.38)
(5.39)
(7.7)
Здесь М (г/с) - суммарное значение выброса от всех источников предприятия, соответствующее наиболее неблагоприятным из установленных условий выброса, включая вентиляционные источники и неорганизованные выбросы; ПДК (мг/м3) - максимальная разовая предельно допустимая концентрация; (м) - средневзвешенная по предприятию высота источников выброса (см. п. 7.8).
(7.8)
Здесь Nп - число предприятий в городе, Мi (г/с) и (м) - соответственно полный выброс н его средневзвешенная высота на i-м предприятии; М(0–10)j, М(11–20)j и т. д. - суммарные выбросы j-го предприятия в интервалах высот источников до 10 м включительно, 11 - 20, 21 - 30 м и т. д. Если все источники на i-м предприятии являются низкими или наземными, т. е. высота выброса не превышает 10 м (выбросы могут быть как организованными, так и неорганизованными), то принимается равной 5 м.
Таблица 3.1
Удельные выбросы загрязняющих веществ от автомобилей с учетом возраста парка и его технического состояния, г/км
Тип автомобилей | 1990 г. | 1995 г. | 2000г. | ||||||
СО | СН | NOX | СО | СН | NOX | СО | СН | NOX | |
Автомобили легковые, в том числе работающие на СНГ: | |||||||||
малого класса | 24,0 | 3,3 | 0,72 | 20,5 | 2,7 | 0,68 | 17,2 | 1,4 | 0,55 |
среднего класса | 29,0 | 2,7 | 0,81 | 24,2 | 1,9 | 0,72 | 20,8 | 1,3 | 0,63 |
Автобусы с бензиновыми ДВС: | |||||||||
особо малого класса | 29,0 | 3,1 | 1,08 | 27,2 | 2,4 | 0,9 | 24,2 | 1,7 | 0,85 |
малого класса | 16,3 | 4,5 | 72,0 | 10,0 | 3,4 | 64,0 | 7,6 | 3,2 | |
среднего класса | 25,2 | 6,3 | 85,0 | 16,2 | 5,9 | 67,0 | 11,5 | 5,4 | |
большого класса | 31,0 | 7,2 | 90,0 | 17,4 | 6,6 | 73,0 | 15,8 | 6,4 | |
Автобусы с дизельными ДВС | |||||||||
большого и особо большого классов | 34,2 | 11,2 | 7,7 | 20,5 | 8,2 | 6,8 | 16,0 | 7,2 | 6,8 |
Автомобили грузовые с бензиновыми ДВС; в том числе работающие на СНГ: | |||||||||
особо малой грузоподъемности | 27,5 | 2,9 | 0,9 | 25,2 | 2,2 | 0,81 | 21,6 | 1,44 | 0,72 |
малой грузоподъемности | 90,5 | 12,7 | 2,6 | 73,5 | 9,5 | 2,3 | 59,5 | 7,2 | 2,2 |
средней грузоподъемности | 110,0 | 22,2 | 4,9 | 83,5 | 10,7 | 3,6 | 65,3 | 8,6 | 3,4 |
большой грузоподъемности | 27,2 | 6,5 | 89,0 | 17,7 | 6,4 | 70,0 | 12,9 | 6,3 | |
Автомобили грузовые малой и средней грузоподъемности, работающие на СНГ | 46,9 | 11,1 | 6,0 | 36,4 | 10,5 | 5,8 | 32,6 | 10,3 | 6,9 |
Автомобили грузовые большой и особо большой грузоподъемности с дизельными ДВС | 35,6 | 11,5 | 7,7 | 20,9 | 8,3 | 6,8 | 17,0 | 7,7 | 6,8 |
Примечания: 1. Значения удельных выбросов приведены для снаряженного автомобиля (без нагрузки) при среднетехнической скорости 30 км/час.
2. При оснащении автомобилей нейтрализаторами заводского изготовления удельные выбросы СО и СН могут быть снижены на 80%, NOX - на 50%.
Таблица 3.2
Удельные выбросы загрязняющих веществ от легковых автомобилей с
дизельными двигателями
Тип легкового автомобиля с дизельным двигателем | Удельные выбросы загрязняющих веществ, г/км | ||||
СО | CH | NOх | С | SO2 | |
Малого класса | 1,0 | 0,2 | 1,1 | 0,06 | 0,214 |
Среднего класса | 1,8 | 0,4 | 1,9 | 0,10 | 0,250 |
Таблица 3.3
Удельные выбросы диоксида серы (SO2)
Тип автомобиля | Вид топлива | Удельный пробеговый выброс SO2, г/км | |
холодный период года | теплый период закрытая автостоянка | ||
Легковые автомобили | Б | 0,009 | 0,007 |
Автобусы** | |||
- особо малого класса | Б | 0,090 | 0,070 |
- малого класса | Б | 0,140 | 0,110 |
- среднего класса | Б | 0,260 | 0,210 |
- большого класса | Б | 0,330 | 0,260 |
- большого класса | Д | 0,850 | 0,680 |
- особо большого класса | Д | 0,970 | 0,780 |
Грузовые автомобили**: | |||
- особо малой грузоподъемности | Б | 0,100 | 0,080 |
- малой грузоподъемности | Б | 0,130 | 0,109 |
- средней грузоподъемности | Б | 0,220 | 0,180 |
- большой грузоподъемности | Б | 0,280 | 0,240 |
- большой грузоподъемности | Д | 0,850 | 0,680 |
- особо большой грузоподъемности | Д | 0,970 | 0,780 |
Примечание: 1. Вид топлива: Б - бензин, Д - дизельное топливо
2. Для газобаллонных автомобилей (сжатый газ) удельные значения выбросов SO уменьшаются на 10%.
3. Коэффициент влияния режима движения принимается равным 1,0.
Условный пробег одного автомобиля за цикл (въезд и выезд), определяется по таблице 3.4, является ориентировочным и подлежит уточнению в каждом конкретном случае в зависимости от площади и конфигурации помещения, количества рабочих постов и машиномест хранения, схемы расстановки подвижного состава.
Таблица 3.4
Условный пробег одного автомобиля за цикл (въезд и выезд)
Наименование сооружений, зданий, помещений | Условный пробег, км | |||
легкового автомобиля | грузового автомобиля или автобуса | |||
въезд | выезд | въезд | выезд | |
Открытая стоянка с подогревом | 0,3 | 0,8 | 0,4 | 1,4 |
Закрытая (теплая) стоянка манежная | 0,25 | 0,7 | 0,3 | 1,2 |
Закрытая стоянка боксовая | 0,01 | 0,5 | 0,02 | 0,8 |
Движение по территории предприятия | Устанавливается технологической частью проекта |
Таблица 3.5
Коэффициенты влияния режима движения (скорости) автомобиля и способа хранения на стоянке
Наименование сооружение помещений, режим движения автомобиля | Коэффициент корректирования , КС | |||
СО | СН | NOX | ||
Открытая стоянка с подогревом: | ||||
движение автомобилей по территории со среднетехнической скоростью - 10 км/час | 1,2 | 1,1 | 1,0 | |
То же, без подогрева (t<0°С) | 2,0 | 1,6 | 1,0 | |
Закрытая стоянка, помещения постов ТО и ТР автомобилей: | ||||
движение автомобилей со среднетехнической скоростью 5 км/час | 1,4 | 1,2 | 1,0 | |
Показатели режимов содержания автомобилей на автостоянках при определении валовых выбросов принимать по таблице 3.6, с учетом коэффициента усреднения за год равного 0,5. Указанные в табл. 3.6 количество въездов в час следует считать от общего количества машино-мест, обеспеченного одним въездом-выездом, но не менее 1 минуты на выезд одной машины.
Таблица 3.6
автостоянки | ||||
Показатели | постоянного хранения | кратковременного хранения | ||
ГСК | под жилыми домами | при офисах | общего назначения | |
Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест | ||||
То же одновременно въездов | - | |||
Общее количество выездов автомобилей в час пик в % от общего количества машино-мест в стоянке в холодный период года (при отрицательных температурах) | ||||
То же одновременно въездов | - | |||
Общий разбор автомобилей в наиболее напряженные сутки в % от общего количества мест в стоянке |
Для открытых автостоянок количество въездов и выездов следует принимать соответственно 15 и 25%.
Показатели табл. 3.1-3.6 рекомендуются для расчетов максимальных секундных и годовых выбросов в час пик при определении загазованности окружающей атмосферы.
Исходные данные
Таблица 3.7
Варианты заданий
Вариант | |||||||||
Тип автостоянки | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом |
Кол-во а/м малого кл. | |||||||||
Кол-во а/м среднего кл. | |||||||||
Вариант | |||||||||
Тип автостоянки | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | крытая под домом | открыт. общего назнач. | крытая под домом | крытая под домом | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. |
Кол-во а/м малого кл. | |||||||||
Кол-во а/м среднего кл. | |||||||||
Кол-во грузовых а/м диз | |||||||||
Вариант | |||||||||
Тип автостоянки | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. | открыт. общего назнач. |
Кол-во а/м малого кл. | |||||||||
Кол-во а/м среднего кл. |
Литература
1. ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.
2. МГСН 5.01-94* Стоянки легковых автомобилей.
3. Пособие к МГСН 5.01.94* Стоянки легковых автомобилей.
4. ОНД-86/ГОСКОМГИДРОМЕТ. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.