ТЕМА 3. Расчет рассеяния выбросов от автотранспорта

Цель занятия:провести оценку приземных полей концентраций токсичных веществ по модели Гауссового распределения примесей в атмосфере.

Задачи:определить концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, учитывая метеоусловия района рассеивания и наметить лан мероприятий по защите жилой застройки.

При расчете рассеяния выбросов от автотранспорта и определения концентрации токсичных веществ на различном удалении от дороги используется модель Гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах. В настоящее время практически во всех странах модели такого типа доминируют в нормативных документах, определяющих правила расчета приземных полей концентраций.

В моделях гауссового типа предполагается, что рассеяние нейтрально-плавучей примеси в трехмерном пространстве происходит по нормальному закону распределения при условии сохранения термодинамических условий атмосферы и постоянства вектора скорости ветра. Учет ряда иных факторов, влияющих на перенос, рассеяние и осаждение примеси, выполняется введением различных поправок, которые позволяют учесть, например, отражение примеси от границ слоя рассеяния, взаимодействие примеси с поверхностью, сухое и влажное осаждение, химические превращения и пр. эффекты [9].

Задание:

1. Определить концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от автотранспорта с учетом условий их рассеивания.

2. По результатов расчетов построить график загрязнения отработавшими газами придорожной зоны.

3. Наметить план мероприятий по снижению влияния и рассеивания выбросов автотранспорта на жилую зону.

Порядок выполнения расчетов:

Концентрация загрязнений атмосферного воздуха окисью углерода, углеводородами, окислами азота, соединениями свинца вдоль автомобильной дороги определяется по формуле:

ТЕМА 3. Расчет рассеяния выбросов от автотранспорта - student2.ru (6)

где C – концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/м3;

σ – стандартное отклонение Гауссового рассеивания в вертикальном направлении, м (табл. 4);

V – скорость ветра, преобладающего в расчетный месяц летнего периода, м/с;

φ – угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги. При угле от 90 до 30 градусов скорость ветра следует умножать на синус угла, при угле менее 30 градусов используют коэффициент 0,5;

F – фоновая концентрация загрязнения воздуха, г/м3.

Таблица 4 – Значения стандартного Гауссового отклонения при удалении

от кромки проезжей части

Приходящая солнечная радиация Значения стандартного Гауссового отклонения σ при удалении от кромки проезжей части, в метрах
Сильная
Слабая
Примечание: Сильная солнечная радиация соответствует ясной солнечной погоде, слабая - пасмурной (в т.ч. дождливой). Величина должна приниматься в расчетный период наибольшей интенсивности движения (летний период). Уровень солнечной радиации принимается в зависимости от того, какая погода превалирует в расчетный месяц.

Результаты расчета по формуле 6 сопоставляются с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными органами Министерства здравоохранения с учетом класса опасности для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест (табл. 5).

Таблица 5 – Предельно допустимая концентрация токсичных составляющих отработавших газов в воздухе населенных мест, мг/м3

Вид вещества Класс опасности Среднесуточные предельно допустимые концентрации, мг/м3
Окись углерода 3,0
Углеводороды 1,5
Окислы азота 0,04
Соединения свинца 0,0003

По полученным результатам строится график загрязнения отработавшими газами придорожной зоны. Пример графика приведен на рисунке 4.

ТЕМА 3. Расчет рассеяния выбросов от автотранспорта - student2.ru

Рисунок 4 – Снижение концентрации СО за счет устройств трехрядных

посадок деревьев

При необходимости уменьшения ширины распространения загрязнения следует предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке (прил. А).

Выбор защитных мероприятий следует осуществлять на основе технико-экономического сравнения следующих основных вариантов:

- изменение параметров дороги, направленное на повышение средней скорости транспортного потока;

- ограничение движения отдельных типов автомобилей полностью или в отдельные интервалы времени;

- усиление контроля за движением автомобилей с неотрегулированными двигателями по участку, чувствительному к загрязнению воздушной среды, в целях минимизации токсичных выбросов;

- устройство защитных сооружений.

Наши рекомендации