ТЕМА 3. Расчет рассеяния выбросов от автотранспорта
Цель занятия:провести оценку приземных полей концентраций токсичных веществ по модели Гауссового распределения примесей в атмосфере.
Задачи:определить концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, учитывая метеоусловия района рассеивания и наметить лан мероприятий по защите жилой застройки.
При расчете рассеяния выбросов от автотранспорта и определения концентрации токсичных веществ на различном удалении от дороги используется модель Гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах. В настоящее время практически во всех странах модели такого типа доминируют в нормативных документах, определяющих правила расчета приземных полей концентраций.
В моделях гауссового типа предполагается, что рассеяние нейтрально-плавучей примеси в трехмерном пространстве происходит по нормальному закону распределения при условии сохранения термодинамических условий атмосферы и постоянства вектора скорости ветра. Учет ряда иных факторов, влияющих на перенос, рассеяние и осаждение примеси, выполняется введением различных поправок, которые позволяют учесть, например, отражение примеси от границ слоя рассеяния, взаимодействие примеси с поверхностью, сухое и влажное осаждение, химические превращения и пр. эффекты [9].
Задание:
1. Определить концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от автотранспорта с учетом условий их рассеивания.
2. По результатов расчетов построить график загрязнения отработавшими газами придорожной зоны.
3. Наметить план мероприятий по снижению влияния и рассеивания выбросов автотранспорта на жилую зону.
Порядок выполнения расчетов:
Концентрация загрязнений атмосферного воздуха окисью углерода, углеводородами, окислами азота, соединениями свинца вдоль автомобильной дороги определяется по формуле:
(6)
где C – концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/м3;
σ – стандартное отклонение Гауссового рассеивания в вертикальном направлении, м (табл. 4);
V – скорость ветра, преобладающего в расчетный месяц летнего периода, м/с;
φ – угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги. При угле от 90 до 30 градусов скорость ветра следует умножать на синус угла, при угле менее 30 градусов используют коэффициент 0,5;
F – фоновая концентрация загрязнения воздуха, г/м3.
Таблица 4 – Значения стандартного Гауссового отклонения при удалении
от кромки проезжей части
Приходящая солнечная радиация | Значения стандартного Гауссового отклонения σ при удалении от кромки проезжей части, в метрах | ||||||||
Сильная | |||||||||
Слабая | |||||||||
Примечание: Сильная солнечная радиация соответствует ясной солнечной погоде, слабая - пасмурной (в т.ч. дождливой). Величина должна приниматься в расчетный период наибольшей интенсивности движения (летний период). Уровень солнечной радиации принимается в зависимости от того, какая погода превалирует в расчетный месяц. |
Результаты расчета по формуле 6 сопоставляются с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными органами Министерства здравоохранения с учетом класса опасности для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест (табл. 5).
Таблица 5 – Предельно допустимая концентрация токсичных составляющих отработавших газов в воздухе населенных мест, мг/м3
Вид вещества | Класс опасности | Среднесуточные предельно допустимые концентрации, мг/м3 |
Окись углерода | 3,0 | |
Углеводороды | 1,5 | |
Окислы азота | 0,04 | |
Соединения свинца | 0,0003 |
По полученным результатам строится график загрязнения отработавшими газами придорожной зоны. Пример графика приведен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Снижение концентрации СО за счет устройств трехрядных
посадок деревьев
При необходимости уменьшения ширины распространения загрязнения следует предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке (прил. А).
Выбор защитных мероприятий следует осуществлять на основе технико-экономического сравнения следующих основных вариантов:
- изменение параметров дороги, направленное на повышение средней скорости транспортного потока;
- ограничение движения отдельных типов автомобилей полностью или в отдельные интервалы времени;
- усиление контроля за движением автомобилей с неотрегулированными двигателями по участку, чувствительному к загрязнению воздушной среды, в целях минимизации токсичных выбросов;
- устройство защитных сооружений.