II. Частная (прикладная) медицинская экология
1. Медицинская экология природных компонентов биосферы.
2. Медицинская экология природных зон.
3. Медицинская экология социума.
4. Медицинская экология техносферы.
5. Медицинская экология рекреации.
6. Региональная медицинская экология и страноведение.
- Медицинская экология индустриальных стран.
- Медицинская экология развивающихся стран.
- Медицинская экология городов.
- Медицинская экология сельских районов.
- Медицинская экология неосвоенных территорий.
7. Медицинская экология путешествий и миграций.
8. Медицинская экология катастроф.
9. Военно-медицинская экология.
6.4. Концептуально-методологические подходы.
Разработка проблем медицинской экологии и ее составной части - военно-медицинской экологии во многом определяется исследованием и решением геоэкологических проблем, которые в современную эпоху приобрели качественно новый характер.
Во-первых, все чаще в основе геоэкологических явлений стали находиться не только природные, но и антропогенные причины.
Во-вторых, на протяжении последних десятилетий увеличилась частота экологических катастроф.
В-третьих, в результате научно-технической революции возросли и расширились взаимосвязи между населением и окружающей средой, их интенсивность и уязвимость; появились (и продолжают появляться) новые биологически-эффективные факторы (химические, физические, биологические, социокультурные, психофизиологические, информационные и др.).
В-четвертых, изменился пространственный размах геоэкологических явлений (от локальных и региональных - к национальным, континентальным и глобальным).
В-пятых, здоровье населения все явственнее становится (и осознается) интегральным индикатором медико-экологического благополучия, критерием его оценки, а экологические процессы - ведущими детерминантами здоровья и благополучия людей.
По степени остроты различают 5 типов экологических ситуаций:
- катастрофическая (зона экологического бедствия);
- кризисная (зона чрезвычайной экологической ситуации);
- критическая;
- напряженная;
- относительно удовлетворительная.
Важно отметить, что одним из критериев этой классификации являются условия проживания и состояние здоровья населения.
Уже в настоящее время около 20% населения СНГ живет в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагоприятных условиях. Всего на территории бывшего СССР выделено более 290 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих 16% его площади. Ареалы с наиболее сложным комплексом проблем обусловлены, главным образом, загрязняющим влиянием промышленных центров, а также интенсивным использованием природных ресурсов (горные разработки, сельскохозяйственное производство, рубки леса) и очень высокой плотностью населения.
При исследовании медико-экологической ситуации следует учитывать также трансграничный перенос загрязнений атмосферы и гидросферы. Например, по оценкам специалистов, 90% загрязнений, выпадающих из атмосферы на территорию Норвегии, приносится из других стран, в том числе из России.
При разработке медико-экологических проблем нельзя не учитывать общих основных закономерностей медицинской географии, которые определяют пространственные особенности медико-экологических процессов и явлений и суть которых сводится к следующему:
- рассеяние и концентрация (очаговость) в пространстве этих явлений;
- пространственная неоднородность и неравномерность их развития;
- адекватность их элементов, структуры и динамики комплексу географических условий (природных, социально-экономических, демографических);
- зональность и азональность предпосылок и проявлений этих явлений и процессов.
Все это без труда можно обнаружить, если посмотреть на экологические и медико-географические карты, отражающие некоторые сравнительно хорошо изученные явления и процессы (природные очаги трансмиссивных и паразитарных болезней, ареалы микроэлементозов, глобальное загрязнение атмосферы продуктами извержения крупных вулканов и ядерных взрывов, территориальное размещение вредных производств, геопатогенных зон, ресурсов и инфраструктуры медицинских служб, расселение населения, заболеваемость и смертность населения и т.д.).
Одним из критериев рациональной системы природопользования и охраны здоровья является ее способность обеспечивать нейтрализацию и профилактику возможных неблагоприятных экологических последствий воздействия человека на природу в процессе хозяйственной и иной (в том числе осуществляемой военным ведомством) деятельности. С точки зрения медицинской экологии можно выделить следующие 3 типа этих последствий, различающихся по механизму, времени и пространственному размаху:
1. Непосредственные медико-экологические последствия по типу "короткого замыкания". Например, возникновение заболеваний в войсках, прибывших на территорию, расположенную в пределах не выявленных ареалов болезней; завозные вспышки заболеваний; травмы и отравления в результате природных и техногенных катастроф. Они имеют, как правило, локальную приуроченность, проявляются немедленно или сравнительно быстро. Иногда они проявляются и в течение более продолжительного времени (например, психические расстройства и психосоматические заболевания).
2. Опосредованные медико-экологические последствия. Например, изменение ареалов зооантропонозов и их структуры в результате развития животноводства и мелиорации земель; изменение роли водного фактора в распространении болезней вследствие урбанизации; прокладка новых дорог, ведущая к изменению путей распространения болезней. Эти последствия имеют более многоступенчатые пространственные причинно-следственные связи и более "разлитую" территориальную приуроченность, проявляются медленнее.
3. Отдаленные медико-экологические последствия. К ним можно отнести некоторые заболевания, имеющие продолжительный (исчисляемый годами) инкубационный (латентный) период (лепра, рак, куру, СПИД), генетические болезни и некоторые последствия, вызываемые физическими и химическими факторами. Эти последствия также могут быть связаны с антропогенными изменениями ландшафтов и экосистем, путей циркуляции возбудителей и условий формирования генофонда. Они зачастую могут иметь планетарный и вековой характер.
Таким образом, разработка мероприятий по профилактике и нейтрализации неблагоприятных медико-экологических явлений должна проводиться дифференцированно с учетом перечисленных выше типов последствий антропогенных воздействий на природу.
В настоящее время одним из наиболее доступных и распространенных направлений изучения различных аспектов воздействия окружающей среды на здоровье населения является факторный подход, т.е. сосредоточение внимания на факторах риска, непосредственно ведущих к "средовым" заболеваниям. Ниже приводятся схема основных из этих факторов и группы критериев их оценки (табл. 1).
Таблица 1.
Факторы риска окружающей среды для здоровья и их критерии
(Келлер А.А., 1993)
а) Природные
1.Абиотические:
- климато-метеорологические (температура, движение воздуха, осадки, ливни, ураганы, засухи и т.д.);
- орографические (разряжение атмосферы, лавины, оползни, сели, проходимость);
- геофизические (геомагнитные бури, землетрясения, цунами, гравитационные и тепловые аномалии, гелио-земные воздействия);
- гидрографические (наводнения, заболачивание, осушение, подтопление, источники водоснабжения, состав поверхностных и подземных вод, способность их к самоочищению и переносу загрязнений);
- геологические (состав пород, стратиграфия, тектонические разломы, радиация, радон, карст, полезные ископаемые);
- почвенные (микроэлементы, способность к самоочищению, пылеобразование, кислотно-щелочное равновесие, состав и структура).
2. Биотические:
- фауна (ядовитые и опасные животные, резервуары и переносчики возбудителей болезней, пищевые ресурсы);
- флора (ядовитые и лекарственные растения, поллены, пищевые ресурсы, очистка воздуха, биоиндикация экологических вредностей);
- микрофлора (воздуха, воды, почв, животных, растений, продуктов питания, объектов);
- биологические компоненты комплексов (токсины, белки, продукты обмена веществ);
- биоценозы (природные очаги болезней).
б) Социально-экономические
- население (демография, расселение, урбанизация, миграции, половозрастной и профессиональный состав, культура, образ жизни, обычаи, конфессии, материальное благополучие);
- территориальная организация общества, хозяйственное использование земель;
- физические загрязнения (воздуха, воды, почвы; радиация, электромагнитные поля, тепловое загрязнение, шум, аэрозоли);
- химические загрязнения (воздуха, воды, почвы, растений, животных, продуктов питания, объектов);
- биологические факторы (микробные загрязнения воздуха, воды, почвы; органические отходы, аллергены);
- промышленные и транспортные факторы (аварии, катастрофы, ДТП, грузопотоки);
- коммунально-бытовые факторы;
- санитарно-гигиеническое состояние и эпидемический статус;
- психотравмирующие факторы (стрессоры, экологическая утомляемость);
- медицинские и ветеринарные службы и инфраструктура.
в) Комплексные
- ландшафтные
- зональные
- планетарные
- исторические
- палеонтологические
II. Критерии
- альтернативные (отсутствие — наличие; +, -);
- количественные (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС, ОБУВ, нормативы, показатели и др.);
- полуколичественные (ранговые): балльные или сравнительные (хорошие, удовлетворительные, плохие, экстремальные и т.п.);
- комплексные (ландшафтные, медико-географические, интегральные показатели состояния здоровья и среды).
Н.Ф.Реймерс (1990) предлагает классификацию экологических факторов риска, приводимую в табл. 2.
По периодичности действия на людей компоненты окружающей среды можно разделить на:
1) относительно постоянно действующие (например, пониженное атмосферное давление в горах, загазованность атмосферы в крупных городах, тепловые аномалии, конфессии);
2) периодически повторяющиеся (циклические) (например, циклы солнечной активности, сезонность природных явлений, биологические ритмы, смена поколений, пандемии и эпидемии);
3) нарастающие и угасающие (трансформирующиеся) (например, демографический и эпидемиологический переходные периоды, истощение ресурсов растительного и животного мира, обезлесение, опустынивание);
4) ациклические (например, землетрясения, промышленные катастрофы, цунами).
По устранимости влияния факторов среды на жизнедеятельность людей их можно делить на: 1) устранимые, 2) трудноустранимые, 3) частично устранимые, 4) неустранимые.
Таблица 2.
Классификация экологических факторов
(Реймерс Н.Ф., 1990).
Признак классификации | Факторы |
По времени | Эволюционный, исторический, действующий |
По периодичности | Периодический, непериодический |
По очередности возникновения | Первичный, вторичный |
По происхождению | Космический, абиотический (он же абиогенный), биогенный, биологический, биотический, природно-антропогенный, антропогенный (в т.ч. техногенный, загрязнения среды), антропический (в т.ч. беспокойства) |
По среде возникновения | Атмосферный, водный (он же влажности), геоморфологический, эдафический, физиологический, генетический, популяционный, биоценотический, экосистемный, биосферный |
По характеру | Вещественно-энергетический, физический (геофизический, термический), биогенный (он же биотический), информационный, химический (солености, кислотности), комплексный (экологический, эволюции, системообразующий, географический, климатический) |
По объекту | Индивидуальный, групповой (социальный, этологический, социально-экономический, социально-психологический, видовой (в т.ч. человеческий, жизни общества) |
По условиям среды | Зависящий от плотности, не зависящий от плотности |
По степени воздействия | Летальный, экстремальный, лимитирующий, беспокоящий, мутагенный, тератогенный, канцерогенный |
По спектру воздействия | Избирательный, общего действия воздействия |
Оценка устранимости отрицательного воздействия факторов на здоровье людей приобретает особенно важное значение при разработке проектов и планов освоения новых районов (строительства военных объектов и баз, размещения военных городков). Устранение (или ослабление) отрицательного воздействия факторов окружающей среды в ряде случаев достигается с помощью инженерно-технических мер и средств, систем жизнеобеспечения, социальной адаптации, т.е. путем защиты человека с помощью так называемой "брони цивилизации".
7. Содержание занятия:
· Самостоятельная работа студентов:
1. Решение тестовых заданий для определения исходного уровня знаний.
2. Решение тестовых заданий для определения заключительного уровня знаний.
3. Контрольная работа по данной теме.
· Работа с преподавателем по теме занятия:
1. Оценка исходного уровня знаний по исходным вопросам.
2. Совместная работа с преподавателем по теме занятия:
- Задачи и объекты изучения прикладной экологии.
- Основные законы, правила и принципы прикладной экологии.
- Медицинская экология как отрасль прикладной экологии.
3. Оценка заключительного уровня знаний студентов (контрольные вопросы)
4. Обсуждение результатов СРС
5. Подведение итогов занятия
· Контроль исходного и итогового уровня знаний
Тестовые задания для определения исходного уровня знаний студентов
1. Что такое экологическая ниша?
А). совокупность всех факторов среды, в пределах которого возможно существование вида в природе
Б). местообитание вида
В). функциональная роль вида в сообществе
Г). толерантность вида к физическим и химическим факторам среды
Д). толерантность вида к биологическим факторам среды
2. Какой раздел экологии изучает взаимоотношения популяций с окружающей средой, их структуру и динамику численности:
А). демэкология
Б). синэкология
В). аутэкология
Г). медицинская экология
Д). санитарная экология
3. Что такое "биотический потенциал" популяции?
А). возможности размещения вида при оптимальных условиях среды
Б). возможности сопротивления среды
В). способность организмов определенной популяции адаптироваться к условиям среды
Г). способность популяции мигрировать за пределы биоценоза
Д). конкурентноспособность популяции
4. От чего зависит экологическая толерантность организма?
А). от пола
Б). от возраста
В). от стадии индивидуального развития
Г). от массы
Д). от длины
5. Какие требования организма к условиям существования предполагает понятие "экологическая ниша"?
А). занимаемое видом пространство
Б). функциональная роль вида в сообществе
В). толерантность вида по отношению к факторам среды
Г). отсутствие конкурентов
Д). наличие оптимальных условий среды
6. В чем заключается содержание экологии человека как науки?
А). выяснении взаимообусловленности отношений человека с окружающей его средой
Б). познание закономерностей антропогенного влияния на природные экосистемы
В). научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы
Г). изучение закономерностей функционирования экосистем
Д). изучение закономерности организации сообществ
7. Какие существуют виды адаптации организмов к условиям среды?
А). индивидуальные
Б). групповые
В). типовые
Г). семейные
Д). общие
8. Назовите формы групповых адаптаций:
А). изменение морфологических признаков
Б). изменение физиологических реакций
В). функциональные изменения
Г). генетические изменения
Д). изменение трофики
9. Чем характеризуются индивидуальные адаптации организмов к неблагоприятным факторам среды?
А). происходят в относительно короткий промежуток времени
Б). формируются при длительном воздействии неблагоприятного фактора
В). имеют функциональную природу
Г). формируются на генетическом уровне
Д). формируют новые морфологические признаки и физиологические реакции
10. Чем характеризуются групповые адаптации организмов к неблагоприятным факторам среды?
А). происходят в относительно короткий промежуток времени
Б). формируются при длительном воздействии неблагоприятного фактора
В). имеют функциональную природу
Г). формируются на генетическом уровне
Д). формируют новые морфологические признаки и физиологические реакции
11. Какие адаптивные типы выделяют в соответствии с преобладающими факторами географической среды?
А). тропический
Б). арктический
В). высокогорный
Г). умеренного климата
Д). пустынный
12. Какие морфофункциональные признаки характерны для людей тропического адаптивного типа?
А). удлиненная форма тела
Б). относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей
В). более интенсивное потоотделение
Г). низкие показатели основного обмена
Д). значительная плотность тела
13. Какие морфофункциональные признаки характерны для людей арктического типа?
А). значительная плотность тела
Б). сильно развитая костно-мускульная система
В). большой объем грудной клетки
Г). усиленный энергообмен
Д). низкие показатели основного обмена
14. Какие морфофункциональные признаки характерны для людей высокогорного адаптивного типа?
А). высокий рост
Б). увеличение продольно-поперечного индекса грудной клетки
В). высокий уровень основного обмена
Г). повышенный уровень гемоглобина
Д). повышенное потоотделение
15. Какие существуют хозяйственно-культурные типы сообщества людей?
А). присваивающий тип с преобладанием собирательства, охоты, рыболовства
Б). тип примитивного земледелия и скотоводства
В). тип промышленного производства с высокоразвитым земледелием и животноводством
Г). тип специфического производства
Д). сельскохозяйственный тип
Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний
1. Биосфера как глобальная экосистема.
2. Основные свойства биосферы.