Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом

Транспорт по ряду примесей может быть основным источником загрязнения атмосферного воздуха. Количество вредных выбросов, поступающих в атмосферный воздух от автотранспорта, зависит от качественного и количественного составов парка автомобилей, условий организации уличного движения, архитектурно-планировочных особенностей сети автомагистралей и других факторов. В настоящее время действуют несколько ГОСТов и ОСТов, регламентирующих содержание оксида углерода и других примесей в отработавших газах (ОГ). Oни определяют также требования к выбросам бензиновых и дизельных двигателей.

ГОСТ 17.2.2.03 — 87 регламентирует предельно допустимое содержание углеводородов и оксида углерода в ОГ бензиновых двигателей неподвижного автомобиля при работе двигателя в двух режимах холостого хода: при минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала.

ОСТ 37.001.054—74 определяет предельно допустимый выброс двигателем автомобиля оксида углерода, оксидов азота и углеводородов при так называемом ездовом цикле, во время которого на стенде двигатель работает в четырех режимах движения, характеризующих движение автомобиля в условиях города с населением более 1 млн жителей. В этом ОСТе указаны нормы выброса разделенных по группам легковых автомобилей массой до 3500 кг, а также ужесточенные нормы выброса по годам. ОСТ применяется на автозаводах Минавтопрома и в специализированных организациях.

ОСТ 37.001.070—75 определяет предельно допустимый выброс бензиновым двигателем грузового автомобиля оксида углерода, оксидов азота и углеводородов при испытании на моторном стенде по нагрузкам, начиная от холостого хода и кончая максимальной мощностью. ОСТом определено дифференцированное по годам ужесточение норм выбросов. Этот ОСТ используется только на заводах Минавтопрома.

Автомобили с бензиновыми двигателями при эксплуатации в жаркое время года выбрасывают в атмосферный воздух пары углеводородов при испарении бензина из бензобаков, карбюраторов и при заправке на бензоколонках. В целях снижения вредного воздействия на окружающую среду на автотранспортных предприяти­ях проводится контроль токсичности ОГ двигателей. В настоящее время охрана атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ автотранспортом обеспечивается правовыми актами и стандарта­ми. Предусматривается улучшение организации технического об­служивания автомобилей. Регулировку систем зажигания автомо­билей предписывается проводить только на станциях техническо­го обслуживания и автозаправочных предприятиях. Выполнение та­ких работ водительским составом запрещено. Проверка токсично­сти ОГ автомобильных двигателей на предприятиях, имеющих менее 50 автомашин, проводится специализированными органи­зациями. Не разрешается выпуск на линию машин с концентраци­ей в ОГ вредных веществ, превышающей нормы, регламентиро­ванные ГОСТом. Токсичность ОГ автомобилей проверяется при техническом обслуживании, после регулировки карбюратора, а также при выборочных проверках контролирующими органами — ГИБДД, Инспекцией Госкомприроды, СЭС.

Оценка соответствия регулировки систем питания и зажигания нормативным критериям осуществляется только инструментальны­ми методами. С этой целью на автотранспортных предприятиях созда­ются стационарные посты и подвижные лаборатории контроля ток­сичности ОГ. Результаты контроля заносятся в карточку учета про­верок содержания вредных веществ в ОГ автомобильного двигателя. Продолжительность контроля на таком посту составляет 3... 5 мин.

К числу обязательных мероприятий контроля загрязнения ат­мосферного воздуха ОГ автотранспорта относится проверка орга­низации работ по снижению вредного влияния автотранспорта на автопредприятиях, станциях технического обслуживания и авто­ремонтных заводах, а также проверка наличия контрольно-изме­рительных приборов и др. Приказом по автопредприятию должны быть назначены ответственные лица за проведение проверки авто­мобилей на соответствие ОГ нормам стандартов по токсичности. Кроме того, должно быть организовано систематическое обучение персонала, занимающегося ремонтом, контролем и регулировкой двигателей автомобилей.

На всех станциях технического обслуживания автомобилей долж­на проводиться проверка содержания оксида углерода в ОГ ин­дивидуальных машин, и в случае необходимости должны выпол­няться работы по ремонту и регулированию систем питания и за­жигания двигателей. По результатам проверки владельцам машин выдаются специальные талоны. Если при проведении годовых осмотров или оперативном контроле автотранспорта на линии органами ГИБДД обнаружено превышение норм выбросов, машины не донускаются к эксплуатации.

Возможность использования стационарных и передвижных постов для контроля выбросов автотранспорта ограничены. Это связано с тем, что примеси от низких источников выбросов распределяются иначе, чем от высоких. Максимум концентрации примесей от выбросов ОГ автотранспорта находятся на самой транспортной магистрали, а при удалении от обочины резко падает, достигая фонового уровня на расстоянии 15…30 м. Данные лазерных

исследований показывают, что на расстоянии 25…30 м от обочины дороги существенных колебаний концентрации оксидов углерода от выбросов автотранспорта не наблюдается. Возможность использования для контроля выбросов стационарных постов наблюдений, расположенных в непосредственной близости от автомагистралей требует специального рассмотрения в каждом отдельном случае.

Измерение уровня загрязнения воздуха, обусловленного выбросами автотранспорта, проводится в комплексе с измерением уровня загрязнения выбросами промышленных источников, но может проводиться и самостоятельно. Оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха на автомагистралях и в прилегающей жилой зоне может быть проведена на основе определения в воздухе содержания как основных компонентов выхлопных газов (оксида углерода, углеводородов, оксида азота, акролеина, формальдегида, соединений свинца), так и продуктов их фотохимических превращений (озона и др.).

Для изучения особенностей загрязнения воздуха выбросами автотранспорта организуются специальные наблюдения, в результате которых определяются:

максимальные значения концентраций основных примесей, выбрасываемых автотранспортом в районах автомагистралей, и периоды их наступления при различных метеоусловиях и интенсивности движения транспорта;

границы зон и характер распределения примесей по мере удаления от автомагистралей;

особенности распространения примесей в жилых кварталах различного типа застройки и в зеленых зонах, примыкающих к магистралям;

особенности распределения транспортных потоков по магистралям города.

Наблюдения проводятся во все дни рабочей недели ежечасно с 6 до 13 ч или с 14 до 21 ч с чередованием дней с утренними и вечерними проверками. В ночное время наблюдения проводятся 1 — 2 раза в неделю.

Точки наблюдения выбираются на городских улицах с интенсивным движением транспорта и располагаются на различных участках улиц в местах, где часто производится торможение автомобилей и выбрасывается наибольшее количество вредных примесей. Кроме того, пункты наблюдения организуются в местах скопления вредных примесей из-за слабого рассеяния ( под мостами, путепроводами, в туннелях, на узких участках улиц и дорог с многоэтажными зданиями), а также в зонах пересечения двух и более улиц с интенсивным движением транспорта.

Приборы размещаются на тротуаре, на середине разделитель­ной полосы при ее наличии и за пределами тротуара — на рассто­янии половины ширины проезжей части одностороннего движе­ния. Пункт, наиболее удаленный от автомагистрали, должен рас­полагаться на расстоянии не менее 0,5 м от стены здания. На ули­цах, пересекающих основную автомагистраль, пункты наблюде­ния размещаются на краях тротуара, а также на расстояниях, пре­вышающих ширину магистрали в 0,5, 2 и 3 раза.

В кварталах старой застройки (сплошные ряды зданий с отдель­ными прочными проемами в них) пункты наблюдений располага­ют в центре внутриквартального пространства.

Интенсивность движения определяется путем учета числа про­ходящих транспортных средств, которые подразделяются на пять основных категорий (легковые автомобили, грузовые автомоби­ли, автобусы, дизельные автомобили, микроавтобусы и мото­циклы), ежедневно в течение 2...3 недель в период с 5...6 ч до 21...23 ч, а на транзитных автомагистралях — в течение суток. Подсчет числа проходящих транспортных единиц проводится в течение 20 мин каждого часа, а в 2...3-часовые периоды наиболь­шей интенсивности движения автотранспорта — каждые 20 мин. Средняя скорость движения транспорта определяется на основе показателей спидометра автомашины, движущейся в потоке транс­портных средств, на участке протяженностью от 0,5 до 1 км дан­ной автомагистрали. На основании результатов наблюдений вы­числяются средние значения интенсивности движения автотранс­порта в течение суток (или за отдельные часы) в каждой из точек наблюдения.

Единовременные измерения выбросов СО и СН в ОГ автомо­билей производятся с помощью газоанализаторов типа ГИАМ.

Метеорологические наблюдения включают в себя измерения тем­пературы воздуха и скорости ветра на уровнях 0,5 и 1,5 м от поверх­ности земли. Аналогичные наблюдения выполняются на метео­станции, расположенной за городом. При определении содержа­ния в воздухе озона одновременно на метеостанции проводятся наблюдения за интенсивностью прямой и солнечной суммарной ра­диации, которая оказывает существенное влияние на скорость проте­кания фотохимических реакций в воздухе и образование озона.

Наши рекомендации