Каркас городов — экономическое пространство современной эпохи
Тематика пространственного моделирования экономических территориальных систем получила дальнейшее развитие в работах А.Лёша, доказавшего, что пространство становится гетерогенным (неоднородным) именно в результате экономической деятельности. Феномен города рассматривается в концепции Лёша как баланс равнодействующих сил технического фактора концентрации (создающей экономию масштаба) и пространственного фактора рассеяния (расстояния, порождающего транспортные издержки). Города характеризуются высокой интенсивностью экономической жизни и соответственно высокой плотностью освоения территории. Поэтому города и связывающие их дороги уподобляют каркасу — некоторой решетчатой (рамочной) структуре, на которую «натянута» ткань сельской местности — малоинтенсивное пространство, состоящее из совокупности ячеек: сельских поселений, окруженных хозяйственными ареалами и входящих в зону влияния того города, который является их рынком сбыта. При этом размеры «зоны притяжения» большого города определяются радиусом самого крупного рынка сбыта. Наибольшее возможное совпадение секторов, богатых городами, может быть достигнуто при подходящих поворотах вокруг центра зоны этого рынка. Вдоль осей, идущих через такие секторы, проходят пути сообщения, обеспечивающие наименьшие транспортные издержки.
Каркас городов и ткань сельской местности образуют в концепции Лёша пространство экономического района, отображаемое системой шестиугольников разного размера.
Идеи Лёша получили развитие в конце 1950-х —начале 1960-х годов во Франции, а термин «каркас городов» оказался жизнеспособным, и хотя однозначного его толкования мы не найдем и по сей день, чаше всего под этим термином понимается просто иерархизированный набор городов некоторой территориальной зоны, рассматриваемой вместе с системой отношений между самими городами, между городами и окружающими их сельскими зонами влияния, а также с внешними связями этих городов (с прочими городами, лежащими вне исходной зоны).
В современных условиях возникает менее жесткая концепция каркаса городов, в которой весьма существенна их взаимодополнительность: звездные сети становятся синергетическими. Расчленение функций позволяет дифференцировать требования к территории, на которой они осуществляются. Поэтому города, обеспечившие свою привлекательность для бизнеса, резко увеличивают диапазон своих связей, вторгаясь тем самым в зоны влияния, примыкающие к весьма отдаленным городам сопоставимого уровня. Эти «длинные» связи и формируют те пучки лучей, которые характеризуют пространственную модель «сети звезд» (рис. 2.4). Длинные лучи обслуживаются пространственными коридорами нового типа, которые, в свою очередь, становятся трассами
для возникновения новых городов-спутников. Практически параллельно во всех регионах мира идет формирование более перспективной пространственной формы каркаса городов в виде «сети звезд». В основе этой конструкции узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товаров, людей и информации. Понимание реальных причин, приведших к формированию подобных структур, необходимо для действительно конструктивного территориального (в том числе ландшафтного) планирования.
Изменилось представление и о связи
города с прилегающими населенными пунктами. В первую очередь речь идет об устойчивых социальных связях с крупным городом жителей пригородной зоны. Такие связи проявляются, прежде всего, в форме так называемых маятниковых миграций, которые являются главным фактором,определяющим фактические гранииы урбанизированной территории реального города. Гигантские мегаполисы редко представляют собой компактную, полностью застроенную урбанизированную территорию: как правило, они являются мини-системами городов с характерными разрывами между достаточно высокоурбанизированными участками;нередко они представлены полицентрическими конурбациями (например, Рандстат в Нидерландах, префектура Осака и Большой Токио в Японии, Силиконовая долина в Калифорнии).Поэтому применительно к реальному городу в урбанистике нередко используют термин «городская агломерация».
2.4. Теория узловых районов и поляризованный ландшафт
Российский географ Б.Б.Родоман предложилрассматривать эволюцию экономического пространства как сочетание двух противоположно направленных, но диалектически взаимосвязанных процессов: дифференциации (разделение на качественно различные и внутренне связанные части) и интеграции (объединение частей в новые системы с сохранением или даже усилением различий между взаимосвязаннымиэлементами). В известной степени эти процессы можно считать социальными аналогами декомпозиции и агрегирования частей состава культурного ландшафта. В ходе такой эволюции пространства увеличивается пространственная дифференциация некогда однородной среды, что проявляется в концентрации (стягивании-собирании) объектов и явлений в группы или массивы и последующей стратификации (расслоении) получившихся агломератов на концентрические зоны. Таким образом, кольца Тюнена можносчитать частным случаем «стратифицированного концентрата» 136].
Функционально целостные и организованные вокруг концентрирующего центра ареалы Б. Б. Родоманпредложил называть «узловыми нодальными районами» (от nodal — узел) экономического пространства. Исследуя на протяжении многих лет свойства узловых районов, Б.Б.Родоман построил оригиналь-
нуютеорию, многие положения которой являются весьма важными для территориального планирования, в том числе для экологических его аспектов [36],
Узлы экономического пространства — это фокусные места, очаги многих видов деятельности и системы расселения в целом. Крупные города-узлы господствуют над окружающим пространством и выполняютв них главные функции, свойственные нодальным точкам: являясь мощными аттракторами, они притягивают и удерживают, собирают и перерабатывают, распределяют и «излучают» в окружающее пространство энергию и информацию, людей и ресурсы.
При развитии узловых районов они распространяют медленно сдвигающиеся центробежные волны освоения в виде концентрических зон, классическим примером которых можно считать волны дачно-рекреационного освоения, на фронтальной (внешней) стороне которых происходит превращение традиционных сельских поселений в дачные поселки, а на внутренней, обращенной к городу, — дальнейшая трансформация этих же дачных поселков в коттеджные. Деградация (угасание) узловых районов порождает обратное перемещение концентрических функциональных зон: они как бы возвращаются к источнику «возмущений*. Сам Б. Б. Родоман сформулировал этот вывод лаконично и точно: «на передовой стороне движущейся зоны волны ее ведущая функция (специализация — роль ареала в системе человеческой деятельности) проградирует, а на тыльной стороне деградирует» [36].
С этих позиций ландшафтное планирование — это проектирование и формирование новых зон путем расположения различных групп объектов региональных экономических систем вокруг центров или вдоль осевых линий дифференцированного экономического пространства.
Нодальным районам свойственна иерархичность, большие объектырастут за счет меньших: крупные горола — за счет средних, средние — за счет малых, малые — за счет крупных сел, крупные села — за счет заброса и запустения десятков мелких деревень. В этом неумолимом процессе, продиктованном принципом «экономии энергии». Б. Б. Родоман первым предложил видеть планировочный позитив: поляризация экономического пространства создаст лакуны освоения, которые могут служить островами заповедной природы: «правильная поляризация позволяет сохранить биосферу» [361-
Особое значение теория Б. Б. Родомана имеет для установления истинной конфигурации освоенного пространства. Анализируя круговуюконфигурацию ареалов многих городов и их пригородных зон, Б.Б.Родоман указывает на ее исторический характер, поскольку она продиктована транспортной изотропностью на первых стадиях развития: многие лучи-дороги, ведущие из города, играют примерно одинаковую роль, а городская граница формируется как кольцо, со временем эволюционировавшее в кольцевую автодорогу. Классическая треугольно-шестиугольная или близкая к ней конфигурация освоенного пространства узловых районов формируется при их стихийном развитии и сохраняется при использовании исторически сложившихся элементов культурного ландшафта. Однако в реальных системах расселения кристаллеровская решетка подвергается деформации и перестраивается в секторно-кольцевую, если один из центров усиливается настолько, что подчиняет себе остальные.
Описанная Б. Б. Родоманом «изохронная розетка» — лучшее из имеющихся объяснений плановой конфигурации освоенного пространства, поэтому свой-
ства этой розетки и способы ее деформации, трансформации и эволюции должны быть в центре внимания территориальных планировщиков (рис. 2.5).
Если говорить о конфигурации освоенного пространства на уровне субъектов — областей и регионов, то она определена централизацией коммуникаций, что выражается в преимущественном развитии радиальных центробежно-центростремительных направлений движения перед всеми прочими. Из-за отмирания или относительного ослабления местных дорог, пересекающих районные границы на окраинах узловых районов, формируются зоны пониженной транспортной доступности, практически выпадающие из современного экономического пространства.
Особое значение Б. Б. Родоман придает исторической устойчивости узловых районов. Административно-хозяйственные сетки России претерпели не одну реформу и многократно подвергались трансформации. Однако сравнение сеток дореволюционного и советского административно-территориального деления (АТД) с сеткой конца XX в. свидетельствует об удивительной живучести многих фокусов и организованных вокруг них ареалов: изменчивость узловых районов и подвижность их границ напоминает «колебание вокруг каких-то скрытых, не выявляющихся полностью, но незримо присутствующих структур» [36], заданных ландшафтом. Это качество, кстати, было одновременно замечено и в исследовании геоморфологов, зафиксировавших зависимость мозаики освоения (рисунок белых и зеленых листов среднемасштабной топографической карты) от рельефа территории. В этом обстоятельстве заключена анизотропность реальной географической среды — ландшафтной оболочки Земли.
Одним из прикладных (постепенно становящимся основным) результатов теории нодальных районов Б.Б.Родомана является открытое признание того обстоятельства, что неумолимая логика развития пространства освоения вынуждает нас строи-]ь экологический каркас в «пустых ячейках» экономической активности. «Звездному каркасу* поселений должна быть противопоставлена пространственная сеть слабоосвоенных, охраняемых или рекреационных природных территорий. Эта идея 30 лет назад была предложена Б.Б.Родоманом в виде концепции экологической организации территории или концепции поляризованного ландшафта (см. рис. 2.5). Основной момент концепции Б.Б.Родомана — признание городских и заповедных ландшафтов полярно противоположными и равноценными элементами современной биосферы, которые необходимо разделить промежуточными функциональными зонами для того, чтобы «возникал постепенный щадящий переход от искусственной среды к естественной, от интенсивного хозяйства к экстенсивному, от многолюдных многоэтажных и постоянных поселений к малолюдным, малоэтажным и постоянным, наконец, от густой транспортной сети к бездорожью, необходимому для охраны природы» [36].