II. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
“Ивановский государственный химико-технологический
университет”
А.Г. Бубнов, В.И. Гриневич, Н.А. Кувыкин
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Учебно-методическое пособие Под общей редакцией проф. В.В. Кострова
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области химической технологии и биотехнологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”
Иваново 2004
УДК 502.3:504.064.2 (470)
ББК 20.18
Э40
Бубнов А.Г., Гриневич В.И., Кувыкин Н.А. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебно-метод. пособие; 2-е изд. доп. и перераб.; Под общ. ред. Кострова В.В.. Иван. гос. хим.-технол. унт. -Иваново, 2004. – 260 с. ISBN 5-9616-0010-6
В издании приводится краткое изложение теоретических и законодательных основ, необходимых для выполнения практических заданий в учебном процессе и при проведении реальных экологических оценок. Приведено примерное содержание лекционного курса “Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза” для специальности 32.07.00 “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”. Представленные в пособии типовые задания и примеры их выполнения позволяют развить навыки выполнения и оформления разнообразных оценок воздействия на окружающую среду, в том числе и оценок экологического риска в соответствии с действующей на территории России нормативно-технической документацией. Контрольные вопросы по курсу лекций позволяют самостоятельно закрепить и понять теоретические основы указанного курса, и выработать современный подход к основам рационального природопользования и нормирования антропогенного воздействия.
Предназначено не только для студентов специальности 32.07.00 “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” очной и заочной форм обучения, но и для практических специалистов, научных работников и проектировщиков, участвующих в проведении экологических оценок.
Табл. 84. Ил. 8. Библиогр.: 20 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного химико-технологического университета
Рецензенты: доктор химических наук, профессор Колкер А.М. (Институт химии растворов РАН); отдел Государственной экологической экспертизы ГУ ПР и ООС МПР РФ по Ивановской области.
ISBN 5-9616-0010-6 ã Ивановский государственный химико-
технологический университет, 2004
Содержание
I. Содержание дисциплины………………………………………………………3
I.1 Введение……………….………………………………………………………5
1.2. Нормативная и законодательная база для оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы (ЭЭ)…………………...6
1.3. Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду ……….7
1.3.1. Основные этапы ОВОС. Подготовка “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”………………………………………………………….7
1.3.2. Подготовка “Заявления о воздействии на окружающую среду”.………..8
1.3.3. Проведение общественных слушаний решений по объекту……………..9
1.3.4. Согласование с органами управления России проекта перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объек-ту…………………………………………………………………………………...9
1.3.5. Оформление результатов проведения ОВОС…………………………….9
1.4. Экологическое нормирование и стандарты в природопользовании …….12
1.5. Экологическая экспертиза территорий в связи с их хозяйственным освоением ………………………………………………………… ................................... 13
1.5.1. Основные этапы и правила проведения Государственной экологической экспертизы………………………………………………………………….13
1.5.2. Критерии оценки современного состояния геосфер абиотической составляющей экосистем ………………………………………………………….14
1.6. Определение размеров санитарно-защитных зон…………………………17
1.7. Правовое регулирование и государственная политика по обращению с отходами………………………………………………………………………….18
II. Основные термины и определения, а также краткое изложение теоретиче
ских основ и законов России, необходимых для выполнения практических
заданий …………………………………………………………………………..19
11.1. Основные термины и определения………………………………………..19
11.2. Краткое изложение теоретических основ и законов России, необходимых для выполнения практических заданий………………………………………...29
III. Типовое задание для работы по курсу “ОВОС и ЭЭ”…………………….60 Приложение 1. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации……..62 Приложение 2. Типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании……………………………………………………72 Приложение 3. Варианты заданий для выполнения работ по курсу “Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза”…………..75 Приложение 4. Пример № 1 выполнения задания по курсу “ОВОС и
ЭЭ”…………………………………………………………………… . … 103
Приложение 5. Пример № 2 выполнения задания по курсу “ОВОС и ЭЭ”..152
Приложение 6. Регламент проведения Государственной экологической экс-пертизы………………………………………………………………………….190 Приложение 7. Положение о порядке проведения Государственной экологической экспертизы……………………………………………………………...199 Приложение 8. Примеры оформления и содержание экспертных заключе-ний……………………………………………………………………………….205 Рекомендуемая литература…………………………………………………….258
I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
I.1 ВВЕДЕНИЕ
Целью дисциплины “Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза” является выработка у студентов специальности 32.07.00 “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” навыков по научно-обоснованной оценке воздействия антропогенной деятельности на окружающую природную среду и классификации территорий по экологическим требованиям. Для этого студенты должны иметь представление об интегральных показателях качества окружающей среды и допустимой нагрузке на неё, знать и уметь использовать правовую и нормативно-техническую документацию по вопросам охраны, а также рационального использования природных ресурсов. Поэтому в процессе выполнения практических заданий они должны овладеть системным подходом к оценке экологической обстановки и получить опыт оценки воздействия на окружающую среду промышленных объектов, интегральных показателей загрязнения окружающей среды, установления параметров допустимого воздействия и уровня антропогенного риска. Для этого все студенты, обучающиеся по данной специальности, выполняют зачётную работу по курсу согласно выданного преподавателем задания (типовое задание - см. п. III, варианты заданий - прил. 3, примеры выполнения – прил. 4 и 5). Объём этой работы 20-25 рукописных страниц (без приложений), а срок сдачи - 15-16-я недели семестра – до зачёта.
В данном разделе пособия отмечено только рекомендуемое содержание самостоятельно изучаемого материала, контрольные вопросы для проверки полноты его усвоения, а также темы практических занятий.
I.2. НОРМАТИВНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) И
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ЭЭ)
Место экологической экспертизы при переходе на модель устойчивого развития и в охране окружающей среды (ООС). Задачи и цели ОВОС. Роль и место ОВОС в управлении воздействием на окружающую среду. Предназначение процедур ОВОС. Российское экологическое законодательство. Основные законодательные акты России, в соответствии с которыми производится ОВОС и на которых базируется институт ЭЭ. Основные принципы охраны окружающей природной среды в законе “Об охране окружающей природной среды”. Категорирование территорий в законе “Об особо охраняемых природных территориях”. Регулирование отношений, возникающих в связи с геологическим изучением недр, их использованием и охраной в законе “О недрах”. Охрана животного мира, а также сферы сохранения и восстановления среды его обитания в законе “О животном мире”. Водное законодательство в регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов в водном кодексе Российской Федерации. Закон об охране атмосферного воздуха. Основные положения законов “Об экологической экспертизе” и “Об отходах производства и потребления”. Основные инструменты управления охраной окружающей среды в России и необходимые изменения в структуре управления ООС.
Контрольные вопросы
1. Какое место занимает экологическая экспертиза в охране окружающей среды?
2. Что является конечной целью оценки воздействия на окружающую среду?
3. Назовите основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду, основных исполнителей и участников этого процесса?
4. Какие основные процедуры при проведении оценки воздействия на окружающую среду Вы знаете?
5. Перечислите основные законодательные акты России, в соответствии с которыми производится экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
I.3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
I.3.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОВОС. ПОДГОТОВКА “ПРОЕКТА ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ”
Основные этапы ОВОС. Цель, основные задачи, схема проведения, исполнители и участники в подготовке “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”. Назначение и содержание процедур в подготовке проекта. Цель формирования “Уведомления о намерениях”. Выработка органом власти решения по поводу предложений заказчика по объекту. Необходимость проведения референдума по результатам рассмотрения предложений заказчика по объекту. Основания для начала проведения процесса ОВОС. Формирование “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)”. Формирование проекта перечня экологических условий для выработки решений по объекту (на стадии технико-экологическое обоснование (ТЭО)/проект строительства) по выбранной альтернативе. Формирование предложений к проектам программ изысканий и научных исследований для выработки решений по объекту (на стадии ТЭО/проект строительства) по выбранной альтернативе. Согласование проектов перечня экологических условий и программ изысканий и научных исследований для выработки решений по объекту (на стадии ТЭО/проект строительства) по выбранной альтернативе.
Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных до-7
кументов при составлении и согласовании “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”. Документы органа власти, органа Государственного управления, документы Роскомзема и документация разработчика решений по объекту. Содержание “Уведомления о намерениях”. Требования к описанию состояния окружающей среды, содержанию условий и альтернатив для осуществления намечаемой деятельности и к экспертным оценкам изменений состояния окружающей среды в районе размещения объекта по альтернативам решений. Состав документации к предложениям по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Состав проекта перечня экологических условий предложений к проектам программ изысканий и научных исследований для выработки решений по объекту.
I.3.2. ПОДГОТОВКА “ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ”
Цель, основные задачи, схема проведения, исполнители и участники в подготовке “Заявления о воздействии на окружающую среду”. Назначение и содержание процедур в подготовке ЗВОС. Доработка документов из “Проекта ЗВОС по выбранной альтернативе решений по объекту”. Формирование документов ЗВОС. Оформление ЗВОС. Цель “Формирования проекта перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту по выбранному варианту”. Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных документов при подготовке ЗВОС. Требования к решениям по объекту (на стадии ТЭО/проект строительства) по выбранному варианту альтернатив. Документы органа государственного управления и документация разработчика решений по объекту. Экологические последствия возможных аварийных ситуаций реализации решений по объекту по выбранному варианту в ЗВОС.
I.3.3. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ РЕШЕНИЙ
ПО ОБЪЕКТУ
Цели, основные задачи, схема проведения и исполнители/участники общественных слушаний. Назначение и содержание процедур общественных слушаний. Формирование “Уведомления об общественных слушаниях решений по объекту”. Общественные слушания решений по объекту и формирование “Листа замечаний и предложений” к ним и к проекту “Перечня экологических условий”. Анализ и оценка замечаний и предложений участников общественных слушаний и подготовка рекомендаций о направлениях дальнейших работ по объекту по выбранному варианту. Уточнение проекта “Перечня экологических условий” по объекту и выбранному варианту. Оформление результатов общественных слушаний решений по объекту. Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных документов при общественных слушаниях.
I.3.4. СОГЛАСОВАНИЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ
ПРОЕКТА ПЕРЕЧНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ
ВЫРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ ПО ОБЪЕКТУ
Цели, основные задачи, схема проведения и исполнители при согласовании перечня экологических условий с органами управления России. Окончательное формирование экологических ограничений. Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных документов для согласования перечня экологических условий.
I.3.5.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС
Цель, основные задачи, схема и исполнители при оформлении результатов ОВОС. Формирование комплекта документов при проведении ОВОС.
Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных документов при оформлении результатов ОВОС. Содержание раздела “Оценка воздействия на окружающую среду” в составе “Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства объекта”. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию которых ОВОС проводится в полном объёме.
Контрольные вопросы
1. Какие основные этапы при оценке воздействия на окружающую среду и их назначение?
2. Назовите цель и задачи подготовки “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”. Кто является исполнителями и участниками данного этапа?
3. Какова схема проведения подготовки “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”?
4. Каково предназначение процедур в подготовке “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”?
5. Зачем формируется “Уведомление о намерениях”?
6. Назовите основания для проведения процесса ОВОС, в каких случаях назначаются общественные слушания?
7. Какие требования предъявляются к составу, содержанию и форме входных и выходных документов при составлении и согласовании “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”?
8. Перечислите требования к описанию состояния окружающей среды в “Уведомлении о намерениях”, каково содержание этого документа?
9. Какова цель и основные задачи подготовки “Заявления о воздействии на окружающую среду”?
10. Кто является исполнителем и участником на этапе подготовки “Заявления о воздействии на окружающую среду”?
11. Для чего предназначены процедуры на этапе подготовки “Заявления о воздействии на окружающую среду”?
12. Каким образом происходит формирование и оформление документов “Заявления о воздействии на окружающую среду”?
13. Какова цель “Формирования проекта перечня экологических условий” по выбранному варианту”?
14. Каков состав и требования к содержанию и форме входных и выходных документов при составлении и согласовании “Заявления о воздействии на окружающую среду”?
15. Какие требования предъявляются к решениям по объекту на этапе подготовки “Заявления о воздействии на окружающую среду”?
16. Что является целью проведения общественных слушаний решений по объекту?
17. Каковы основные задачи при проведении общественных слушаний решений по объекту?
18. Для чего формируется “Лист замечаний и предложений” на общественных слушаниях решений по объекту?
19. Каким образом должны быть оформлены результаты общественных слушаний решений по объекту?
20. Каков состав и требования к содержанию и форме входных и выходных документов при проведении общественных слушаний решений по объекту?
21. Какие органы Государственного управления России согласовывают проект перечня экологических условий для завершения выработки решений по объекту?
22. Что должно содержаться в выходных документах для согласования переч
ня экологических условий и реализации решений по объекту?
23. Каково содержание раздела “Оценка воздействия на окружающую среду” в составе “Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства объекта”?
I.4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТЫ В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ
Место нормирования и стандартизации в природопользовании. Понятие экологической нормы. Экологические интересы с позиций ноосферного подхода. Классификации экологических нормативов и стандартов. Экологические нормативы экосистем. Основные черты и нормативы качества компонентов окружающей среды. Санитарно-гигиенические нормативы. Нормативы антропогенных воздействий. Нормирование выбросов в атмосферу. Установление нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу. Процедура расчёта ПДВ для предприятий при комплексном нормировании. Нормирование сбросов в водные объекты. Принцип установления предельно-допустимого сброса. Нормирование обращения с твёрдыми отходами. Разработка нормативов предельно допустимого размещения отходов. Методическое единство в системе нормирования. Нормы и правила по охране окружающей среды и регулированию природопользования.
Контрольные вопросы
1. Что такое “экологическая норма”?
2. Как учитываются экологические интересы при нормировании и стандартизации качества окружающей среды?
3. Как классифицируются экологические нормативы и стандарты?
4. Что является экологическим нормативом у экосистем? Перечислите основные экологические нормативы.
5. Место и роль санитарно-гигиенических нормативов в экологическом нор
мировании, в чём заключается их отличие от нормативов антропогенных
воздействий?
6. Как нормируются выбросы в атмосферу?
7. Каков принцип установления предельно-допустимого сброса?
8. Как осуществляется нормирование обращения с твёрдыми отходами?
I.5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕРРИТОРИЙ В СВЯЗИ С ИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОСВОЕНИЕМ
I.5.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Общие положения, организационные основы и принципы ЭЭ. Принцип обязательности ЭЭ. Экологические требования в предпроектной и проектной документации. Место ОВОС в ЭЭ и их взаимосвязь. Заключение ЭЭ в составе предпроектной документации. Эколого-экономические принципы ЭЭ. Основные задачи Государственной ЭЭ. Порядок и этапы проведения ЭЭ. Методический подход проведения экологических экспертиз. Уровни природно-антропогенных экологических нарушений. Классы состояний и зоны нарушений. Зоны экологической нормы, риска, кризиса и бедствия – катастрофы. Выбор и обоснование критериев оценки экологического состояния территории. Классификация и иерархия показателей оценки состояния (классов) экосистем и геосферных оболочек Земли. Ботанические критерии оценки нару-шенности экосистем. Биохимические критерии экологического нарушения. Зоологические критерии и показатели нарушения животного мира на цено-типических и популяционных уровнях. Почвенные критерии нарушенности экосистем. Выделение зон нарушенности экосистем в зависимости от глубины экологического нарушения и его площади (пространственные критерии). Динамические критерии выявления зон экологического нарушения. Классы
динамизма растительного покрова.
I.5.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АБИОТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОСИСТЕМ (ГЕОСФЕР)
Прямые, косвенные и индикаторные критерии. Этапы и порядок проведения оценки экологического состояния территории (ОЭСТ). Признаки экологического неблагополучия.
Оценка состояния атмосферы. Прямые критерии оценки загрязнения воздушного бассейна. Элементы интегральной оценки. Оценка загрязнения атмосферного воздуха по максимально-разовым концентрациям (ПДКмр). Кратность превышения ПДКмр. Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха по среднесуточным (ПДКсс) и среднегодовым (ПДКг) концентрациям. Критерии оценки среднегодового загрязнения атмосферного воздуха. Комплексный показатель среднегодового загрязнения атмосферы (ИЗА). Количественное ранжирование классов состояния атмосферы по ИЗА. Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) и параметр потребления воздуха (ПВ). Оценка ресурсного потенциала атмосферы. Косвенные показатели оценки загрязненности атмосферы. Критические нагрузки и критические уровни загрязнения. Анализ тенденций динамики техногенных процессов и оценка возможных негативных их последствий в краткосрочном и долгосрочном аспекте. Оценка качества и степени загрязнённости поверхностных вод. Индикационные критерии оценки. Критерии оценки на основе биотестов. Ресурсные критерии оценки. Комплексные критерии оценки загрязненности вод. Индекс загрязненности вод (ИЗВ). Критерии классификации экстремально высокого и высокого загрязнения водных объектов. Показатель химического загрязнения (ПХЗ-10). Дополнительные показатели загрязнения поверхностных вод. Коэффициент донной аккумуляции. Коэффициент накопления в гидробионтах. Оценка качества (состояния) подземных вод. Уровни состояния подземных вод, классы состояний. Критерии оценки степени загрязнения подземных вод для участков хозяйственных объектов. Химические показатели санитарно-эпидемиологического состояния водных источников
питьевого и рекреационного назначения. Ресурсные критерии оценки для подземных вод. Прямые критерии оценки состояния почвенного покрова. Критерии экологического состояния почв селитебных территорий. Комплексный показатель загрязнения почв. Индикационные критерии оценки состояния почв. Прямые критерии оценки состояния литосферы. Геодинамические критерии для оценки состояния рельефа и подземного пространства. Оценка состояния литосферы (рельефа) по развитию геологических процессов. Интегральная оценка изменённости и состояния геологической среды.
Контрольные вопросы
1. Какие организационные основы и принципы экологической экспертизы?
2. Какое место занимает оценка воздействия на окружающую среду в экологической экспертизе? В чём заключается их взаимосвязь?
3. Перечислите эколого-экономические принципы экологической экспертизы. Какую роль играет заключение экологической экспертизы в предпро-ектной документации?
4. Что является основной задачей экологической экспертизы?
5. Каков порядок и этапы проведения экологической экспертизы?
6. Для чего введено понятие “уровня природно-экологических нарушений”?
7. Как нормируются территории по классам состояний и зон нарушений?
8. Как осуществляется выбор и обоснование критериев для оценки экологического состояния территории?
9. Какова иерархия и классификация показателей оценки состояния экосистем?
10. Назовите динамические критерии выявления зон экологического нарушения, какие классы динамизма растительного покрова Вы знаете?
11. В чём коренные отличия прямых, косвенных и индикаторных критериев в оценке состояния абиотической составляющей экосистем?
12. Каковы основные этапы и порядок оценки экологического состояния территории?
13. Назовите основные признаки экологического неблагополучия территории.
14. Как производится комплексная оценка состояния атмосферы, назовите прямые критерии оценки загрязнения воздушного бассейна?
15. Что такое кратность превышения ПДКмр?
16. Как производится оценка степени загрязнения атмосферного воздуха по среднесуточным и среднегодовым концентрациям?
17. Что является критерием в оценки среднегодового загрязнения атмосферного воздуха?
18. Как ранжируются классы состояния атмосферы по индексу загрязнения атмосферы?
19. Как производится оценка ресурсного потенциала атмосферы?
20. К какой группе показателей относятся критические нагрузки и уровни для экосистем?
21. Какова роль индикационных, ресурсных и комплексных критериев в оценке загрязнённости поверхностных вод?
22. Как классифицируются уровни загрязнения подземных вод?
23. Перечислите основные прямые и комплексные критерии для оценки состояния почв селитебных территорий. Какова роль комплексного показателя загрязнённости почв?
24. Как производится оценка состояния литосферы по развитию геологических процессов? В чём её отличие от интегральной?
I.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
Термины и определения. Необходимость определения санитарно-защитных зон (СЗЗ). Предназначение СЗЗ. Исходные данные для характеристики территории СЗЗ. Классы предприятий и минимальные размеры СЗЗ. Условия для уменьшения СЗЗ действующих промышленных объектов. Проверка достаточности СЗЗ. Расчёт размеров СЗЗ и размещение предприятий на территориях в зависимости от их класса. Причины увеличения СЗЗ для предприятий. Благоустройство СЗЗ. Роль санитарно-гигиенических нормативов при установлении СЗЗ. Корректировка СЗЗ в зависимости от розы ветров. Допуски при размещении в СЗЗ других предприятий.
Контрольные вопросы
1. Для чего предназначена санитарно-защитная зона у промышленных объектов?
2. Каковы минимальные размеры санитарно-защитной зоны и условия уменьшения её нормативной величины?
3. Как производится проверка достаточности и корректировка размеров са-нитарно-защитной зоны?
4. По каким причинам может быть увеличена санитарно-защитная зона у предприятий?
5. Какая роль санитарно-гигиенических нормативов, индекса потенциальной жизнеспособности и потенциала загрязнения атмосферы при установлении санитарно-защитной зоны?
6. Как определяется площадь необходимого благоустройства санитарно-защитной зоны?
7. Какие существуют допуски при размещении в границах санитарно-защитной зоны предприятия других промышленных объектов?
I.7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Термины и определения. Управление отходами. Причины образования отходов производства. Движение отходов. Законодательство в сфере обращения с отходами. Лицензирование деятельности. Классификация отходов. Определение класса опасности по методикам Минздрава и МПР. Критерии вредного воздействия отходов. Индекс опасности и класс опасности отходов. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления. Отходы потребления в быту. Требования к полигонам. Выбор участка под полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО). Требования к полигонам ТБО. Промышленные отходы: требования к участкам захоронения. Захоронение промотходов на полигоне ТБО. Лимиты размещения отходов производства и потребления, порядок разработки, состав и требования к информации. Структура документа по лимитам размещения отходов. Порядок согласования и утверждения.
Контрольные вопросы
1. Какие основные причины образования отходов производства и как ими можно управлять при проведении процедуры оценки воздействия на окружающую среду?
2. Как классифицируются отходы и для чего?
3. Какие требования предъявляются к полигонам и участкам твёрдых промышленных и бытовых отходов?
4. Для чего разрабатываются лимиты размещения отходов производства и потребления?
5. Какова структура документа по лимитам размещения отходов, состав и требования к информации содержащихся в них?
6. Каков порядок согласования и утверждения лимитов размещения отходов?
II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ КРАТКОЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ И ЗАКОНОВ РОССИИ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
II.1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Экологическая безопасность является составной и очень важной частью национальной безопасности. В Конституции РФ записано, что каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Поэтому каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом № 1300 Президента страны 17 декабря 1997 г., отмечает, что одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности России является обеспечение жизнедеятельности населения как в техногенно безопасном, так и в экологически чистом мире, при этом обеспечение национальной безопасности РФ в экологической сфере становится актуальным направлением деятельности государства и общества.
Решение задачи создания благоприятной окружающей среды для жизни, труда и отдыха народов России требует необходимости непрерывно осуществлять и реализовывать комплекс мер по охране среды обитания, а также по оздоровлению (восстановлению) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных регионах России. Эти меры подробно изложены в Указах Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития” № 236 от 4.02.94, “О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” № 440 от 1.04.96, постановлении Правительства РФ № 559 от 8.05.96 “О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации”.
При переходе РФ на модель устойчивого развития должно быть осуществлено умелое сочетание прямых (административных) и косвенных (экономических) методов управления экономикой. Указанные методы должны быть взаимосвязаны между собой и дополнять друг друга, т.к. одна “отдельно взятая рыночная экономика”, несмотря на её мнимую эффективность, не способна защитить окружающую среду, а наоборот, скорее уничтожит её. Одним из направлений реализации концепции экологически устойчивого развития является постепенное внедрение в жизнь экологически идеальной промышленной структуры производства, базирующейся на многоразовом потреблении, когда продукция в преобразованном виде может многократно использоваться. При этом должно быть создано такое производство, которое бы изначально предотвращало процесс загрязнения. Пока решение этой проблемы находится далеко от идеала. Так, даже в странах ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития - все страны ЕЭС, США, Канада. Япония, Австралия, Новая Зеландия и Мексика) лишь 20 % инвестиций, направляемых на защиту окружающей среды, идёт на разработку экологически безопасных технологий. Исследование эффективности использования ресурсосберегающих технологий в нашей стране показало значительный разрыв по степени влияния на состояние окружающей среды существующих технологий от идеальных утилизационных процессов. Пока во всём мире преобладает эколого-технологический принцип “конца трубы”, когда инвестиции направляются на обезвреживание отходов, а не на предупреждение их образования.
Для достижения паритета экономических и экологических ценностей приведённое выше направление структурной перестройки производства может служить только фундаментом реализации концепции устойчивого развития, а действенные шаги по её осуществлению связаны с созданием целостного экономического механизма и адекватной институциональной поддержкой, в числе функций которой совершенствование стандартов и нормативов, законодательства, контроля, экологической экспертизы и сертификации, вве-21
дение в полной мере экологического аудита и т.д.. Трудность заключается в том как учесть в ходе разработки технической документации, а затем как проверить и убедиться, что учтены экологические условия этой территории и отношение к намечаемой деятельности проживающих на ней людей, в самих решениях по объекту? Как обеспечить выработку “экологически обеспеченных” хозяйственных решений? Чтобы ответить на эти вопросы и была разработана процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Причём, в нашей стране ещё 9 января 1970 г. Госплан СССР регламентировал необходимость рассмотрения нескольких вариантов размещения предприятия (сооружения) с учётом среди прочего необходимости “соблюдения действующего законодательства СССР и союзных республик об использовании минеральных, земельных, водных и лесных ресурсов, охране природы” (“Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) проектирования и строительства крупных и сложных предприятий и сооружений. – Постановление Госплана СССР от 9.01.70 - № 1. – Госплан СССР. – 1970 г.”).
Отметим, что согласно ГОСТ Р ИСО 14001, воздействие на окружающую среду - это любое изменение в окружающей среде, которое полностью или частично может быть результатом намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
ОВОС все активнее вторгается в систему принятия решений о развитии хозяйственной и/или иной деятельности. “Под термином ОВОС, как правило, понимают общий неразвёрнутый термин для обозначения процесса анализа вида деятельности с точки зрения связанных с ним экологических последствий до принятия решения о его осуществлении” (по определению Европейской Экономической комиссии ООН. Серия публикаций по окружающей среде. Выпуск 1. –Женева. – 1988 г.). Использование термина ОВОС в России до 2000 г. несло под собой несколько иную смысловую нагрузку. Так, “Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утверждено Приказом Минприроды РФ № 222 от 18.07.1994 г. Зарегистрировано Минюс-22
том РФ 22.09.1994 г. № 695” даёт следующее определение ОВОС: “ОВОС – процедура учёта экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества”. Ныне действующее “Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации” (Утверждено Приказом Госкомэкологии России № 372 от 16.05.2000 г.. Зарегистрировано Минюстом РФ 4.06.2000 г. № 2302 -см. прил. 1) даёт толкование ОВОСа, более близкое к международному: “Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий”.