II. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“Ивановский государственный химико-технологический

университет”

А.Г. Бубнов, В.И. Гриневич, Н.А. Кувыкин

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Учебно-методическое пособие Под общей редакцией проф. В.В. Кострова

Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области химической технологии и биотехнологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”

Иваново 2004

УДК 502.3:504.064.2 (470)

ББК 20.18

Э40

Бубнов А.Г., Гриневич В.И., Кувыкин Н.А. Оценка воздействия на ок­ружающую среду и экологическая экспертиза: Учебно-метод. пособие; 2-е изд. доп. и перераб.; Под общ. ред. Кострова В.В.. Иван. гос. хим.-технол. ун­т. -Иваново, 2004. – 260 с. ISBN 5-9616-0010-6

В издании приводится краткое изложение теоретических и законода­тельных основ, необходимых для выполнения практических заданий в учеб­ном процессе и при проведении реальных экологических оценок. Приведено примерное содержание лекционного курса “Оценка воздействия на окру­жающую среду и экологическая экспертиза” для специальности 32.07.00 “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ре­сурсов”. Представленные в пособии типовые задания и примеры их выпол­нения позволяют развить навыки выполнения и оформления разнообразных оценок воздействия на окружающую среду, в том числе и оценок экологиче­ского риска в соответствии с действующей на территории России норматив­но-технической документацией. Контрольные вопросы по курсу лекций по­зволяют самостоятельно закрепить и понять теоретические основы указанно­го курса, и выработать современный подход к основам рационального при­родопользования и нормирования антропогенного воздействия.

Предназначено не только для студентов специальности 32.07.00 “Ох­рана окружающей среды и рациональное использование природных ресур­сов” очной и заочной форм обучения, но и для практических специалистов, научных работников и проектировщиков, участвующих в проведении эколо­гических оценок.

Табл. 84. Ил. 8. Библиогр.: 20 назв.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского го­сударственного химико-технологического университета

Рецензенты: доктор химических наук, профессор Колкер А.М. (Институт хи­мии растворов РАН); отдел Государственной экологической экспертизы ГУ ПР и ООС МПР РФ по Ивановской области.

ISBN 5-9616-0010-6 ã Ивановский государственный химико-

технологический университет, 2004

Содержание

I. Содержание дисциплины………………………………………………………3

I.1 Введение……………….………………………………………………………5

1.2. Нормативная и законодательная база для оценки воздействия на окру­жающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы (ЭЭ)…………………...6

1.3. Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду ……….7

1.3.1. Основные этапы ОВОС. Подготовка “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”………………………………………………………….7

1.3.2. Подготовка “Заявления о воздействии на окружающую среду”.………..8

1.3.3. Проведение общественных слушаний решений по объекту……………..9

1.3.4. Согласование с органами управления России проекта перечня экологи­ческих условий для завершения выработки и реализации решений по объек-ту…………………………………………………………………………………...9

1.3.5. Оформление результатов проведения ОВОС…………………………….9

1.4. Экологическое нормирование и стандарты в природопользовании …….12

1.5. Экологическая экспертиза территорий в связи с их хозяйственным освое­нием ………………………………………………………… ................................... 13

1.5.1. Основные этапы и правила проведения Государственной экологиче­ской экспертизы………………………………………………………………….13

1.5.2. Критерии оценки современного состояния геосфер абиотической со­ставляющей экосистем ………………………………………………………….14

1.6. Определение размеров санитарно-защитных зон…………………………17

1.7. Правовое регулирование и государственная политика по обращению с отходами………………………………………………………………………….18

II. Основные термины и определения, а также краткое изложение теоретиче­
ских основ и законов России, необходимых для выполнения практических
заданий …………………………………………………………………………..19

11.1. Основные термины и определения………………………………………..19

11.2. Краткое изложение теоретических основ и законов России, необходимых для выполнения практических заданий………………………………………...29

III. Типовое задание для работы по курсу “ОВОС и ЭЭ”…………………….60 Приложение 1. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации……..62 Приложение 2. Типовое содержание материалов по оценке воздействия на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в инве­стиционном проектировании……………………………………………………72 Приложение 3. Варианты заданий для выполнения работ по курсу “Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза”…………..75 Приложение 4. Пример № 1 выполнения задания по курсу “ОВОС и

ЭЭ”…………………………………………………………………… . … 103

Приложение 5. Пример № 2 выполнения задания по курсу “ОВОС и ЭЭ”..152

Приложение 6. Регламент проведения Государственной экологической экс-пертизы………………………………………………………………………….190 Приложение 7. Положение о порядке проведения Государственной экологи­ческой экспертизы……………………………………………………………...199 Приложение 8. Примеры оформления и содержание экспертных заключе-ний……………………………………………………………………………….205 Рекомендуемая литература…………………………………………………….258

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I.1 ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины “Оценка воздействия на окружающую среду и эко­логическая экспертиза” является выработка у студентов специальности 32.07.00 “Охрана окружающей среды и рациональное использование при­родных ресурсов” навыков по научно-обоснованной оценке воздействия ан­тропогенной деятельности на окружающую природную среду и классифика­ции территорий по экологическим требованиям. Для этого студенты должны иметь представление об интегральных показателях качества окружающей среды и допустимой нагрузке на неё, знать и уметь использовать правовую и нормативно-техническую документацию по вопросам охраны, а также ра­ционального использования природных ресурсов. Поэтому в процессе вы­полнения практических заданий они должны овладеть системным подходом к оценке экологической обстановки и получить опыт оценки воздействия на окружающую среду промышленных объектов, интегральных показателей за­грязнения окружающей среды, установления параметров допустимого воз­действия и уровня антропогенного риска. Для этого все студенты, обучаю­щиеся по данной специальности, выполняют зачётную работу по курсу со­гласно выданного преподавателем задания (типовое задание - см. п. III, вари­анты заданий - прил. 3, примеры выполнения – прил. 4 и 5). Объём этой ра­боты 20-25 рукописных страниц (без приложений), а срок сдачи - 15-16-я не­дели семестра – до зачёта.

В данном разделе пособия отмечено только рекомендуемое содержание самостоятельно изучаемого материала, контрольные вопросы для проверки полноты его усвоения, а также темы практических занятий.

I.2. НОРМАТИВНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) И

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ЭЭ)

Место экологической экспертизы при переходе на модель устойчивого развития и в охране окружающей среды (ООС). Задачи и цели ОВОС. Роль и место ОВОС в управлении воздействием на окружающую среду. Предназна­чение процедур ОВОС. Российское экологическое законодательство. Основ­ные законодательные акты России, в соответствии с которыми производится ОВОС и на которых базируется институт ЭЭ. Основные принципы охраны окружающей природной среды в законе “Об охране окружающей природной среды”. Категорирование территорий в законе “Об особо охраняемых при­родных территориях”. Регулирование отношений, возникающих в связи с геологическим изучением недр, их использованием и охраной в законе “О недрах”. Охрана животного мира, а также сферы сохранения и восстановле­ния среды его обитания в законе “О животном мире”. Водное законодатель­ство в регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов в водном кодексе Российской Федерации. Закон об охране атмо­сферного воздуха. Основные положения законов “Об экологической экспер­тизе” и “Об отходах производства и потребления”. Основные инструменты управления охраной окружающей среды в России и необходимые изменения в структуре управления ООС.

Контрольные вопросы

1. Какое место занимает экологическая экспертиза в охране окружающей среды?

2. Что является конечной целью оценки воздействия на окружающую среду?

3. Назовите основные задачи при проведении оценки воздействия на окру­жающую среду, основных исполнителей и участников этого процесса?

4. Какие основные процедуры при проведении оценки воздействия на окру­жающую среду Вы знаете?

5. Перечислите основные законодательные акты России, в соответствии с которыми производится экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

I.3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

I.3.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОВОС. ПОДГОТОВКА “ПРОЕКТА ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ”

Основные этапы ОВОС. Цель, основные задачи, схема проведения, ис­полнители и участники в подготовке “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”. Назначение и содержание процедур в подготовке про­екта. Цель формирования “Уведомления о намерениях”. Выработка органом власти решения по поводу предложений заказчика по объекту. Необходи­мость проведения референдума по результатам рассмотрения предложений заказчика по объекту. Основания для начала проведения процесса ОВОС. Формирование “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)”. Формирование проекта перечня экологических условий для выра­ботки решений по объекту (на стадии технико-экологическое обоснование (ТЭО)/проект строительства) по выбранной альтернативе. Формирование предложений к проектам программ изысканий и научных исследований для выработки решений по объекту (на стадии ТЭО/проект строительства) по выбранной альтернативе. Согласование проектов перечня экологических ус­ловий и программ изысканий и научных исследований для выработки реше­ний по объекту (на стадии ТЭО/проект строительства) по выбранной альтер­нативе.

Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных до-7

кументов при составлении и согласовании “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”. Документы органа власти, органа Государственного управления, документы Роскомзема и документация разработчика решений по объекту. Содержание “Уведомления о намерениях”. Требования к описа­нию состояния окружающей среды, содержанию условий и альтернатив для осуществления намечаемой деятельности и к экспертным оценкам изменений состояния окружающей среды в районе размещения объекта по альтернати­вам решений. Состав документации к предложениям по предотвращению не­благоприятных воздействий на окружающую среду. Состав проекта перечня экологических условий предложений к проектам программ изысканий и научных исследований для выработки решений по объекту.

I.3.2. ПОДГОТОВКА “ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ”

Цель, основные задачи, схема проведения, исполнители и участники в подготовке “Заявления о воздействии на окружающую среду”. Назначение и содержание процедур в подготовке ЗВОС. Доработка документов из “Проек­та ЗВОС по выбранной альтернативе решений по объекту”. Формирование документов ЗВОС. Оформление ЗВОС. Цель “Формирования проекта переч­ня экологических условий для завершения выработки и реализации реше­ний по объекту по выбранному варианту”. Требования к составу, содержа­нию и форме входных и выходных документов при подготовке ЗВОС. Требо­вания к решениям по объекту (на стадии ТЭО/проект строительства) по вы­бранному варианту альтернатив. Документы органа государственного управ­ления и документация разработчика решений по объекту. Экологические по­следствия возможных аварийных ситуаций реализации решений по объекту по выбранному варианту в ЗВОС.

I.3.3. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ РЕШЕНИЙ

ПО ОБЪЕКТУ

Цели, основные задачи, схема проведения и исполнители/участники общественных слушаний. Назначение и содержание процедур общественных слушаний. Формирование “Уведомления об общественных слушаниях реше­ний по объекту”. Общественные слушания решений по объекту и формиро­вание “Листа замечаний и предложений” к ним и к проекту “Перечня эколо­гических условий”. Анализ и оценка замечаний и предложений участников общественных слушаний и подготовка рекомендаций о направлениях даль­нейших работ по объекту по выбранному варианту. Уточнение проекта “Пе­речня экологических условий” по объекту и выбранному варианту. Оформ­ление результатов общественных слушаний решений по объекту. Требова­ния к составу, содержанию и форме входных и выходных документов при общественных слушаниях.

I.3.4. СОГЛАСОВАНИЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

ПРОЕКТА ПЕРЕЧНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ

ВЫРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ ПО ОБЪЕКТУ

Цели, основные задачи, схема проведения и исполнители при согласо­вании перечня экологических условий с органами управления России. Окон­чательное формирование экологических ограничений. Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных документов для согласования пе­речня экологических условий.

I.3.5.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС

Цель, основные задачи, схема и исполнители при оформлении резуль­татов ОВОС. Формирование комплекта документов при проведении ОВОС.

Требования к составу, содержанию и форме входных и выходных докумен­тов при оформлении результатов ОВОС. Содержание раздела “Оценка воз­действия на окружающую среду” в составе “Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства объекта”. Перечень видов и объектов хозяйст­венной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооруже­ние, консервацию или ликвидацию которых ОВОС проводится в полном объёме.

Контрольные вопросы

1. Какие основные этапы при оценке воздействия на окружающую среду и их назначение?

2. Назовите цель и задачи подготовки “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”. Кто является исполнителями и участниками данного этапа?

3. Какова схема проведения подготовки “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”?

4. Каково предназначение процедур в подготовке “Проекта заявления о воз­действии на окружающую среду”?

5. Зачем формируется “Уведомление о намерениях”?

6. Назовите основания для проведения процесса ОВОС, в каких случаях на­значаются общественные слушания?

7. Какие требования предъявляются к составу, содержанию и форме вход­ных и выходных документов при составлении и согласовании “Проекта заявления о воздействии на окружающую среду”?

8. Перечислите требования к описанию состояния окружающей среды в “Уведомлении о намерениях”, каково содержание этого документа?

9. Какова цель и основные задачи подготовки “Заявления о воздействии на окружающую среду”?

10. Кто является исполнителем и участником на этапе подготовки “Заявле­ния о воздействии на окружающую среду”?

11. Для чего предназначены процедуры на этапе подготовки “Заявления о воздействии на окружающую среду”?

12. Каким образом происходит формирование и оформление документов “Заявления о воздействии на окружающую среду”?

13. Какова цель “Формирования проекта перечня экологических условий” по выбранному варианту”?

14. Каков состав и требования к содержанию и форме входных и выходных документов при составлении и согласовании “Заявления о воздействии на окружающую среду”?

15. Какие требования предъявляются к решениям по объекту на этапе подго­товки “Заявления о воздействии на окружающую среду”?

16. Что является целью проведения общественных слушаний решений по объекту?

17. Каковы основные задачи при проведении общественных слушаний реше­ний по объекту?

18. Для чего формируется “Лист замечаний и предложений” на обществен­ных слушаниях решений по объекту?

19. Каким образом должны быть оформлены результаты общественных слушаний решений по объекту?

20. Каков состав и требования к содержанию и форме входных и выходных документов при проведении общественных слушаний решений по объек­ту?

21. Какие органы Государственного управления России согласовывают про­ект перечня экологических условий для завершения выработки решений по объекту?

22. Что должно содержаться в выходных документах для согласования переч­
ня экологических условий и реализации решений по объекту?

23. Каково содержание раздела “Оценка воздействия на окружающую среду” в составе “Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства объек­та”?

I.4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТЫ В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

Место нормирования и стандартизации в природопользовании. Поня­тие экологической нормы. Экологические интересы с позиций ноосферного подхода. Классификации экологических нормативов и стандартов. Экологи­ческие нормативы экосистем. Основные черты и нормативы качества компо­нентов окружающей среды. Санитарно-гигиенические нормативы. Нормати­вы антропогенных воздействий. Нормирование выбросов в атмосферу. Уста­новление нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу. Процедура расчёта ПДВ для предприятий при комплексном нормировании. Нормирование сбросов в водные объекты. Принцип установления предельно-допустимого сброса. Нормирование обращения с твёрдыми отходами. Разра­ботка нормативов предельно допустимого размещения отходов. Методиче­ское единство в системе нормирования. Нормы и правила по охране окру­жающей среды и регулированию природопользования.

Контрольные вопросы

1. Что такое “экологическая норма”?

2. Как учитываются экологические интересы при нормировании и стандар­тизации качества окружающей среды?

3. Как классифицируются экологические нормативы и стандарты?

4. Что является экологическим нормативом у экосистем? Перечислите ос­новные экологические нормативы.

5. Место и роль санитарно-гигиенических нормативов в экологическом нор­
мировании, в чём заключается их отличие от нормативов антропогенных
воздействий?

6. Как нормируются выбросы в атмосферу?

7. Каков принцип установления предельно-допустимого сброса?

8. Как осуществляется нормирование обращения с твёрдыми отходами?

I.5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕРРИТОРИЙ В СВЯЗИ С ИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОСВОЕНИЕМ

I.5.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Общие положения, организационные основы и принципы ЭЭ. Принцип обязательности ЭЭ. Экологические требования в предпроектной и проектной документации. Место ОВОС в ЭЭ и их взаимосвязь. Заключение ЭЭ в соста­ве предпроектной документации. Эколого-экономические принципы ЭЭ. Основные задачи Государственной ЭЭ. Порядок и этапы проведения ЭЭ. Ме­тодический подход проведения экологических экспертиз. Уровни природно-антропогенных экологических нарушений. Классы состояний и зоны нару­шений. Зоны экологической нормы, риска, кризиса и бедствия – катастрофы. Выбор и обоснование критериев оценки экологического состояния террито­рии. Классификация и иерархия показателей оценки состояния (классов) эко­систем и геосферных оболочек Земли. Ботанические критерии оценки нару-шенности экосистем. Биохимические критерии экологического нарушения. Зоологические критерии и показатели нарушения животного мира на цено-типических и популяционных уровнях. Почвенные критерии нарушенности экосистем. Выделение зон нарушенности экосистем в зависимости от глуби­ны экологического нарушения и его площади (пространственные критерии). Динамические критерии выявления зон экологического нарушения. Классы

динамизма растительного покрова.



I.5.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АБИОТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОСИСТЕМ (ГЕОСФЕР)

Прямые, косвенные и индикаторные критерии. Этапы и порядок про­ведения оценки экологического состояния территории (ОЭСТ). Признаки экологического неблагополучия.

Оценка состояния атмосферы. Прямые критерии оценки загрязнения воздушного бассейна. Элементы интегральной оценки. Оценка загрязнения атмосферного воздуха по максимально-разовым концентрациям (ПДКмр). Кратность превышения ПДКмр. Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха по среднесуточным (ПДКсс) и среднегодовым (ПДКг) концентраци­ям. Критерии оценки среднегодового загрязнения атмосферного воздуха. Комплексный показатель среднегодового загрязнения атмосферы (ИЗА). Ко­личественное ранжирование классов состояния атмосферы по ИЗА. По­тенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) и параметр потребления воздуха (ПВ). Оценка ресурсного потенциала атмосферы. Косвенные показатели оценки загрязненности атмосферы. Критические нагрузки и критические уровни за­грязнения. Анализ тенденций динамики техногенных процессов и оценка возможных негативных их последствий в краткосрочном и долгосрочном ас­пекте. Оценка качества и степени загрязнённости поверхностных вод. Ин­дикационные критерии оценки. Критерии оценки на основе биотестов. Ре­сурсные критерии оценки. Комплексные критерии оценки загрязненности вод. Индекс загрязненности вод (ИЗВ). Критерии классификации экстре­мально высокого и высокого загрязнения водных объектов. Показатель хи­мического загрязнения (ПХЗ-10). Дополнительные показатели загрязнения поверхностных вод. Коэффициент донной аккумуляции. Коэффициент нако­пления в гидробионтах. Оценка качества (состояния) подземных вод. Уровни состояния подземных вод, классы состояний. Критерии оценки степени за­грязнения подземных вод для участков хозяйственных объектов. Химические показатели санитарно-эпидемиологического состояния водных источников

питьевого и рекреационного назначения. Ресурсные критерии оценки для подземных вод. Прямые критерии оценки состояния почвенного покрова. Критерии экологического состояния почв селитебных территорий. Ком­плексный показатель загрязнения почв. Индикационные критерии оценки состояния почв. Прямые критерии оценки состояния литосферы. Геодинами­ческие критерии для оценки состояния рельефа и подземного пространства. Оценка состояния литосферы (рельефа) по развитию геологических процес­сов. Интегральная оценка изменённости и состояния геологической среды.

Контрольные вопросы

1. Какие организационные основы и принципы экологической экспертизы?

2. Какое место занимает оценка воздействия на окружающую среду в эколо­гической экспертизе? В чём заключается их взаимосвязь?

3. Перечислите эколого-экономические принципы экологической эксперти­зы. Какую роль играет заключение экологической экспертизы в предпро-ектной документации?

4. Что является основной задачей экологической экспертизы?

5. Каков порядок и этапы проведения экологической экспертизы?

6. Для чего введено понятие “уровня природно-экологических нарушений”?

7. Как нормируются территории по классам состояний и зон нарушений?

8. Как осуществляется выбор и обоснование критериев для оценки экологи­ческого состояния территории?

9. Какова иерархия и классификация показателей оценки состояния экоси­стем?

10. Назовите динамические критерии выявления зон экологического наруше­ния, какие классы динамизма растительного покрова Вы знаете?

11. В чём коренные отличия прямых, косвенных и индикаторных критериев в оценке состояния абиотической составляющей экосистем?

12. Каковы основные этапы и порядок оценки экологического состояния тер­ритории?

13. Назовите основные признаки экологического неблагополучия террито­рии.

14. Как производится комплексная оценка состояния атмосферы, назовите прямые критерии оценки загрязнения воздушного бассейна?

15. Что такое кратность превышения ПДКмр?

16. Как производится оценка степени загрязнения атмосферного воздуха по среднесуточным и среднегодовым концентрациям?

17. Что является критерием в оценки среднегодового загрязнения атмосфер­ного воздуха?

18. Как ранжируются классы состояния атмосферы по индексу загрязнения атмосферы?

19. Как производится оценка ресурсного потенциала атмосферы?

20. К какой группе показателей относятся критические нагрузки и уровни для экосистем?

21. Какова роль индикационных, ресурсных и комплексных критериев в оценке загрязнённости поверхностных вод?

22. Как классифицируются уровни загрязнения подземных вод?

23. Перечислите основные прямые и комплексные критерии для оценки со­стояния почв селитебных территорий. Какова роль комплексного показа­теля загрязнённости почв?

24. Как производится оценка состояния литосферы по развитию геологиче­ских процессов? В чём её отличие от интегральной?

I.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН

Термины и определения. Необходимость определения санитарно-защитных зон (СЗЗ). Предназначение СЗЗ. Исходные данные для характери­стики территории СЗЗ. Классы предприятий и минимальные размеры СЗЗ. Условия для уменьшения СЗЗ действующих промышленных объектов. Про­верка достаточности СЗЗ. Расчёт размеров СЗЗ и размещение предприятий на территориях в зависимости от их класса. Причины увеличения СЗЗ для пред­приятий. Благоустройство СЗЗ. Роль санитарно-гигиенических нормативов при установлении СЗЗ. Корректировка СЗЗ в зависимости от розы ветров. Допуски при размещении в СЗЗ других предприятий.

Контрольные вопросы

1. Для чего предназначена санитарно-защитная зона у промышленных объ­ектов?

2. Каковы минимальные размеры санитарно-защитной зоны и условия уменьшения её нормативной величины?

3. Как производится проверка достаточности и корректировка размеров са-нитарно-защитной зоны?

4. По каким причинам может быть увеличена санитарно-защитная зона у предприятий?

5. Какая роль санитарно-гигиенических нормативов, индекса потенциальной жизнеспособности и потенциала загрязнения атмосферы при установле­нии санитарно-защитной зоны?

6. Как определяется площадь необходимого благоустройства санитарно-защитной зоны?

7. Какие существуют допуски при размещении в границах санитарно-защитной зоны предприятия других промышленных объектов?

I.7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Термины и определения. Управление отходами. Причины образования отходов производства. Движение отходов. Законодательство в сфере обра­щения с отходами. Лицензирование деятельности. Классификация отходов. Определение класса опасности по методикам Минздрава и МПР. Критерии вредного воздействия отходов. Индекс опасности и класс опасности отхо­дов. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления. Отходы потребления в быту. Требования к полигонам. Выбор участка под полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО). Требования к полиго­нам ТБО. Промышленные отходы: требования к участкам захоронения. Захо­ронение промотходов на полигоне ТБО. Лимиты размещения отходов произ­водства и потребления, порядок разработки, состав и требования к информа­ции. Структура документа по лимитам размещения отходов. Порядок согла­сования и утверждения.

Контрольные вопросы

1. Какие основные причины образования отходов производства и как ими можно управлять при проведении процедуры оценки воздействия на ок­ружающую среду?

2. Как классифицируются отходы и для чего?

3. Какие требования предъявляются к полигонам и участкам твёрдых про­мышленных и бытовых отходов?

4. Для чего разрабатываются лимиты размещения отходов производства и потребления?

5. Какова структура документа по лимитам размещения отходов, состав и требования к информации содержащихся в них?

6. Каков порядок согласования и утверждения лимитов размещения отхо­дов?

II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ КРАТКОЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ И ЗАКОНОВ РОССИИ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

II.1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экологическая безопасность является составной и очень важной ча­стью национальной безопасности. В Конституции РФ записано, что каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду, дос­товерную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Поэтому каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом № 1300 Президента страны 17 декабря 1997 г., отмечает, что одной из важней­ших задач обеспечения национальной безопасности России является обеспе­чение жизнедеятельности населения как в техногенно безопасном, так и в экологически чистом мире, при этом обеспечение национальной безопасно­сти РФ в экологической сфере становится актуальным направлением дея­тельности государства и общества.

Решение задачи создания благоприятной окружающей среды для жиз­ни, труда и отдыха народов России требует необходимости непрерывно осу­ществлять и реализовывать комплекс мер по охране среды обитания, а также по оздоровлению (восстановлению) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных регионах России. Эти меры подробно изложены в Указах Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития” № 236 от 4.02.94, “О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” № 440 от 1.04.96, постановлении Правительства РФ № 559 от 8.05.96 “О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации”.

При переходе РФ на модель устойчивого развития должно быть осуществле­но умелое сочетание прямых (административных) и косвенных (экономиче­ских) методов управления экономикой. Указанные методы должны быть взаимосвязаны между собой и дополнять друг друга, т.к. одна “отдельно взятая рыночная экономика”, несмотря на её мнимую эффективность, не способна защитить окружающую среду, а наоборот, скорее уничтожит её. Одним из направлений реализации концепции экологически устойчивого развития является постепенное внедрение в жизнь экологически идеальной промышленной структуры производства, базирующейся на многоразовом по­треблении, когда продукция в преобразованном виде может многократно ис­пользоваться. При этом должно быть создано такое производство, которое бы изначально предотвращало процесс загрязнения. Пока решение этой про­блемы находится далеко от идеала. Так, даже в странах ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития - все страны ЕЭС, США, Канада. Япония, Австралия, Новая Зеландия и Мексика) лишь 20 % инвестиций, на­правляемых на защиту окружающей среды, идёт на разработку экологически безопасных технологий. Исследование эффективности использования ресур­сосберегающих технологий в нашей стране показало значительный разрыв по степени влияния на состояние окружающей среды существующих техно­логий от идеальных утилизационных процессов. Пока во всём мире преобла­дает эколого-технологический принцип “конца трубы”, когда инвестиции на­правляются на обезвреживание отходов, а не на предупреждение их образо­вания.

Для достижения паритета экономических и экологических ценностей приведённое выше направление структурной перестройки производства мо­жет служить только фундаментом реализации концепции устойчивого разви­тия, а действенные шаги по её осуществлению связаны с созданием целост­ного экономического механизма и адекватной институциональной поддерж­кой, в числе функций которой совершенствование стандартов и нормативов, законодательства, контроля, экологической экспертизы и сертификации, вве-21

дение в полной мере экологического аудита и т.д.. Трудность заключается в том как учесть в ходе разработки технической документации, а затем как проверить и убедиться, что учтены экологические условия этой территории и отношение к намечаемой деятельности проживающих на ней людей, в са­мих решениях по объекту? Как обеспечить выработку “экологически обеспе­ченных” хозяйственных решений? Чтобы ответить на эти вопросы и была разработана процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Причём, в нашей стране ещё 9 января 1970 г. Госплан СССР регламентиро­вал необходимость рассмотрения нескольких вариантов размещения пред­приятия (сооружения) с учётом среди прочего необходимости “соблюдения действующего законодательства СССР и союзных республик об использова­нии минеральных, земельных, водных и лесных ресурсов, охране природы” (“Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) проектирования и строительства круп­ных и сложных предприятий и сооружений. – Постановление Госплана СССР от 9.01.70 - № 1. – Госплан СССР. – 1970 г.”).

Отметим, что согласно ГОСТ Р ИСО 14001, воздействие на окружаю­щую среду - это любое изменение в окружающей среде, которое полностью или частично может быть результатом намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

ОВОС все активнее вторгается в систему принятия решений о развитии хозяйственной и/или иной деятельности. “Под термином ОВОС, как прави­ло, понимают общий неразвёрнутый термин для обозначения процесса ана­лиза вида деятельности с точки зрения связанных с ним экологических по­следствий до принятия решения о его осуществлении” (по определению Ев­ропейской Экономической комиссии ООН. Серия публикаций по окружаю­щей среде. Выпуск 1. –Женева. – 1988 г.). Использование термина ОВОС в России до 2000 г. несло под собой несколько иную смысловую нагрузку. Так, “Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утверждено Приказом Минприроды РФ № 222 от 18.07.1994 г. Зарегистрировано Минюс-22

том РФ 22.09.1994 г. № 695” даёт следующее определение ОВОС: “ОВОС – процедура учёта экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества”. Ныне действующее “Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации” (Утверждено Приказом Госкомэкологии России № 372 от 16.05.2000 г.. Зарегистрировано Минюстом РФ 4.06.2000 г. № 2302 -см. прил. 1) даёт толкование ОВОСа, более близкое к международному: “Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ори­ентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйст­венной и иной деятельности посредством определения возможных неблаго­приятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общест­венного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздей­ствий”.

Наши рекомендации