Интенсивность субъективного отношения к природе
Раздел 3. Психологические основы формирования эмоционально положительного (субъектного) отношения дошкольников к природным объектам
План
· Понятие субъективного отношения.
· Параметры субъективного отношения к природе.
· Особенности субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте.
· Особенности отношения дошкольников к различным группам живых существ.
· Психологические механизмы формирования эмоционально-положительного отношения детей к природе
Понятие субъективного отношения.
Под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение.
Личность как субъект – субъективное отношение – объект (Природа)
Потребность удовлетворение потребности
у человека есть потребность, в мире есть объект, который может ее удовлетворить – у человека возникает то или иное отношение к этому объекту. В объектах и явлениях мира, к которым у личности существует субъективное отношение как «запечатлены ее потребности». Если же в данном объекте (или явлении) не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением.
Таким образом, в субъективном отношении проявляется взаимосвязь личности со своим окружением, ее пристрастность.
Поскольку у человека есть множество потребностей, а в мире есть множество объектов. которые могут их удовлетворить, у него складывается целая система субъективных отношении, которая является своего рода костяком его внутреннего мира. И одним па таких отношении, причем далеко не самым маловажным, является субъективное отношение к природе.
Параметры субъективного отношения к природе.
Наиболее важные параметры - интенсивность и модальность субъективного отношения к природе
Интенсивность субъективного отношения к природе
Параметр интенсивности является показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
- формально-количественная характеристика по принципу «больше — меньше» (уровень), т. е. вне зависимости от содержания отношения.
В структуре параметра интенсивности выделяются четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.
Перцептивно-аффективный компонентинтенсивности отношения к природе характеризует уровень:
1) эстетического освоения объектов природы –
проявляется
· в восприимчивости к чувственно-выразительным сигналам, получаемым от природных объектов. Иными словами, человек с высоким уровнем развития перцептивно-аффективного компонента больше «видит», «слышит», «чувствует» в объекте отношения, чем тот, у кого его уровень ниже. Например, если «обычный» человек слышит просто пение соловья, то настоящие любители способны отличать более десятка различных напевов.
· в стремлении их получать — своеобразный «сенсорно-эстетический голод».
· в свободе от существующих неадекватных социальных эстетических стереотипов. Примером таких стереотипов является отношение к «уродливым жабам», «противным крысам», тараканам и т. д. В этом случае способность человека увидеть красоту в грациозных движениях «коварной» змеи, любоваться ее экологической приспособленностью является показателем уровня эстетического освоения данного природного объекта.
2) эмоциональной отзывчивости на их витальные проявления (т.е. проявления жизнедеятельности)
- реализуется через эмпатию и идентификацию
Морозной зимой один человек может испытать чувство жалости к дворняжке, которая сидит, съежившись около подъезда, а другой этого просто не заметит, один способен на эмпатию и идентификацию с природным объектом, другой — нет.
3) Под этическим освоением природных объектов понимается способность воспринимать мир природы сквозь призму человеческих этических норм.
Например, мы не можем обойтись без моральной оценки «безнравственного» поведения кукушки, подкидывающей своих детей в чужие гнезда, и не восхититься «благородным самопожертвованием» куропатки, которая, притворяясь раненной, отвлекает хищника (в том числе и человека) от места, где находится выводок.
Общим для всех трех аспектов рассматриваемого компонента интенсивности отношения является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы происходят в неразрывном единстве.
Когнитивный компонентхарактеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой «информационной сенситивности» к ним и т.д.
При низком уровне сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, «неравнодушным», в чем и проявляется его субъективное отношение. При высоком уровне — человек сам стремится искать информацию, его активность в этом направлении является надситуативной, он сам организует познавательную деятельность.
Уровень сформированности когнитивного компонента на практике можно хорошо диагностировать в такой критериальной ситуации. Предположим, по радио идет какая-то передача. Станет ли человек ее слушать или переключит на другую программу? Конечно, все зависит от того, какая передача! Иными словами, все зависит от того, какое субъективное отношение существует у него к теме передачи — объекту отношения. В зависимости от этого один будет слушать передачу о животных, а другой попытается найти что-нибудь интересное для себя.
Практический компонентхарактеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, к освоению необходимых для этого технологий (умений и навыков) и т. д.
При низком уровне сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди, т. е. активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией. При высоком — сам стремится к разносторонней практической деятельности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой: например, он по выходным любит работать на своем огороде, часто ходит за грибами и ягодами, ездит на рыбалку, держит дома собаку и т. д.
Поступочный компонентхарактеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе.
Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экологическом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. «Единицей» первой является то или иное практическое действие, «единицей» второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. Поступок — это «демонстрация» личностью своего отношения.
В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это «для себя», поступочный — «для других». Кормить свою собаку — это практическое действие; покормить голодную дворняжку — поступок; ласкать кошку друга — практическое действие; приютить у себя дома брошенного котенка — поступок; покопаться в выходной день на даче — практическое действие; расчищать вместе с «зелеными» в этот день лес от мусора — поступок. При определенном внешнем сходстве это две принципиально различные психологические модели взаимодействия с природой.
Именно поступочный компонент является концентрированным выражением всего субъективного отношения к природе, в нем в наибольшей степени оно проявляется. В целом, от перцептивно-аффективного к поступочному компоненту интенсивности растет степень проявления субъективного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной, надситуативной активности личности.