Интенсивность субъективного отношения к природе

Параметр интенсивности является показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

- формально-количественная характеристи­ка по принципу «больше — мень­ше» (уровень), т. е. вне зависимости от содержания отношения.

В структуре параметра интенсивности выделяются четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.

Перцептивно-аффективный компонентинтенсивнос­ти отношения к природе характеризует уровень:

1) эстети­ческого освоения объектов природы –

проявляется

· в восприимчивости к чувственно-выразительным сигна­лам, получаемым от природных объектов. Иными словами, человек с высоким уровнем разви­тия перцептивно-аффективного компонента больше «ви­дит», «слышит», «чувствует» в объекте отношения, чем тот, у кого его уровень ниже. Например, если «обыч­ный» человек слышит просто пение соловья, то настоя­щие любители способны отличать более десятка различ­ных напевов.

· в стремле­нии их получать — своеобразный «сенсорно-эстетичес­кий голод».

· в свободе от существующих неадекват­ных социальных эстетических стереотипов. Примером та­ких стереотипов является отношение к «уродливым жабам», «противным крысам», тараканам и т. д. В этом случае спо­собность человека увидеть красоту в грациозных движени­ях «коварной» змеи, любоваться ее экологической приспо­собленностью является показателем уровня эстетического освоения данного природного объекта.

2) эмоциональной отзывчивости на их витальные проявления (т.е. проявления жизнедеятельности)

- реализуется через эмпатию и идентификацию

Морозной зимой один человек может испытать чувство жалости к дворняжке, которая сидит съежившись около подъезда, а другой этого просто не заметит, один способен на эмпатию и идентификацию с природным объектом, дру­гой — нет.

3) Под этическим освоением природных объектов по­нимается способность воспринимать мир природы сквозь призму человеческих этических норм.

Например, мы не можем обойтись без моральной оценки «безнравственно­го» поведения кукушки, подкидывающей своих детей в чужие гнезда, и не восхититься «благородным самопожер­твованием» куропатки, которая, притворяясь раненной, отвлекает хищника (в том числе и человека) от места, где находится выводок.

Общим для всех трех аспектов рассматриваемого ком­понента интенсивности отношения является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аф­фективные процессы происходят в неразрывном единст­ве.

Когнитивный компонентхарактеризует уровень изме­нений в мотивации и направленности познавательной актив­ности, связанной с природой, которые проявляются в го­товности (более низкий уровень) и стремлении (более высо­кий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой «информационной сенситивности» к ним и т.д.

При низком уровне сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информа­цию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситу­ацией, хотя он является к этой информации восприимчи­вым, «неравнодушным», в чем и проявляется его субъек­тивное отношение. При высоком уровне — человек сам стре­мится искать информацию, его активность в этом направ­лении является надситуативной, он сам организует познава­тельную деятельность.

Уровень сформированности когнитивного компонен­та на практике можно хорошо диагностировать в такой критериальной ситуации. Предположим, по радио идет какая-то передача. Станет ли человек ее слушать или пе­реключит на другую программу? Конечно, все зависит от того, какая передача! Иными словами, все зависит от того, какое субъективное отношение существует у него к теме передачи — объекту отношения. В зависимости от этого один будет слушать передачу о животных, а дру­гой попытается найти что-нибудь интересное для себя.

Практический компонентхарактеризует уровень готов­ности и стремления к практическому взаимодействию с объ­ектами природы, к освоению необходимых для этого техно­логий (умений и навыков) и т. д.

При низком уровне сформированности практическо­го компонента интенсивности отношения к природе че­ловек готов лишь в какой-то мере включаться в практи­ческую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди, т. е. активность не выхо­дит за рамки, задаваемые ситуацией. При высоком — сам стремится к разносторонней практической деятель­ности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой: например, он по вы­ходным любит работать на своем огороде, часто ходит за грибами и ягодами, ездит на рыбалку, держит дома собаку и т. д.

Поступочный компонентхарактеризует уровень ак­тивности личности, направленной на изменение ее окру­жения в соответствии со своим субъективным отношени­ем к природе.

Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и актив­ное участие в экологическом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. «Еди­ницей» первой является то или иное практическое дейст­вие, «единицей» второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. Поступок — это «демонстрация» личностью своего отношения.

В практическом компоненте взаимодействие с объ­ектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельнос­ти. В конечном счете, практический компонент — это «для себя», поступочный — «для других». Кормить свою собаку — это практическое действие; покормить голод­ную дворняжку — поступок; ласкать кошку друга — практическое действие; приютить у себя дома брошен­ного котенка — поступок; покопаться в выходной день на даче — практическое действие; расчищать вместе с «зелеными» в этот день лес от мусора — поступок. При определенном внешнем сходстве это две принципиаль­но различные психологические модели взаимодействия с природой.

Именно поступочный компонент является концентри­рованным выражением всего субъективного отношения к природе, в нем в наибольшей степени оно проявляется. В целом, от перцептивно-аффективного к поступочному ком­поненту интенсивности растет степень проявления субъек­тивного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной, надситуативной активности личности.

Наши рекомендации