Понятие и общая характеристика правового режима использования и охраны животного мира
Юридическое понятие животного мира определяется совокупностью живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они:
а) являются компонентами окружающей среды;
б) находятся в состоянии естественной свободы.
Под охрану Закона "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", введенного в действие 09.07.2003 г., берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Круг интересов, охватываемых сферой этого закона, весьма широк и разнообразен. Он определяет порядок и условия организации и ведения охоты и охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбного хозяйства. В нем впервые в законодательном порядке решены все важнейшие вопросы охраны, воспроизводства и использования не только самих диких животных (водной и наземной фауны), но и среды их обитания26.
Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира, в соответствии с Законом "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", являются государственный учет, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания, экологическая экспертиза, государственный контроль в данной области.
Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:
сохранение видового многообразия животного мира;
охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
сохранение целостности естественных сообществ животных;
научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;
регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.
По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано также в регулировании численности объектов животного мира. Закон предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а также порядок регулирования определяются специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.
Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектом животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.
Наиболее распространенными видами пользования животным миром является охота и рыболовство. Возможности по предупреждению истощения животного мира в значительной степени связаны с регулированием осуществления этих видов деятельности.
Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а также любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами (беркуты), капканами и другими орудиями лова (охоты) либо с добытой продукцией, приравнивается к охоте. Правом охоты с охотничьим оружием, собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РК, достигшие 18 лет, уплатившие госпошлину в установленном размере, являющиеся членами общества охотников.
Члены Общества охотников имеют право осуществлять любительскую и спортивную охоту с соблюдением установленных правил:
- в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется учреждениями и организациями этих обществ;
в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется другими предприятиями и учреждениями, с разрешения их администрации;
а также в других охотничьих угодьях с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.
Удостоверением на право любительской и спортивной охоты служат:
охотничий членский билет с отметками о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и об оплате госпошлины;
путевка, выданная обществом в установленном порядке;
лицензия на отстрел или отлов соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
Отстрел и отлов диких зверей и птиц при любительской и спортивной охоте производится по установленным нормам. Сроки охоты устанавливаются Правительством. Правила охоты содержат перечень животных, охота на которых полностью запрещена или 01рани-чивается какими-либо сроками. Этот перечень дополняется местными правилами.