Общие принципы и нормы этикетной культуры
Как уже отмечалось ранее, этикетная культурадолжна быть проявлением общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим, проявляющегося прежде всего во внимании и уважении к другим.
Здесь есть и своеобразный «корыстный» интерес: ведь от того, как мы относимся к людям, зависит и их отношение к нам. Не хотелось бы повторять прописных истин, но следует помнить, что мы вправе ожидать любезного отношения к себе только в том случае, если сами неизменно вежливы, приветливы, почтительны.
Одной из самых необходимых норм и оснований этикета выступает вежливость,проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми нам приходится общаться. С кем-то из них наши отношения могут перейти в дружбу, но органическая благожелательность ко всем — обязательная база вежливости.
Непременным условием вежливости является искренность. Всем известны выражения «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», превращающие это прекрасное человеческое качество в свою противоположность. К сожалению, «затерто» прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» — эта «сумма маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные отношения.
Другими важнейшими «китами», на которых основываются правила этикета, выступают тактичностьи чуткость.Содержанием этих двух благородных человеческих качеств является внимание, глубокое уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разго-
поре, в личных и служебных отношениях, в умении чувствовать границу, за которой наши слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Такт и чувство меры подсказывают ему, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один — на людях, другой — дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома, с близкими не церемонятся, грубы и бестактны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Формы проявления бестактности весьма разнообразны.
Напомним, что при разговоре бестактно:
— без причины отказываться от обсуждения предложенной темы;
— вести разговоры, которые могут вызвать у присутствующих тяжелые воспоминания или мысли, неприятно задеть их (о болезнях, смерти и т.п.);
— позволять неуместные шутки, подтрунивать над присутствующими, сплетничать об отсутствующих;
— распространяться в общественных местах и транспорте о сугубо личных, интимных делах — своих и чужих;
— шептать на ухо и т.д.
Кроме бестактности в разговоре есть бестактность в поведении. Бестактно:
— шумно зайдя в вагон или в автобус, занять собой или своим багажом сразу несколько мест;
— быть всегда всем недовольным, бурчать, все осуждать, предъявлять постоянные претензии;
— бесконтрольно вести себя в собственной квартире, доставляя беспокойство соседям: хлопать дверями, включать на полную мощность телевизор или радиоприемник, шуметь в ночное время;
— войдя в транспорт, останавливаться в дверях, не думая об оставшихся пассажирах;
446____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 17. Этикаи этикет447
— не оставлять на эскалаторе метро прохода тем, кто торопится (следует всегда стоять справа);
— продолжать сидеть в транспорте, «не замечая» стоящих перед тобой женщин и пожилых людей»
Бестактно также проявлять праздное любопытство: -~ пристально разглядывать человека, тем более указывать на него или шептаться о нем;-
— читать чужие письма, подслушивать чужие разговоры;
— заглядывать в окна чужих квартир;
— разбалтывать чужие тайны.
В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой. Поэтому бестактно:
— действовать и говорить в состоянии гнева или страсти — впоследствии вы можете об этом горько пожалеть;
— слишком откровенно проявлять свои симпатии и антипатии;
— жене жаловаться на мужа, а мужу — на жену;
— слишком далеко заходить в выражении своей любезности и приветливости, чтобы они не превратились в назойливость.
Правильно вести себя во всех этих ситуациях вам поможет не только такт, но и деликатность, которая подскажет, как подойти к человеку, чтобы не оскорбить, не обидеть его, не коснуться-больного места, а напротив, постараться помочь ему, вывести из затруднительного положения.
Вместе с тем деликатность не должна быть излишней, назойливой, превращаться в льстивость, приводить к восхвалению всего увиденного и услышанного. Не надо, например, скрывать, что вы что-то видите, слышите, пробуете на вкус впервые, из боязни, что вас сочтут невеждой.
Обязательное условие тактичности — это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на наше высказывание, поступки и при необходимости самокритично, без ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит вашего достоинства, но и, наоборот, укрепит его в глазах людей, выявив такую вашу ценную черту, как скромность.Ведь скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
А вот эгоцентричные люди, напротив, стремятся привлечь к себе внимание, всюду протиснуться вперед. С этой целью они осуждают, высмеивают, умаляют значение других, возвеличивая собственные заслуги, часто не существующие. Такие люди неприятны в обществе, их перестают уважать, ибо им не хватает такта, внутренней чуткости, которые так необходимы в общении.
Вместе с тем скромность не должна проявляться в робости и застенчивости. Напротив, скромные люди вполне могут оказаться достаточно твердыми и активными в критических обстоятельствах, при отстаивании собственного мнения. Но делать это следует не в лоб, не вызывая у собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться прежде, чем начался спор. Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого не почувствовал. А лучше всего положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения своего оппонента.
Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: «Людей надо учить так, как если бы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые». Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах, — вот решение этого противоречия между требованиями «хорошего тона» при дискуссиях и твердостью в отстаивании своего мнения.
Просто «научиться такту» нельзя — он приобретается не только под влиянием среды и воспитания, но и обусловлен характером и желанием самого человека. Однако развить его, безусловно, можно.
Кроме основных принципов вежливости, тактичности, скромное1 ти существуют еще и общие правилаповедения. К ним относится, например, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся, в частности, в форме преимуществ, которые имеют:
— женщины перед мужчинами,
— старшие перед младшими,
— больные перед здоровыми,
— начальник перед подчиненными.
В чем это может проявляться, например, по отношению к женщине? Мужчина должен быть внимателен к женщине (по его отношению к женщине судят об уровне его культуры).
448____________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения