Воздействие автомобильной дороги на окружающую среду
Транспортный шум
Наряду с загрязнением воздуха следствием развития транспорта стал шум. Воздействие транспортного шума на окружающую среду стало проблемой.
Шум — физическое и физиологическое явление, оказывающее неблагоприятное воздействие на организм человека. Как проблему шум стали оценивать еще в древности, поэтому решение задач защиты от шума имеет глубокие исторические корни.
Современные исследования транспортного шума проводятся по следующим аспектам: санитарно-гигиеническому, инженерно-техническому, архитектурно-планировочному, строительно-акустическому и социально-экономическому.
Проблема транспортного шума многоаспектна, поэтому ее решением занимались специалисты самых разных областей: конструкторы, медики, социологи, строители. Труды С. П. Алексеева, Б. Г. Пруткова, Г. Л. Осипова, И. Л. Карагодиной легли в основу многих научных направлений, связанных с вопросами шумовой эмиссии. П. И. Поспелов, В. Н. Покидько и др. занимались непосредственно установлением качественных связей параметров шума с транспортными и дорожными условиями.
Шум — любой нежелательный звук, своеобразный «продукт-отход» цивилизации. Шум — источник и причина многих болезней. Он раздражает, замедляет психические реакции, нарушает обмен веществ, вызывает быстрое утомление. Медики доказали, что чрезмерный шум ведет к избыточному образованию в артериях холестерола, а это вызывает развитие атеросклероза.
С точки зрения физики шум — механические колебания, распространяющиеся в воздухе и других упругих средах. Звуковая волна оказывает на барабанную перепонку периодическое давление (звуковое давление) и вызывает колебание перепонки, которое воспринимается слуховым нервом, передается в слуховые центры коры человеческого мозга и вызывает ощущение звука. В физическом отношении звук характеризуется громкостью, высотой его тона.
Физиологическое ощущение громкости и высоты звука определяется физическими свойствами звуковых волн: амплитудой звукового давления, частотой его изменений.
Человеческое ухо способно оценивать не абсолютное, а относительное изменение звукового давления, поэтому введено понятие «уровень звукового давления». Уровень звукового давления — десятикратный десятичный логарифм отношения интенсивности звуковой энергии к ее пороговому значению.
Для практических целей при определении изменений уровней звукового давления в акустике принято пользоваться международной величиной, равной 1/10,. бела — децибелом (дБ). Опытом установлено, что увеличение силы звука в 10 раз, т. е. на 1 бел. на слух ощущается как увеличение громкости примерно в 2 раза.
Человек обладает чрезвычайно большим диапазоном чувствительности — от 20 до 120 дБ, что соответствует изменению интенсивности звуковой энергии в 10 раз. Уровень шума менее 55 дБА (А — корректирующий контур шумомера, отражающий субъективность восприятия шума человеком) не причиняет вреда человеку. Уровень шума от 55 до 60 дБА причиняет некоторые неудобства наиболее чувствительным людям; от 60 до 65 дБА (ночью) вызывает крайне неприятные ощущения; шум более 65 дБА причиняет существенные неудобства.
В зависимости от частоты звуковых волн выделяют инфразвук с частотой /<16 Гц, слышимый звук — /от 16 Гц до 20 кГц и ультразвук — f> 20 кГц.
Диапазон слышимых частот (от 16 до 20000 Гц) охватывает 10 октав. Измерение уровней звукового давления на средних частотах октав (31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000; 16000 Гц) дает представление об октавном спектре шума — Другой важной физической характеристике звуковых волн.
Спектр шума — распределение уровней звукового давления по октавным или третьоктавным полосам. По характеру спектра шум различают низкочастотный (f<300 Гц), среднечастотный (300-800 Гц) и высокочастотный (>800 Гц). Человеческое ухо обладает неодинаковой чувствительностью на разных частотах, оно более чувствительно к средним и высоким частотам.
Теория эмиссии шума различает три основных типа источников шума: точечные, линейные и прерывистые. Механизм эмиссии транспортного шума заключается в генерации шума двигателем автомобиля и шума качения. Дорожные и транспортные условия движения определяют параметры шума двигателя (режим работы), глум качения зависит от скорости движения автомобиля, состояния шин и покрытия автомобильной дороги.
В соответствии с классической теорией распространения звуковых волн транспортный шум можно описать сферической или цилиндрической волной. Характер затухания определяется типом источника, но зависит от ряда общих и специфических факторов: расстояния от источника шума, молекулярного поглощения в воздушной среде; характера поверхности земли, наличия зеленых насаждений и экранов; температурного и ветрового режима. Нормативная интенсивность затухания сферической волны составляет 6 дБА на удвоенное расстояние, а цилиндрической — 3 дБА соответственно.
Сравнительная оценка разных источников шума приведена в табл. 4.
Во всех странах приняты стандарты, в которых регламентированы требования к эксплуатации транспортных машин, определены санитарные нормы допускаемого шума для различных градостроительных зон.
Так, допустимый шум уличного движения во дворах жилых домов не должен превышать, согласно СНиП 20444-85 «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики»:
— днем — 50 дБ,
— ночью — 40 дБ.
Общий уровень шума в жилых помещениях не должен превышать:
— днем — 40 дБ,
— ночью — 30 дБ.
Таблица 4. Оценка основных источников транспортного шума
Вид источника | Эквивалентный уровень шума, дБ |
Автомобильный транспорт (на расстоянии 7,5 м) | 77-83 |
Легковые автомобили | |
Автобусы и грузовые автомобили | 78-83 |
Железнодорожный транспорт (на расстоянии 20 м) | 90-101 |
Воздушный транспорт | 98-105 |
ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Воздействия на среду дороги как инженерного сооружения имеют постоянный характер и не связаны непосредственно с движением транспортных средств. В связи с этим принято говорить о гармоничном сочетании дороги с природой.
Кроме того, дорожные условия отчасти определяют количество (эмиссию) выбросов и параметры их распространения на прилегающей территории.
Воздействие процессов строительства и ремонта дороги продолжаются сравнительно короткое время, но могут иметь значительную интенсивность.
Низкий уровень экологической безопасности существующих, в том числе вновь построенных, дорог привел к тому, что в общественном сознании строительство или реконструкция дороги ассоциируется с ухудшением среды обитания для местного населения.
В экологическом аспекте автомобильную дорогу можно рассматривать как предприятие, вытянутое в линию. Результат взаимодействия автомобильной дороги с окружающей средой зависит от ее расположения, геометрических параметров, транспорно-эксплуатационных характеристик и системы эксплуатации.
Это предприятие выполняет транспортную работу, вырабатывает продукцию в виде перевозок. Как любое другое предприятие, дорога взаимодействует со своим окружением. Результат взаимодействия автомобильной дороги с окружающей средой зависит от расположения и ее размеров и транспортно-эксплуатационных качеств.
Вопрос о взаимодействии дороги как инженерного сооружения с окружающей средой для специалистов не нов. Р1нженеры путей сообщения давно оценивали результаты воздействия условий проектирования, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог. Разрабатывая меры по защите земляного полотна и дорожных одежд от вредных воздействий: климатических, топографических, геологических, гидрологических и других природных условий, они заметили, что и дорога как важное звено хозяйственной деятельности человека в сою очередь оказывает определенное влияние на природные изменения и является фактором их изменения. В частности, устройство насыпей и выемок приводит к изменению рельефа местности. Наличие земляного полотна изменяет условие поверхностного стока воды, мостовые сооружения влияют на режим рек, дорожные сооружения могут способствовать как закреплению грунта, так и развитию оползней, образованию оврагов и др. Однако до настоящего времени главное внимание инженеров путей сообщения было сосредоточено на защите дороги от окружающей среды. С развитием дорожного движения острой стала проблема защиты окружающей среды от (загрязнения) отрицательного воздействия системы «дорожные условия — транспортные потоки».
Меняются взгляды на комплекс «дорога — окружение». Жизнь растений и животных рассматривается не изолированно, а в совокупности с местом их жизни, условиями их обитания.
Автомобильные дороги влияют на места обитания жизненных сообществ, нарушают естественные пути миграции животных. Пересекая лес автомобильной дорогой, получают две лесные опушки, что изменяет гидрологический режим местности. В результате происходит смена видового состава растительности вдоль дорог, снижается продуктивность леса. От загазованности, шума, вибрации в придорожной полосе происходит смена видов животных. Замечены генетические мутации насекомых и грызунов, обитающих в полосе отвода.
При столкновении с движущимся автомобилем гибнут пчелы, птицы. Мелкие животные (земноводные, змеи, мелкие и крупные млекопитающие) становятся жертвами автотранспорта, т.к. автомобильная дорога разорвала пути их естественной миграции. Огромный экономический и моральный ущерб наносит гибель крупных животных при наезде автомобилями.
На XV Международном дорожном конгрессе в Мехико (1975) была создана рабочая группа по подготовке вопроса «Дорога и окружающая среда». На XVI Международном дорожном конгрессе в Вене (1979) состоялась специальная дискуссия по этому вопросу. Основные выводы, принятые конгрессом, заключаются в том, что при проектировании новых дорог или реконструкции существующих следует обязательно учитывать их воздействие на окружающую среду. При разработке проекта следует учитывать, что автомобильная дорога должна способствовать эффективному использованию общественного автомобильного транспорта и обеспечивать важнейшие внутри- и межрайонные связи. Дорога способствует тому, что сельское население получает доступ к городу как месту работы, культурному центру и центру снабжения, а городское население — к сельским районам для участия в сельскохозяйственных работах, организации отдыха.
Дорога играет важную роль в выравнивании уровней развития различных районов. В результате улучшения транспортных условий повышается эффективность капиталовложений в отдаленных, экономически не освоенных районах.
В значительной степени от дороги зависит туризм, особенно в горных районах.
Непривлекательные ландшафты, обезображенные отвалами ранее произведенных горных выработок и отходами перерабатывающих промышленных предприятий, при хорошо спроектированных дорожных сооружениях могут стать гораздо лучше.
Благодаря наличию автомобильных дорог ряд живописных сельских районов, природных памятников и др. становятся доступными для широких кругов населения.
В ряде стран, особенно с небольшой территорией, автомобильному транспорту принадлежит первое место среди других видов сообщения. Это объясняется наличием широкой сети дорог, маневренностью и повышенным комфортом автомобильного транспорта. По сравнению с железной дорогой перегрузочные работы здесь сокращаются до минимума. Время транспортировки грузов по автомобильной дороге обычно меньше, чем по железной, что особенно важно при перевозке скоропортящихся грузов (продуктов).
Воздействие автомобильной дороги на человека заключается прежде всего в том, что вызванный дорожным движением транспортный шум нарушает сон, вызывает раздражительность, усложняет профессиональную деятельность человека, т. е. влияет на его физиологическое и психологическое состояние, кроме того, на здоровье человека пагубно действует загрязнение воздуха.
На чистоту воздуха и на микроклимат оказывают отрицательное влияние загрязнение окислами углерода СОх, азота NОx, серы SОx, озоном О3, несгоревшими углеводородами и пылью (сажа, асбест, соединения свинца). Возведение высоких насыпей и противошумных барьеров способно вызвать изменение микроклимата.
Воздействие автомобильной дороги на почву проявляется в загрязнении свинцом, углеводородами, солями и др.
Автомобильная дорога как самостоятельное сооружение влияет на окружающую среду, являясь фактором ее изменения: рельефа, микроклимата, условий поверхностного стока, режима рек, нарушения путей миграции животных.
Неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги обусловливает сложные условия работы автомобилей, повышая тем самым количество выбросов при нестабильной работе двигателей, увеличивает износ автомобилей.