Тема урока: «Почему идёт дождь и дует ветер?»
Программа: Школа России. Класс 1.
Цели: расширять знания о дожде и ветре, значении этих явлений для жизни растений, животных и человека; объяснить причины возникновения ветра и дождя.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя.
Оборудование:воздушный шарик; у учащихся – цветные карандаши.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1.Организация класса | Давайте проверим готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь и т.д. -Положите руки перед собой | Эмоциональный настрой детей на работу. Внутренняя мотивация к учебной деятельности. | Регулятивные УУД. Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место. | |
2.Актуализация знаний | Игра: «Доскажи словечко» -Солнце - это огромный пылающий.. -Солнце – это ближайшая к Земле... - Нам солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится... - Звёзды – это огромные пылающие… - Звёзды кажутся нам маленькими точками, потому что находятся… -Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в… | Отвечают на вопросы: шар звезда далеко от Земли шары далеко от Земли созвездия | Коммуникативные УУД (высказывать своё мнение), личностные УУД (вовлечение обучающихся в деятельность) | |
3. Самоопределение к деятельности | - О чем пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаёте, если отгадайте загадки. 1).Он пришёл, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, На крыльце потанцевал. Побродил по крыше вволю И ушёл по лужам в поле. 2).А почему идёт дождь? Почему мы не можем ответить на вопрос? Носит, свищет, Мечется, рыщет. Где пробежит – листик дрожит. Где пронесётся – дерево гнётся. 3). Что такое ветер? Почему мы не можем ответить на вопрос? 4). Предположите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке. 5) Прочитайте тему урока на с. 36 учебника 6). Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой. | Дождь Затруднение. Не хватает знаний. Ветер Затруднение. Не хватает знаний. О дожде и ветре Почему идёт дождь и дует ветер? Научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра. | На данном этапе происходит открытие нового формируются познавательные и регулятивные УУД | |
4. Работа по теме урока | -Прочитайте первое задание на с.36 учебника. Обсудите его в группах; - Проверьте себя. Прочитайте текст на стр. 87. -Почему дожди так назвали? - Отгадайте, о каком дожде идёт речь. Всю малину исхлестал, Всю черёмуху! Наклонил он ветки груш. Нужен саду свежий душ, Но зачем так сильно лить, Набок яблоню валить? -Прочитайте второе задание на с. 36. Обсудите его в группах. Проверьте себя. Прочитайте текст на стр. 87. -Кто знает, что это означает? (рисует море, озеро, реку и маленькие капли воды, которые поднимаются вверх.) Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрачным паром. Этот лёгкий пар с тёплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращаются в большое тёмное облако – тучу. Капли воды, из которых состоят тучи, тяжёлые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. (Учитель дорисовывает тучу, а в ней крупные капли) | Обсуждение в группах и краткие ответы Обобщение учителя (напишите) Ливень Обсуждение в группах, У. выслушивает ответы нескольких групп. На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется. Словарная работа. От какого слова произошло? Первичное закрепление: дети по схеме рассказывают об образовании дождя. | Учатся доказывать свою точку зрения, слушать других (коммуникативные УУД) Самостоятельно применяют знания (личностные УУД). | |
5.Физкультминутка | Приплыли тучи дождевые. -лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые. -Пей, рожь, пей! И рожь, клонясь к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт. А дождик тёплый, дождь неугомонный Льёт, льёт, льёт. | Учащиеся стоят, вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После 1 строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивать, переворачивают ладони: после пятой строки – вверх, после слов « А тёплый дождь неугомонный льёт» - вниз. | ||
6. Продолжение по теме урока 7. Закрепление при выполнении заданий в рабочей тетради | 1.Беседа, работа по учебнику -Прочитайте задание на с. 36. Обсудите его в группах. Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87. -Ребята, а мы можем сами создать ветер? Почему получился ветер? Так что же такое ветер? -Прочитайте четвёртое задание на с. 37. Обсудите его в группах. Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87. Выберите задания | Обсуждают, готовят несколько ответов Да. Подуть – и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом – и почувствуем ветерок. Потому что мы заставили воздух двигаться. Ветер – это движение воздуха Обсуждают, готовят несколько ответов | Обучающиеся учатся определять степень успешности выполнения своей работы, понимать причины неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Формируются регулятивные УУД. | |
8.Рефлексия. Подведение итогов урока 9. Д/з | Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? 1.с. 23-24, отгадать кроссворды 2. Выполнить свой рис. дождя, ветра. | Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 37, в рамке) | Обучающиеся учатся определять степень успешности выполнения своей работы, понимать причины неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД. | |