Методика гигиенического воспитания
Всемирная организация здравоохранения рекомендует включать гигиеническое воспитание в качестве обязательного компонента в планирование и осуществление любой деятельности по охране здоровья населения.
Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни - профессиональный долг, а собственное здоровье - запас необходимых в работе душевных и физических сил.
Методика гигиенического воспитания населения базируется на основных принципах санитарного просвещения - это:
-принцип актуальности - актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в том числе задачами здравоохранения;
-принцип научности - этот принцип гигиенического воспитания основывается на научно обоснованных данных;
-принцип доступности - он предлагает соответствие содержания, методов, форм и средств гигиенического воспитания социально-культурному уровню индивида, групп лиц и т. д.;
-принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе;
-принцип единства и практики - возможность использования полученных знаний на практике;
-принцип дифференцированности - этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения, на которых оно направлено: пол, возраст, состояние здоровья, обычаи и т. д.;
-принцип индивидуальности - учитываются индивидуальные особенности человека, на которого гигиеническое воспитание направлено;
-принцип иллюстрированности - использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.
Совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению это и есть «методы и средства гигиенического воспитания».
В санитарном просвещении различают следующие формы гигиенического воспитания: метод индивидуального воздействия, метод воздействия на группу лиц, метод массового воздействия.
Метод индивидуального воздействия
Представленный метод сводится к индивидуальному гигиеническому воздействию в процессе прямого или опосредованного общения между слушателями и рассказчиком. Этот метод дает оценку эффективности санитарно-гигиенического просвещения. К нему относятся:
-личная беседа;
-индивидуальный санитарно-просветительный инструментарий;
-индивидуальная консультация;
-телефонная служба;
-личная санитарно-просветительная корреспонденция.
Метод воздействия на группу лиц
Это метод дифференцированного воздействия на различные возрастные, половые и профессиональные группы. Эффективность определятся однородностью интересов группы, наличием обратной связи. К нему относятся:
лекции;
групповая беседа;
дискуссия;
викторина;
круговое гигиеническое обучение.
Метод массового воздействия
Это гигиеническое воздействие с помощью технических средств телевидения, радио, печати, театра, выставок и т. д. Эффективность воздействия затруднена, в связи с отсутствием обратной связи.
По типу пропаганды гигиеническое воспитание населения делится на:
- Метод устной пропаганды (лекция, беседа) см. практика.
- Метод печатной пропаганды.(Это газеты, журналы, брошюры, памятки, лозунги, листовки и т. д., освещающие медико-гигиеническую информацию).
- Метод изобразительной пропаганды.(плакаты, фотографии, таблицы, графики, почтовые марки, наклейки на спичечных коробках, конверты, календари и т. д.)
Из других средств санитарно-гигиенической пропаганды можно выделить санитарный бюллетень - это форма санитарной стенной печати.
Одним из направлений гигиенического воспитания является пропаганда здорового образа жизни, которая проводится через санитарно-просветительную работу..
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.
Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;
- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.