Методика гигиенического воспитания

Всемирная организация здравоохранения рекомендует включать гигиеническое воспитание в качестве обязательного компонента в планирование и осуществление любой деятельности по охране здоровья населения.

Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни - профессиональный долг, а собственное здоровье - запас необходимых в работе душевных и физических сил.

Методика гигиенического воспитания населения базируется на основных принципах санитарного просвещения - это:

-принцип актуальности - актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в том числе задачами здравоохранения;

-принцип научности - этот принцип гигиенического воспитания основывается на научно обоснованных данных;

-принцип доступности - он предлагает соответствие содержания, методов, форм и средств гигиенического воспитания социально-культурному уровню индивида, групп лиц и т. д.;

-принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе;

-принцип единства и практики - возможность использования полученных знаний на практике;

-принцип дифференцированности - этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения, на которых оно направлено: пол, возраст, состояние здоровья, обычаи и т. д.;

-принцип индивидуальности - учитываются индивидуальные особенности человека, на которого гигиеническое воспитание направлено;

-принцип иллюстрированности - использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.

Совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению это и есть «методы и средства гигиенического воспитания».

В санитарном просвещении различают следующие формы гигиенического воспитания: метод индивидуального воздействия, метод воздействия на группу лиц, метод массового воздействия.

Метод индивидуального воздействия

Представленный метод сводится к индивидуальному гигиеническому воздействию в процессе прямого или опосредованного общения между слушателями и рассказчиком. Этот метод дает оценку эффективности санитарно-гигиенического просвещения. К нему относятся:

-личная беседа;

-индивидуальный санитарно-просветительный инструментарий;

-индивидуальная консультация;

-телефонная служба;

-личная санитарно-просветительная корреспонденция.

Метод воздействия на группу лиц

Это метод дифференцированного воздействия на различные возрастные, половые и профессиональные группы. Эффективность определятся однородностью интересов группы, наличием обратной связи. К нему относятся:

лекции;

групповая беседа;

дискуссия;

викторина;

круговое гигиеническое обучение.

Метод массового воздействия

Это гигиеническое воздействие с помощью технических средств телевидения, радио, печати, театра, выставок и т. д. Эффективность воздействия затруднена, в связи с отсутствием обратной связи.

По типу пропаганды гигиеническое воспитание населения делится на:

- Метод устной пропаганды (лекция, беседа) см. практика.

- Метод печатной пропаганды.(Это газеты, журналы, брошюры, памятки, лозунги, листовки и т. д., освещающие медико-гигиеническую информацию).

- Метод изобразительной пропаганды.(плакаты, фотографии, таблицы, графики, почтовые марки, наклейки на спичечных коробках, конверты, календари и т. д.)

Из других средств санитарно-гигиенической пропаганды можно выделить санитарный бюллетень - это форма санитарной стенной печати.

Одним из направлений гигиенического воспитания является пропаганда здорового образа жизни, которая проводится через санитарно-просветительную работу..

«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Наши рекомендации