Источники финансирования природоохранных

Мероприятий

Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.

Анализ действующих правовых документов, в той или иной степени отражающих проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы активную роль начинает играть сфера природопользования охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности.

Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу» на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Феде­рального бюджета и внебюджетных фондов.

Экологические фонды

Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, включающая Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий [7].

Федеральный экологический фонд – внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления, сформированного Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10 % от собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, отчислений из республиканского бюджета, а также из средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.

Правление ежегодно отчитывается о расходовании средств перед собранием представителей республиканских, областных, краевых комитетов по экологии и природопользованию.

Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондовявляются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов не подменяют другие источники финансирования по проектам социально-экономического развития территории, плановые природоохранные мероприятия природопользователей. Они служат дополнительным источником финансирования и кредитования в следующих случаях:

– для строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения;

– создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля;

– развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т. д.);

– создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации и информации по территории;

– создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;

– научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;

– исследовательских работ по изучению территории и развития рынка экологических услуг;

– проведения работ по экологической экспертизе объектов;

– создания предприятий с целью решения экологических проблем;

– заселения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;

– организации экологического образования и воспитания пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.

Часть средств (до 5 %) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, длявосстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.

Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются счет следующих платежей:

– за загрязнение окружающей среды;

– за сверхнормативное использование природных ресурсов (также потери);

– платы по искам в возмещение ущерба;

– штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

– средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов.

Формирование фондов может также идти за счет добровольных взносов. Кроме того, в эти фонды поступают:

· отчисления на природоохранные мероприятия из государственного и местного бюджетов;

· средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;

· доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;

· средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий;

· прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;

· средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.

Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов небходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.

Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

Система налоговых льготдолжна включать:

– уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

– налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, ути­лизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т. п.).

Для льготного налогообложения также желательны:

· уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;

· прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);

· исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

·соответствующее использование подсистемы налогового кредита.

При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды.

В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.

Система стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области охраны окружающей среды и ПР может предусматривать скидки с дохода для налогообложения в первый год в размере до 100 %, включая текущие и капитальные затраты.

Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:

– степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

– нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

– территориальные лимиты природопользования;

– необходимые темпы перестройки народно-хозяйственных структур на экологической основе;

– уровень основных капитальных вложений в природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической эффективности этих мероприятий;

– природоохранная ценность территории.

Экологические льготыпредоставляются в зависимости от типа предприятий, размеров и направления их развития, видов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во взаимосвязях с лимитом техногенной нагрузки на территорию.

Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях, в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления [7, 17].

Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование.

К территориям с высокой экологической напряженностью должно также применяться льготное налоговое обложение.

Наши рекомендации