Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий

До последней четверти ХХ ст., когда стала очевидной необходимость мобилизации значительных сил и средств на решение экологических проблем, финансирование природоохранных мероприятий в нашей стране не носило постоянного характера, осуществлялось лишь по мере экстренных потребностей и возможностей. Только в
70-е годы капитальные вложения на создание производственно-технических природоохранных объектов (очистных сооружений, пылегазоулавливающих устройств, мелиоративных систем, лесных насаждений и т.п.) стали обеспечиваться путем прямого бюджетного финансирования в соответствии с пятилетними и годовыми планами охраны окружающей среды. Двумя последними пятилетними планами предусматривалось выделение на природоохранные нужды в СССР соответственно 11 и 9 млрд. руб., в Беларуси - более 300 и
275 млн. руб.

Выделенные средства распределялись по отраслям народного хозяйства, а затем по предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с планами финансирования и сметно-финансовыми расчетами по создаваемым хозяйственным объектам в порядке бюджетного финансирования и долгосрочного кредитования. Система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования – централизованного распределения материально-технических ресурсов. За счет госбюджетных средств финансировались также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы природоохранного назначения.

Текущие расходы на реализацию природоохранных мероприятий несли обычно сами предприятия и отрасли, но основная тяжесть финансирования экологической сферы ложилась все же на государственный бюджет. Формально существовали и другие источники финансирования – бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Обеспечение финансами природоохранной деятельности осуществлялось, как правило, без расчета на получение прибыли, кроме случаев утилизации отходов для производства какой-либо продукции, поэтому средства на реализацию этой деятельности выделялись по “остаточному” принципу, что никак не способствовало стимулированию рационального природопользования. Вместе с тем нужно отметить одно существенное достоинство прежней системы финансирования экологической сферы – ее регулярность.

В то время, как в условиях административно-командного хозяйствования определяющую роль играло материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов), в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.

Переход к рыночным отношениям неизбежно ведет к разрушению прежней системы финансирования экологической сферы. В республиканском бюджете последних лет капитальные расходы на природоохранные нужды сократились с 1,4% в 1992 г. до 0,8% в 1995 г в госбюджетном финансировании капитальных вложений, но в соответствии с Законом «О государственном бюджете Республики Беларусь на 2000 год» на природоохранные нужды предусмотрена сумма, составляющая уже 1,6% расходной части республиканского бюджета (без учета средств фондов охраны природы).

Тем не менее, в условиях большого бюджетного дефицита в первую очередь страдают статьи расходов на экологию. Высокие процентные ставки приводят к тому, что краткосрочные выгоды доминируют над долгосрочными интересами. В сфере экологии осуществлять долгосрочные вложения на безубыточной основе невозможно (а в высокоинфляционных экономиках вложения на срок свыше 4-5 месяцев рассматриваются уже как долгосрочные), поскольку за короткое время нельзя реализовать ни одного более или менее серьезного экологического проекта. Задача государства в этих условиях состоит в том, чтобы обеспечить функционирование такой системы финансирования экологических мероприятий, которая бы оказывала стимулирующее воздействие на природопользователей с целью снижения их техногенных нагрузок на природу.

Сообразно изменениям во всей системе общественных финансов финансирование экологической сферы тоже переходит к смешанному типу: помимо бюджетных расходов, которые неизбежны, поскольку остаются органы управления, необходим эффективный механизм финансирования природоохранной деятельности за счет предприятий-загрязнителей. Такое решение справедливо, поскольку загрязнители должны нести финансовую ответственность перед обществом. Реализовать этот механизм позволяют целевые фонды охраны природы.

Наши рекомендации