Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Раздел IV
Прикладная этика:
проблемы
и решения
В конце XX века, когда многие специалисты в области этики стали говорить о кризисе этики, о потере ею престижа и роли в обществе, стало ясно, что на самом деле в современных условиях в развитии этики проявляются две основные тенденции. Первая — несостоятельные (или, точнее и мягче, — непродуктивные) в сегодняшней ситуации постмодерна претензии этики как на-безоговорочное морализаторство, так и на дальнейшие теоретико-аналитические усилия, приводящие зачастую или к схоластике, или к релятивизму.
Вторая тенденция — спасительная, на наш взгляд, для этики и безусловно продуктивная для общества — это ее обращение к проблемам прикладного характера, реальное превращение этики в то, о чем говорил еще Аристотель, — в «практическую философию». Обращение к нормам и ценностям прикладной этикикак полноправной части «большой этики» обусловлено прежде всего тем, чтоактуализируется и становится все более значимой проблема формирования нравственной культуры людей в самых разных сферах их жизнедеятельности.
Таким образом, повышение значимости прикладной этики (ПЭ) является сегодня, с одной стороны, общемировой тенденцией развития этического знания, а с другой — его наименее изученным аспектом. Поэтому разработка проблем ПЭ является магистральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии, тем более что решение этих прикладных проблем оказалось затруднительным для этики традиционной.
Вместе с тем трудно переоценить их значение для постсоветского общества. Для решения стоящих перед ним задач общество нуждается сегодня в высокоразвитой гражданской ответственности личности; в качественно новом, неантропоцентрическом, экологическом сознании людей; в высокой^ль-туре делового общения в сфере бизнеса и предпринимательства; в сознательной моральной саморегуляции профессионалов в таких ответственных сферах деятельности, как медицина, педагогика, юриспруденция.
268 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения 269
Сущность и особенностьПЭ — в конкретизации общечеловеческих моральных норм ипринципов применительно кданным ситуациям, дляотдельных групп людей, с учетом специфики ихжизнедеятельности.
Можно предположить, что назревшая необходимость разработки и изучения принципов и норм ПЭ связана прежде всего с демократизацией общественных отношений и, как следствие, с возрастанием роли свободы выбора в жизни наших граждан, к чему готовы сегодня далеко не все.
С чем конкретно связана эта свобода? Во-первых, с увеличением числа объектов выбора (во всех сферах и на всех уровнях жизни); во-вторых, с расширением диапазона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; в-третьих, с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс людей; в-четвертых, с отсутствием зачастую готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведения в тех или иных ситуациях (нет образца для подражания и «правильного» ответа на ситуацию); в-пятых, с невозможностью уклониться, «делегировать» право и необходимость выбора другому (проблему надо решать самому, здесь и сейчас); в-шестых, с переносом акцента с норм запретительных на нормы разрешительно-побудительные.
Все это оказывает серьезное влияние на ситуацию морального выбора, в которую оказывается «заброшенным» современный человек, причем как в выборе смысложизненных решений, так и на уровне конкретного поступка. При этом от личности требуется самостоятельность исканий и принятия решений, опирающихся на самый высокий уровень компетентности и нравственной культуры — на нравственную надежность личности, предполагающую возрастание ее ответственности.
Необходимость дать человеку в этих условиях конкретные нравственные ориентиры усугубляется глобальностью моральных проблем: нет сферы жизни, нейтральной по отношению к ним; нет времени, «свободного» от них; нет возраста, в котором человек мог бы заявить об их окончательном решении для себя.
Таким образом, необходимость существования и развития ПЭ может рассматриваться как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, содной стороны, потребностямиличности иобщества, а с другой — уровнем их нрав-
ственной культуры. Готовность и способность этики ответить на этот заказ и является современной модификацией ее традиционной роли — быть «практической философией».
Вообще «практичность» — атрибутивное свойство любой этики. Обусловлено это прежде всего спецификой ее взаимодействия со своим предметом — моралью. Их связь проявляется не просто втом, что этика отражает мораль, но и в том, что она является своеобразным доразвитием, высшим уровнем морального сознания, воплощаясь в нормативных формах знания, преобразуемых затем всистему норм практической морали. Именно это и «обрекает» этику на роль «практической философии»: ведь она помогает моральному сознанию не только в разработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), но и в выборе моральных ценностей, в установлении их субординации, в их обосновании и оценке. Учитывая это, можно сказать, что ПЭ аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности, разрабатывая специальные формы и технологии этих процессов и управления ими.
При решении прикладной этикой этих задач предполагается:
а) выявление особенностей отдельных социальных и профессиональ
ных групп (прикладная этика — это этика, всегда имеющая конкретно
го адресата);
б) выявление конкретных сфер их жизнедеятельности и их специ
фики;
в) Обнаружение таких особенностей и ситуаций, в которых иногда тре
буется отступить от общих моральных повелений (ситуативная этика).
При этом необходимо объяснить, «оправдать»_эти отступления, квалифи
цируя их как «неизбежное зло», и в то же время минимизировать их.
Таким образом, ПЭ не просто использует теоретические этические наработки, а превращает их вспецифическую, практически новую информацию, преобразованную для нужд конкретной деятельности илиситуации: ПЭ по сравнению с общей этикой более специализирована и поэтому более прагматична.
Кроме того, ПЭ включает всебя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических. Еще одной ее особенностью является технологический аспект: выработка способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов,
270____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей совокупности «опредмеченную силу» ПЭ. И наконец, в процессе «приложения» происходит своеобразное развитие общечеловеческих норм и требований этики.
Проявляется это в следующем:
— происходит их переакцентирование, переосмысление, преобразование (переоценка ценностей);
— возникают новые моменты их связи друг с другом, административными и правовыми требованиями, обычаями;
— меняется их место в иерархии ценностей;
— возникают новые установки и ценности, являющиеся значимыми исключительно для данной сферы деятельности.
«Практичность» ПЭ проявляется прежде всего в ее структуре.
На наш взгляд, ее основными элементами являются следующие.
1. Экологическаяэтика, рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде.
2. Этика гражданственности,разрабатывающая нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу.
3. Ситуативная этика,в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности и общения — как публичным (мас-совидным), так и интимным (межличностным).
Среди публичных выделяется этика политических публичных действий, востребованность которой связана с крайней политизацией жизни нашего общества и недостаточно высокой политической культурой граждан и политических лидеров. В качестве основного канала нравственного воздействия здесь могут быть использованы средства массовой информации (при условии их собственной высокой политической культуры). К интимным относятся различные стороны межличностного общения, ситуации семейной, сексуальной жизни человека. Разработка этого направления ситуативной этики предполагает тесное «сотрудничество» с психологией, медико-биологическими знаниями и др. Внедрение же его может быть обеспечено грамотной и скрупулезной индивидуальной воспитательной работой и самовоспитанием.
4. Профессиональная этика— система моральных принципов,
норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его
профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она должна
быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного.
Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих
норм морали) предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в кор
поративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и ро
дом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим в настоящий момент можно выделить традиционные виды профессиональной этики — такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого — и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика).
5. Этикет— правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением внутренней нравственной культуры человека. Предлагаемое структурирование ПЭ не является жестким и однозначным: оно носит условный характер, а отдельные ее «виды» (элементы, стороны) взаимопроникают и переплетаются друг с другом. Прежде всего необходимо еще раз отметить, что своеобразной формой связи теоретической и практической этики выступает этика нормативная, основные категории которой были рассмотрены в разделе III. Она организует моральное сознание людей в нормативную систему знаний, воплощающихся затем в нормах экологической этики, этики гражданственности и межличностного общения, характеризующих облик и жизнедеятельность человека в целом. В свою очередь, этика гражданственности, будучи таким образом по своей сути нормативной, проявляет себя как ситуативная, например, в этике политической борьбы. То же можно сказать и об экологической этике, которая проявляется не только в конкретных ситуациях личного
272____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
или производственно-экономического отношения человека к природе, но и затрагивает отдельные стороны профессиональной, в частности, биомедицинской этики. В этических нормах межличностного общения конкретизируются такие проявления ситуативной этики, как этика дружбы, этические проблемы молодежной субкультуры, моральные проблемы, порожденные ситуацией общения в виртуальной реальности и др.
Особое место в системе ПЭ занимает этика делового общения. Во-первых, по сравнению с другими ее видами она максимально «технологизирована». Во-вторых, по своему статусу, значению и формам она включает в себя и нормативную, и ситуативную этики. В-третьих, она может выступать как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Разработка и внедрение вышеперечисленных видов и форм прикладной этики ни в коей мере не должны восприниматься как попытка манипуляции нравственным сознанием граждан и покушение на их моральную автономность. Тем более что практически в каждом виде или отрасли прикладной этики сегодня (и, по-видимому, еще долгое время) будут занимать особое место так называемые «открытые проблемы» — проблемы, не получившие еще своего однозначного ответа и решения. Поэтому прикладная этика должна рассматриваться прежде всего как ориентир, показывающий самостоятельно мыслящей и действующей личности возможные пути и варианты решения моральных проблем, встающих в конкретных — личных, социальных или профессиональных — ситуациях. Свобода выбора в любом случае остается за человеком.
В этом разделе мы остановимся лишь на некоторых аспектах прикладной этики, рассмотрев проблемы экологической и биомедицинской этики, межличностного общения и этикета.
Глава 13.Экологическая этика
Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред.
А. Швейцер
Человек стоит перед дилеммой: либо он должен измениться — как отдельная личность и как частица человеческого сообщества, — либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.
А. Печчеи
Рассмотрение основных проблем прикладной этики мы начинаем с этики экологической, охватывающей предельно широкий круг проблем — нравственные отношения человека и окружающей его среды. Дело в том, что сегодня свои претензии миру человеческих отношений предъявил мир в полном смысле слова «не-человечес-кий> — природный. В ситуации, когда опасность экологических катастроф из прогнозов и предостережений превращается в неумолимую реальность, он заявил о своих правах и потребовал от человека равноправного диалога с ним; потребовал изменить классическое антропоцентристское представление о мире и поставить вопрос не только о том, что есть Добро и Зло для человека и человечества, но и о том, что есть Добро и Зло для триады «человек — общество — природа».
Расширяя диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе, вырабатывая нравственные нормы его поведения как в «человеческих», так и в «нечеловеческих» ситуациях, новая ментальностъ по отношению к среде обитания (англ. New Environmental Paradigm) еще в большей степени делает человека Человеком, в полной мере реализующим свою родовую
274__________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 13. Экологическая этика 275
сущность: человеком, способным, отрешившись от собственного ан-тропоэгоизма, проявлять Любовь и Уважение к Иному, Ответственность перед Иным.
Такое отношение человека к природе — не выдумка XX века. Оно существовало на стадии становления морали еще у наших далеких предков, затем было вытеснено антропоцентристским подходом, а теперь снова востребовано сложившейся экологической ситуацией, в связи с которой в последнее время заметно усилился пафос защиты жизни на Земле от насилия и посягательств человека, утратившего чувство ответственности за свои действия, за выбор тех средств, которые он использует для достижения своих целей.
Проблема экологической ответственности ставилась начиная с глубокой древности такими философами, как Пифагор, Аристотель, Цицерон, Плотин, Фома Аквинский, Иоанн Златоуст, позднее — Декарт, Бэкон, Вольтер, Шеллинг, Гегель и др. Вопрос о нравственном статусе животных поднимался начиная с XVIII века Юмом, Кантом, Монтенем, Мором, Дарвипом, Бентамом, Шопенгауэром, Спенсером, Кропоткиным, Лосским. Причем в их подходах прослеживаются две противоположные традиции рассмотрения нравственно-этических аспектов отношения человека к природе: «традиция управления» и «традиция сотрудничества». Развивались также идеи «любви к природе», «общения с природой», «соединения с природой», которые, к сожалению, не стали тогда достаточно последовательной и устойчивой традицией.
В целом история развития отношения человека к природе настолько интересна и поучительна, что заслуживает отдельного рассмотрения.
13.1. Человек и природа: эволюция отношений
Жизнь на Земле развивалась на протяжении миллиардов лет и была прочно связана с динамикой экосистем, между компонентами которых существуют достаточно сложные связи. Одни живые компоненты экосистем взаимодействуют, используя другие как источник энергии и вещества, при этом они вступают также во взаимодействие с неживой окружающей средой и модифицируют ее. Ни один вид, даже homo sapiens, не может существовать сам по себе. Таковы основные реалии жизни на Земле, которые придают направ-
ление процессу жизни. Что есть добро и что есть зло в этом процессе? В первоначальном замысле природы таких понятий нет. Жизнь развивается в жестких рамках законов экосистем: 1) безжалостная конкуренция; использование эгоистических преимуществ; трансформация чужих элементов в собственные; 2) интеграция в потоки энергии и рециркуляция материи; 3) созревание во времени, саморегуляция и создание межвидовых связей; 4) беспощадное наказание нарушителей закона. Так выглядел древний мир, где зародился homo sapiens и где окружающие нас виды просуществовали большую часть своей истории. В каждой из миллиардов клеток организма человека все еще заложена генетическая программа, определяющая его существование как одной из компонент целостной экосистемы, каким он в полной мере и являлся в прошлом.
Но никогда прежде те или иные формы жизни не пренебрегали законами экосистем так сильно, как современный человек. Никогда еще один-единственный вид не изменял так безжалостно и немилосердно планету Земля, чтобы достичь экологического господства. Никогда еще не было так велико противоречие между тем, что мы делаем, и тем, что мы должны делать. Что же произошло?