Правовое регулирование заготовки древесины

Статья 29. Заготовка древесины

1. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

2. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

4. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

5. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

8. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

8.1. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

8.2. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

9. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

1. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

3. К заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются части 1, 2 и 7 статьи 29 настоящего Кодекса.

4. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

5. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Права и обязанности лесопользователей

Лесопользователи при осуществлении пользования лесными ресурсами имеют следующие права:

получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых в пользование;

осуществлять пользование лесным фондом на установленных условиях;

возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом;

иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.

Перечисленным правам лесопользователей корреспондируют их обязанности, возникающие при осуществлении ими права лесопользования. Лесопользователи обязаны:

осуществлять лесопользование в соответствии с лесным законодательством РФ, условиями договоров лесопользования;

не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;

вести работы способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесопользования на леса, земли, водные и другие природные объекты;

соблюдать правила и требования пожарной безопасности в лесах, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;

не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки, проводить очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины;

своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;

не допускать нарушений прав других лесопользователей.

Охрана и защита лесов

Предусмотренная лесным законодательством система мер, направленных на организацию рационального использования и воспроизводство лесов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней, образует понятие правовой охраны лесов.

Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лесной охраной, база-ми авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится на-земными и авиационными методами.

Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой охраны лесов, ад-ресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хозяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых оказывает влияние на состоя-ние лесов.

К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и за-щиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осущест-вление государственных федеральных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и ле-сопромышленного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, исполь-зованием, охраной и воспроизводством лесов.

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организации рационального и целевого его использования, кон-тролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и правил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса.

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов организована специальная служба - го-сударственная лесная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении ви-новных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями установленных для них законом обязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного вы-ше.

Что касается граждан и юридических лиц, деятельность которых может оказать или ока-зывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами управления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологические, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматриваю-щие необходимость обеспечения производственных объектов очистными сооружениями и уст-ройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических ве-ществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согла-совываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологиче-ской экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуще-ствлением лесопользования, производятся на основании разрешения лесхоза. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фон-да, воспроизводство лесов.

В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицательно влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены впредь до устранения причин этих действий.

Основополагающее значение для рационального использования и охраны лесов имеет рас-пределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - ле-сов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и дру-гих, правовой режим которых характеризуется тем, что они в первую очередь используются по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В этих лесах запре-щены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).

В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользования, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непрерывного, неистощительного и ра-ционального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водо-охранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также на-учно обоснованных норм лесопользования.

Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществле-ния других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, ко-торая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд эконо-мики и населения, устанавливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется путем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесо-секи для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по ад-министративно-территориальным единицам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превыше-ние установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечивается и путем прове-дения работ по воспроизводству лесов. Они осуществляются на площадях, ранее бывших покры-тыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанности по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба с лесными пожарами.

В связи с этим законодательством установлены специальные правила пожарной безопасно-сти в лесах*. Они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникно-вения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.

Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара необхо-димо немедленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами пла-ны противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.

Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в него лесах осуществ-ляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая специализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевременного выявления очагов вредителей и болезней, их лока-лизацией и ликвидацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регламентиру-ются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).

Наши рекомендации