Элементы, принципы, задачи школьного экологического образования
Экологические знания рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности. Естественные науки показывают, какие законы действуют в природе независимо от сознания человека. Опираясь на технические науки, человек создаёт новые и совершенствует старые средства воздействия на природу.
Формирование ценностных экологических ориентаций. Экологическое образование включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности природы, как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека.
Система норм и правил отношения к природе. Изучая основы наук, ученик должен осознавать социальные и природные причины, которые диктуют определенные нормы и правила профессионального и индивидуального поведения в окружающей среде. Соблюдение этих норм и правил - есть общественно-необходимый акт, т.к. позволяет сохранить природу для будущих поколений.
Умение и навыки по изучению природы и ее охраны. Школа призвана учить школьников как, изучать и охранять природу, оценивать ее состояние пропагандировать экологические знания среди сверстников и взрослых.
Содержание экологического образования богато и разнообразно и не может быть развернуто в рамках одного или нескольких предметов. Поэтому педагоги говорят о междисциплинарном характере экологического образования, о том, что каждый предмет имеет свое особое значение в формировании экологической культуры школьников[2].
Принципами экологического образования являются:
Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников. Реализация междисциплинарного подхода требует решения таких проблем, как определение ориентации каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение обобщения межпредметных подходов.
Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний.
Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. Системно – структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности. Принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств информации. Особенно важно это учителю, когда в школьных условиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологических проблем современности.
Единство интеллектуального и эмоционального начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающейся природной среды.
Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятиям, которое пробуждает эстетические переживания и порождает внести практический вклад в её улучшение.
Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Это означает, что анализ конкретных фактов как положительного, так и отрицательного воздействия человека на природу данной местности сочетается с оценкой последствий этих влияний с общегосударственных позиций. Логично включаются в систему представлений учащихся данные, показывающие глобальный характер проблем среды, не имеющих государственных границ и не поддающийся какому - либо административно - территориальному делению. Поэтому многие проблемы окружающей среды могут быть эффективно решены только путем тесного международного сотрудничества[3].
Таким образом, постоянную опору на конкретное явление, факты ближайшего окружения школьника важно сочетать с данными, расширяющими представления учащихся о глобальности экологических проблем.
Принципы экологического образования реализуются в практике школы в процессе решения следующих задач.
1. Условие ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами.
2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
3. Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценке состояния окружающей среды и принятия правильных решений по её улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех трудовой деятельности.
4.Развитие потребности общения с природой, восприятия её облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями [4].
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды.
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
В концепции экологического образования сформулированные цели, принципы и задачи имеют определяющее значение в разработке содержания, способов, средств и форм организации процесса, связанного с обучением и воспитанием школьников.