Современный этап природопользования в России и мире
ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1. Современный этап природопользования в России и мире
2. Принцип «загрязняющий платит» — основа современной экологической политики.
3. Понятие об экологической политике. Структура экологической политики.
4. Цель, инструменты и средства экологической политики
5. Функции государственных, коммерческих, общественных и иных организаций в реализации экологической политики
6. Организация охраны окружающей среды в современной России.
7. Концепция устойчивого развития. Работы «Римского клуба» и Программа ООН по окружающей среде и развитию.
Современный этап природопользования в России и мире
Современный этап природопользования и охраны окружающей среды начался на рубеже 1960-1970 гг. Ему предшествовал экологический кризис, наиболее остро проявившийся в развитых странах Запада в 1950-1960 гг. и несколько позже в 1970-1980 гг., в бывшем СССР и социалистических странах.
Экологический кризис 1950-1980-х годов. Кпроявлениям экологического кризиса относятся многочисленные примеры катастрофического загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, деградации почв и растительности. Например, в 1952 г. от смога в Лондоне за несколько дней умерло 2500 человек. В США символами экологической катастрофы стали р. Кьюяхога в г. Кливленд, которая в конце 1960-х годов была настолько загрязнена нефтепродуктами, что иногда горела, и озеро Эри, где процессы эвтрофикации, вызванные попаданием органических загрязнений, приняли такие масштабы, что, по выражению журналистов, «оно стало уже слишком густым, чтобы по нему плавать, но еще слишком жидким, чтобы его пахать». В Токио в 1973 г. было 328 дней со смогом; дорожная полиция Токио несла службу в кислородных масках, а на улицах устанавливались автоматы по продаже порций чистого воздуха. Описания экологических бедствий этого периода составили своеобразный литературный жанр, получивший название «алярмизм» (alarm по-английски тревога, бить тревогу) и ставший одним из источников современного экологического мировоззрения. Работы алярмистов в СССР переводились на русский язык, издавались и комментировались как доказательства кризиса капитализма. О подобных явлениях в СССР (высокий уровень загрязнения воздуха промышленных городов Урала и Сибири, деградация почв и малых рек многих сельскохозяйственных районов, разливы нефти и загрязнение подземных вод в районах нефтедобычи, гибель Аральского моря и др.) общественность узнала позже, из перестроечной публицистики конца 1980-х годов.
Почти во всех странах, вступавших в современный этап природопользования и охраны окружающей среды, принятию и реализации эффективных природоохранных законов предшествовали бурно протекавшие общественные дискуссии, активные выступления ученых, общественности (зеленое движение). Во многих случаях развитию общественных движений способствовали крупномасштабные экологические катастрофы и загрязнения окружающей среды, о которых становилось известно: болезнь Минамата и другие «экологические заболевания» в Японии, авария танкера «Торри каньон» в Великобритании, катастрофическое состояние р. Рейн в ФРГ, Великих озер в США, чернобыльская катастрофа в СССР.
Основные черты современного этапа природопользования и охраны окружающей среды:
■ принятие эффективных национальных природоохранных законов и создание для их реализации ведомств (министерств, комитетов, агентств), наделенных полномочиями контроля всех компонентов окружающей среды. Раньше других стран такое законодательство приняла Швеция (1964), затем Япония (1967), в большинстве развитых стран подобные законы были приняты на рубеже 1960-1970-х годов. В СССР самостоятельный комитет по охране окружающей среды был создан в 1987 г., а отвечающий международным стандартам закон принят только в конце 1991 г., уже в России. Создававшиеся в этот период природоохранные ведомства отличались от более ранних природоохранных организаций государственным статусом (в отличие от частного или общественного), подконтрольностью всех компонентов среды (ранее существовали отдельные ведомства по лесу, по воде и т.п.), международной координацией и унификацией функций, широким использованием экономических рычагов;
■ введение экономического механизма природопользования на основе принципа «загрязняющий платит». Этот принцип означает, что природные ресурсы, используемые для получения определенной продукции, должны отражаться на ее стоимости, так же как, например, трудовые ресурсы;
■ введение на государственном и межгосударственном уровнях экологических стандартов на выхлопы автомобилей, на содер жание загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах, продуктах и т.д.;
■ международное сотрудничество в решении глобальных проблем: парникового эффекта, охраны озонового слоя, кислотных дождей — путем заключения международных соглашений и контроля над их выполнением, включая санкции за невыполнение.
В результате принятых мер в развитых странах экологическая обстановка начала улучшаться, но в значительной степени это достигается за счет переноса грязных производств в страны «третьего мира» и «новые индустриальные страны», где нет эффективного экологического закона и контроля, где современный этап природопользования и охраны окружающей среды еще не наступил.
2.Принцип «загрязняющий платит» — основа современной экологической политики.
Под экологической политикой, согласно определению ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — международная межправительственная экономическая организация, объединяющая около 30 развитых стран мира; основная цель — анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макро- и отраслевом уровнях), понимается система мер, направленных на достижение и поддержание приемлемого качества окружающей среды. Экологическая политика вырабатывается и реализуется на локальном, региональном, государственном и международном уровнях различными политическими силами наряду с социальной, экономической, внешней и другой политикой как составная часть политических программ. Экологическая политика начала осуществляться на государственном уровне в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Первоначально в ней преобладали меры административно-командного характера: установление нормативов на выбросы и санкции за их превышение, закрытие наиболее экологически опасных производств, ликвидация последствий загрязнения (главным образом, при аварийных ситуациях), переоборудование действующих производств, введение особых режимов работы и т.п. (политика «реагирования и исправления»). Эту политику постепенно вытеснила более перспективная политика «предвидения и предотвращения». Основополагающее значение в выработке экологической политики на государственном и международном уровнях сыграло внедрение с начала 1970-х годов принципа «загрязняющий платит» (ПЗП). Согласно этому принципу, цена товара или услуги должна полностью отражать издержки производства и стоимость использованных ресурсов, включая ресурсы экологические. Использование воздуха, воды или земли для выброса, сброса, ликвидации или хранения отходов — такое же использование ресурсов, как и другие традиционные факторы
производства, включая использование трудовых и материальных ресурсов. Если использование не оплачивается, то экологические ресурсы, как и любые другие бесплатные ресурсы, становятся неэффективными и быстро деградируют. Кроме того, бесплатность или заниженная стоимость экологических ресурсов позволяет производителям, не заботящимся о сведении на нет экологических издержек своего производства, снижать цену и получать конкурентные преимущества (экологический демпинг).
Для разработавших ПЗП экономистов было очевидно, что именно бесплатность природных ресурсов стала причиной их деградации. Вопрос заключался лишь в том, как определить, сколько должен платить виновник загрязнения. Предполагалось, что полную стоимость ущерба, нанесенного его деятельностью, поскольку это позволит компенсировать нанесенный ущерб и создаст стимул для сокращения загрязнения. Однако такие издержки трудно выразить количественно, тем более в денежной форме. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сдерживать загрязнение в допустимых рамках за счет средств загрязнителей. Было выработано три способа определения размеров платы за загрязнение:
■ административно устанавливаемые платежи за выброс, сброс или захоронение единицы загрязняющего вещества, с возможной корректировкой с помощью поправочных коэффициентов для учета условий загрязнения;
■ аукционная продажа квот на загрязнение с последующим образованием их вторичного рынка;
■ определение размеров платежей на основе соглашений между предприятиями и местной администрацией (самоуправлением) с учетом как объемов и степени опасности загрязняющих веществ, так и общей экологической и социально-экономической ситуации в данном районе.
В настоящее время рассматривается вопрос о расширительном толковании ПЗП, в контексте перехода к устойчивому развитию, для решения глобальных проблем, в частности, таких, как парниковый эффект и климатические изменения (см. выше). Здесь возникла острая дискуссия между странами Севера и Юга. Представители развивающихся стран (например, Индии) настаивали на распределении квот пропорционально численности населения, представители развитых стран указывали на недопустимость политики, стимулирующей рост населения, на необходимость учета роли интеллектуального капитала и технологий передовых стран как факторов снижения смертности и роста населения, в том числе в странах «третьего мира». В многократно опубликованных разработках Института развития имени Индиры Ганди (24% населения Земли, проживающие в богатых странах, потребляют 80% железа и стали, 92% автомобилей, 75% энергоресурсов, производя при этом 70% выбросов) не упоминается, что потребляемые в развитых странах материальные блага в основном там же и производятся, а «демографический взрыв» в странах «третьего мира» во многом связан с успехами профилактической медицины, гуманитарной помощью «богатого Севера». В то же время подавляющая часть загрязнений сосредоточена в промышленных городах тех же развитых стран, вызывая не столько глобальные, сколько многочисленные локальные и региональные проблемы. Глобальный характер имеет не всякое загрязнение, а загрязнение устойчивыми веществами, и в силу этого, способными к глобальному переносу. Это относится к парниковым и озоноразрушающим газам, в недавнем прошлом (до запрета ядерных испытаний в атмосфере, гидросфере и космосе) весьма острой проблемой было глобальное радиоактивное загрязнение. В отношении глобально распространяющихся веществ принимаются решения глобального характера, с соответствующими экономическими мерами (см. выше).
3.Понятие об экологической политике. Структура экологической политики.Экологическая политика в экономически развитых странах, входящих в ОЭСР, включает:
■ формулирование на локальном, региональном, государственном или межгосударственном уровнях целей экологической политики на определенный период;
■ подбор «экологических инструментов», с помощью которых можно стимулировать достижение поставленных целей;
■ контроль над деятельностью, связанной с влиянием на среду. В разработке и реализации экологической политики участвуют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная [2], тесно взаимодействующие друг с другом и с коммерческими и некоммерческими организациями.