Общественная экологическая экспертиза
Государственная и общественная экологические экспертизы ре-
гулируются одними и теми же законами, однако функции этих
процедур, а также их место в системе принятия решений суще-
ственным образом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока прак-
тически не регламентирована.
Нормативно-правовое обеспечение
Организовывать участие общественности в процессе экологи-
ческой оценки может инициатор деятельности или государствен-
ные органы. По российскому законодательству мероприятия по
участию общественности могут проводиться по инициативе самой
общественности и организовываться в форме ОЭЭ.
Общественная экологическая экспертиза организуется и про-
водится по инициативе граждан и общественных организаций (объе-
динений), а также органов местного самоуправления обществен-
ными организациями (объединениями), основным направлением
деятельности которых в соответствии с их уставами является охра-
на окружающей природной среды, в том числе организация и про-
ведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы
в порядке, установленном законодательством Российской Феде-
рации.
Граждане и общественные организации (объединения) в обла-
сти экологической экспертизы имеют право:
выдвигать в соответствии с Федеральным законом «Об эколо-
гической экспертизе» предложения о проведении ОЭЭ хозяйствен-
ной и иной деятельности, реализация которой затрагивает эколо-
гические интересы населения, проживающего на данной террито-
рии;
направлять в письменной форме специально уполномоченным
государственным органам в области экологической экспертизы
аргументированные предложения по экологическим аспектам на-
мечаемой хозяйственной и иной деятельности;
получать от специально уполномоченных государственных ор-
ганов в области экологической экспертизы, организующих прове-
дение ГЭЭ конкретных объектов экологической экспертизы, ин-
формацию о результатах ее проведения;
осуществлять иные действия в области экологической экспер-
тизы, не противоречащие законодательству Российской Федера-
ции.
Принципы проведения. Рассматривая общие принципы проведе-
ния экологической экспертизы, установленные законодательством,
можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них, а
именно:
признание презумпции потенциальной экологической опасно-
сти любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
комплексность оценки воздействия на окружающую природ-
ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательность учета требований экологической безопасности
при проведении экологической экспертизы;
достоверность и полнота информации, представляемой на эко-
логическую экспертизу;
независимость экспертов при осуществлении ими своих полно-
мочий в области экологической экспертизы;
научная обоснованность, объективность и законность заключе-
ний экологической экспертизы;
гласность, участие общественных организаций (объединений),
учет общественного мнения;
ответственность участников и заинтересованных лиц за органи-
зацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Объекты общественной экологической экспертизы. Обществен-
ная экологическая экспертиза может проводиться в отношении
объектов, приведенных в табл. 8.1, за исключением тех, сведения
о которых составляют государственную, коммерческую или иную
охраняемую законом тайну.
Порядок проведения
Общественная экологическая экспертиза проводится до прове-
дения государственной или одновременно с ней. Наиболее эффек-
тивно проведение ОЭЭ еще на стадии обоснования инвестиций.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус-
ловии государственной регистрации заявления общественных орга-
низаций о ее проведении.
В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол-
жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак-
тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о состав
экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее
проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ-
ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о
проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его
регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации кото-
рого в указанный срок не было отказано, считается зарегистриро-
ванным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного
объекта от двух и более общественных организаций (объединений)
допускается создание единой экспертной комиссии.
Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из-
вестить население о начале и результатах ее проведения.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться
независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.
Общественные организации (объединения), осуществляющие
ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке,
имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес-
кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально-
го закона «Об экологической экспертизе»;
получать от структурных подразделений МПР России, специа-
лизированных в области экологической экспертизы, для ознаком-
ления нормативно-технические документы, которые устанавлива-
ют требования к проведению ГЭЭ;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представите-
лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово-
димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.
На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распрост-
раняются требования, предусмотренные в л. 2 и п. 5 ст. 16 Феде-
рального закона «Об экологической экспертизе».
Получив обращение граждан или общественных организаций,
муниципальное образование создает временную комиссию по про-
ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует
собрание представителей заинтересованных сторон, на котором
утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регла-
менте подготовки и проведения общественных слушаний опреде-
ляются следующие положения.
1. Цель проведения общественных слушаний — информирование
общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на
окружающую среду, а также выявление общественных интересов и
их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
2. Правовая основа — перечисляются нормативные акты Россий-
ской Федерации (Федеральный закон «Об экологической экспер-
тизе», Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положе-
ния об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от
16.05.00 № 372), соответствующие акты субъекта Российской Фе-
дерации, в том числе для объектов строительства — Градострои-
тельный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроитель-
ный кодекс региона.
3. Принципы проведения общественных слушаний основываются
на полной и достоверной информации о намечаемой деятельнос-
ти и ее возможных экологических последствиях; общественные
слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса
обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в
том числе представителей заказчика, органов государственной вла-
сти и местного самоуправления, государственных природоохран-
ных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных орга-
низаций. Любой человек или любая организация могут участвовать
в обсуждении на равных основаниях.
4. Результат общественных слушаний — список участников, сте-
нограмма, протокол и заключение. По результатам общественных
слушаний Собрание представителей принимает решение.
5. Организаторы и участники общественных слушаний — Вре-
менная комиссия собрания представителей по изучению мне-
ния населения для подготовки и проведения общественных слу-
шаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта
ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования;
само собрание представителей муниципального образования и
инициатор проекта. Участником слушаний может быть любой
гражданин РФ, гражданин иностранного государства или лицо
без гражданства. На слушания приглашаются представители ор-
ганов государственной власти и местного самоуправления, го-
сударственных природоохранных и санитарно-эпидемиологиче-
ских служб, общественных организаций и средств массовой ин-
формации.
6. Документы, представляемые общественности для ознакомле-
ния, — документация по проекту, в которую входят предваритель-
ный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического харак-
тера, содержащее краткое изложение результатов исследований но
ОВОС, адаптированное для неспециалистов. Документация пре-
доставляется инициатором/инвестором проекта. Доступ обществен-
ности для ознакомления с материалами по оценке воздействия на
окружающую среду организуется в помещениях местной админис-
трации и в библиотеках. Любой желающий имеет право по указан-
ным адресам в установленное время знакомиться с документаци-
ей и делать свои замечания и предложения по проекту. Для орга-
низации просмотра документации по проекту по указанным адре-
сам организуется рабочее место.
7. Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о
проведении слушаний — не позднее, чем за 30 дней до проведения
общественных слушаний в официальных изданиях органов испол-
нительной власти, радиопередачах и на информационных стендах
помещается объявление, содержащее информацию о сроках и ме-
сте доступности документации по проекту, дате и месте проведе-
ния общественных слушаний.
8. Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии наме-
чаемой деятельности на окружающую среду региона, влиянии на-
мечаемой деятельности на здоровье населения, влиянии намечае-
мой деятельности на социально-экономическую ситуацию в реги-
оне, допустимости реализации намечаемой деятельности на дан-
ной территории.
9. Порядок проведения слушаний — в президиум общественных
слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат.
В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за
соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и уча-
стникам. Председатель, члены президиума и секретарь обществен-
ных слушаний назначаются временной комиссией.
Слушания проводит президиум на основе выступлений и отве-
тов экспертов и участников слушаний, а также представленной
документированной информации, письменных заявлений, пред-
ложений и замечаний, готовит заключение по общественным слу-
шаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квали-
фикацию в сфере охраны окружающей среды и определении допу-
стимости реализации хозяйственной деятельности. Членом прези-
диума не может быть представитель заказчика/инвестора или раз-
работчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных
договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчи-
ком, представитель юридического лица, состоящего с указанным
заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.
Членом президиума не может быть представитель органов государ-
ственной власти, местного самоуправления и иных государствен-
ных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реали-
зацию намечаемой деятельности.
В обязанности секретариата слушаний входят регистрация учас-
тников, составление списка участников, ведение стенограммы и
составление на ее основе протокола общественных слушаний.
Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной
квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они
заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и гото-
вят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и
другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слу-
шаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и
отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе
их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересован-
ной общественностью. Заказчик и заинтересованная обществен-
ность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комис-
сией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слу-
шаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть
более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной
комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных
слушаний.
10. Регламент общественных слушаний — выступление заказчика
с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным
вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы эк-
спертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слу-
шаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступ-
ления участников по предварительной записи. Подведение итогов
председателем президиума и оглашение даты готовности текста
заключения и протокола слушаний. Заключение публикуется в сред-
ствах массовой информации и утверждается собранием представи-
телей.
11. Итоговые документы слушании — список участников слуша-
ний, стенограмма слушаний и протокол слушаний. В протоколе
отражаются основные факты, которые были представлены в ходе
публичной дискуссии. Переданные секретарю слушаний докумен-
ты регистрируются и оформляются как приложения к протоколу,
который должен быть подготовлен в течение пяти рабочих дней с
момента проведения слушаний. Протокол подписывается предсе-
дателем общественных слушаний и секретарем. Копии протокола
направляются заказчику, в администрацию муниципального обра-
зования и собрание представителей, в федеральный уполномочен-
ный орган по охране окружающей среды, а также в местные об-
щедоступные библиотеки. Копия протокола представляется по тре-
бованию любым заинтересованным лицам. Оригинал со всеми при-
ложениями хранится в собрании представителей, где к нему обес-
печивается свободный доступ всех заинтересованных лиц.
12. Заключение президиума по общественным слушаниям проекта —
основной результат общественных слушаний, который сообщает-
ся широкой общественности и всем заинтересованным лицам.
Заключение готовится президиумом общественных слушаний в
течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подпи-
сывается каждым из членов президиума и передается секретарю
слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому
мнению, оформляется особое мнение.
В заключении президиумом даются ответы на основные вопро-
сы слушаний. Если вопрос подразумевает возможность однознач-
ного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет»),
президиум обязан дать такой ответ, после которого могут следо-
вать комментарии, раскрывающие его суть.
Во время подготовки заключения члены президиума не могут
использовать информацию о намечаемой деятельности, получен-
ную после проведения слушаний. В период подготовки заключения
заинтересованные стороны не могут обращаться к членам прези-
диума с какими-либо вопросами.
Секретарь направляет копии заключения президиума заказчи-
ку, в муниципальное образование, федеральный уполномоченный
орган по охране окружающей среды, а также в места, где органи-
зован доступ общественности для ознакомления с проектными
материалами.
13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия
собрания представителей по изучению мнения населения для под-
готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри-
нять усилия для ознакомления широкой общественности с за-
ключением президиума общественных слушаний, в частности пу-
тем публикации в средствах массовой информации, выступлений
по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по
запросу всем заинтересованным лицам и организациям.
В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ
может быть отказано в случае, если:
она ранее была дважды проведена в отношении объекта;
она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со-
ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую
законом тайну;
порядок государственной регистрации общественной органи-
зации (объединения) не соответствует установленному порядку;
устав общественной организации (объединения), организую-
щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на-
стоящего Федерального закона;
требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре-
дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол-
нены.
Должностные лица органов местного самоуправления несут от-
ветственность за незаконный отказ от государственной регистра-
ции заявления о проведении ОЭЭ.
Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ-
чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за-
данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.
1. Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС
проекта.
2. Определить достоверность и достаточность представленной
информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем
не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-
аналогам.
3. Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих
оценок.
3.1. Достаточность описания существующих природных усло-
вий для целей ОВОС.
3.2. Правильность инвентаризации и характеристики источ-
ников и факторов воздействия на окружающую среду на всех ста-
диях проектного цикла (строительство, развитие инфраструкту-
ры, эксплуатация, вывод из эксплуатации, аварии).
3.3. Достоверность оценки значимости воздействий с учетом
соответствия стандартам и реакции экосистем.
3.4. Правильность прогноза планируемых воздействий во вре-
мени и в пространстве.
3.5. Адекватность оценки предложенных альтернатив, в том
числе по размещению и планируемым техническим решениям.
3.6. Адекватность предложенных мер по снижению воздействий.
3.7. Достаточность планируемой системы мониторинга и пос-
лепроектного анализа.
4. Проанализировать соответствие технических решений совре-
менным требованиям.
5. Оценить экономическую эффективность предложенных при-
родоохранных решений.
6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по-
следствий нормативным правовым актам РФ и международным
обязательствам России.
7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации
намечаемой деятельности по экологическим требованиям.
Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным го-
сударственным органам в области экологической экспертизы, осу-
ществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ,
органам, принимающим решение о реализации объектов экологи-
ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может
передаваться другим заинтересованным лицам.
Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж-
дения его специально уполномоченным государственным органом.
Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам
местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа-
ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру-
гим заинтересованным лицам.
При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при-
нятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассмат-
риваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ
и отражающие общественное мнение.
10.3. Финансирование ОЭЭ. Взаимодействие
с заинтересованными сторонами
Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных
средств общественных организаций (объединений), общественных
экологических и других фондов, целевых добровольных денежных
взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя-
емых в соответствии с решением соответствующих органов мест-
ного самоуправления.
Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе
экологической оценки включает так называемые консультации. Они
подразумевают взаимодействие с заинтересованными сторонами
или источниками информации — государственными органами,
научно-исследовательскими организациями и т.д. Процесс кон-
сультаций, вопросы, которые должны быть предметом обсужде-
ния в его ходе, круг его участников, как правило, регламентиро-
ваны нормативными документами.
Учет мнения населения при формировании и обсуждении за-
ключения ОЭЭ важен со следующих точек зрения.
1. Участие общественности может обеспечить согласование ин-
тересов различных групп, вовлеченных в планирование и осуще-
ствление намечаемой деятельности или затрагиваемых ее возмож-
ными воздействиями. Возникающие при этом противоречия меж-
ду интересами этих групп являются наиболее частым источником
конфликтов, развивающихся вокруг проекта. Поэтому одной из
основных целей участия населения в процессе ОЭЭ служит выра-
ботка взаимоприемлемых решений и уменьшение конфликтности
проекта в целом.
2. Общественное участие может использоваться в качестве инст-
румента решения различных задач ЭО, таких как выявление воз-
можных воздействий, изучение социальной значимости проекта и
определение наиболее значимых воздействий, изучение альтерна-
тив, планирование природоохранных мероприятий. В целом обще-
ственное участие должно содействовать улучшению качества при-
нимаемых решений.
3. Участие общественности в процессе ЭО представляет само-
стоятельную ценность, поскольку является инструментом осуще-
ствления прав граждан.
Современные информационные технологии позволяют прово-
дить общественные слушания Деклараций о намерениях, экологи-
ческих обоснований проектов, результатов ОВОС или непосредствен-
но общественную экспертизу в виртуальном пространстве, путем
телеконференций, обсуждений в Интернете. Например, Калининг-
радское региональное отделение Российского геологического об-
щества проводило опрос в Интернете (неофициальную ОЭЭ) по
ОВОС проекта обустройства Кравцовского нефтяного месторожде-
ния (Д-6), выполненную ООО «ЛУКойл— Калининградморнефть».
Опрос проводился в рамках общественных обсуждений проекта.
Суть опроса сводилась к заполнению типовой анкеты. Заключение
по результатам опроса было оглашено на общественных слушани-
ях по ОВОС проекта.
В анкете сообщались сведения об эксперте, его квалификации и
области профессиональных интересов. Каждый эксперт высказы-
вал мнение о предварительных материалах по ОВОС; оценивал
степень проработки вопросов, формулировал замечания и пред-
ложения по следующей схеме.
1. Принцип минимизации экологического ущерба (степень реализа-
ции в проекте). Этот принцип является одним из основных такти-
ческих элементов в природоохранной стратегии инвестора, кото-
рый при подготовке материалов к ОВОС данного проекта исходит
из концепции «нулевого сброса». Принцип минимизации эколо-
гического ущерба в представленных материалах провозглашается
с начала и до конца. Насколько он будет реализован в проекте —
судить затруднительно из-за сугубо качественных оценок эколо-
гических опасностей и возможных экологических ущербов. При
составлении тома ОВОС необходимо исходить из количественных
оценок.
Пока можно говорить о том, что у составителей данных мате-
риалов есть стремление минимизировать экологические ущербы.
Однако эффективно это можно сделать лишь в рамках теории эко-
логического риска. Пока оценки экологических рисков на основных
этапах реализации инвестиционного замысла отсутствуют (обус-
тройство платформы, прокладка трубопровода, бурение, назем-
ные работы) или декларируются (например, объем аварийных раз-
ливов для ледостойкой стационарной платформы указан в размере
более 10 м3 без обоснования).
Основные источники экологического риска: нарушение обуст-
ройства скважин, нефтегазовые перетоки и истечения, одиночная
нитка трубопровода (надо — труба в трубе), в том числе на песча-
ном берегу, факелы, очистные сооружения, накопители отходов,
инсинератор нефтесодержащих отходов на комплексном нефтя-
ном терминале. Почти все эти источники упомянуты в представ-
ленных материалах, даже предусмотрены исследования перетоков
и естественного истечения углеводородов на дне моря.
2. Оценка воздействия на морскую среду и сушу (полнота, досто-
верность). Описание воздействия на морские и наземные экосис-
темы выполнено достаточно полно и корректно. Достоверность
оценки воздействий на конкретные компоненты окружающей среды
определяется полнотой и метрологическими характеристиками ис-
следований, результаты которых использованы. Недостатком явля-
ется разновременность получения привлекаемых результатов (не
учтен временной дрейф данных): работы 1988—1991 гг., комплек-
сные экспедиции 1991 и 1994 гг.
Противоречиво описаны уровни загрязнения морских вод и
донных осадков: среднее загрязнение воды нефтепродуктами
0,020 мг/л — в этом случае должно развиваться активное загряз-
нение донных осадков, то же с фенолами (больше ПДК, но не
больше фона). Ничего не говорится о загрязнении береговой зоны
и ландшафтов вдоль трассы трубопровода, на земельном отводе
комплексного нефтяного терминалов и вокруг него. Отсутствуют
конкретные сведения об используемых реагентах, обороте шла-
мов, их токсичности. Не раскрыта (нет ссылки) технология пере-
работки буровых шламов в инертный грунт. Судить о достаточно-
сти нельзя.
Мало сведений о наземной части промысла, условиях проклад-
ки (кроме переходов через реки) трубопровода, количестве конт-
рольных постов, организации технологического контроля и эко-
логического мониторинга, регламентах штатной работы нефтесбор-
ного пункта и комплексного нефтяного терминала.
3. Экологическая политика 000 «ЛУКойл — Калининградморнефть»
(соответствие современным требованиям к охране окружающей сре-
ды). Экологическая политика ООО «ЛУКойл —Калининградмор-
нефть» соответствует современным требованиям по охране окружа-
ющей среды, опирается на рациональные принципы природополь-
зования и будет реализовываться природоохранной службой пред-
приятия в рамках системы управления охраной окружающей среды.
4. Экологический мониторинг (предложения к будущей програм-
ме). Программа экологического мониторинга нуждается в значи-
тельном усовершенствовании.
Невнятно описан технологический мониторинг буровых и тру-
бопровода; операторского контроля на насосных станциях недо-
статочно, перспективно применение волоконно-оптического дат-
чика (Германия);
Основной бич нефтепроводов — скайлинг (обрастание изнут-
ри) в результате деятельности железо- и серобактерий с последу-
ющим разрывом; требуются две нитки (для профилактики и ава-
рийных ситуаций); предусмотренных мер (прочистка скребками и
поршнями, добавка ингибиторов коррозии, среди которых долж-
ны быть биоциды) недостаточно.
За разливами нужен всепогодный и непрерывный контроль (объез-
ды на катере — рутинны и неэффективны): цифровые камеры теп-
лового (8— 13 мкм), ближнего инфракрасного (0,8— 1,0 мкм) и уль-
трафиолетового (0,3 — 0,4 мкм) диапазонов применительно к за-
даче постоянного мониторинга участков акваторий, потенциаль-
но опасных с точки зрения разливов нефтепродуктов, с целью
опознания разливов нефтепродуктов на ранних стадиях их появле-
ния по данным наблюдений в различное время суток; регистрация
в реальном масштабе времени с записью на запоминающее устрой-
ство, обнаружение нефтяных пленок заданного размера (плошади
и толщины), индикация пленок, поступающих от бункеровочного
терминала, наличие автоматизированного алгоритма анализа ава-
рийного сигнала.
Мониторинг качества морской воды надо вести автоматизиро-
ванной станцией на платформе и в буях — постами автоматизиро-
ванного контроля, доведя плотность исследований до уровня из-
менчивости изучаемых процессов. Гидрохимический контроль це-
лесообразно выполнять только автоматизированными средствами
измерений, чтобы обеспечить его непрерывность по отношению к
техногенным воздействиям (приборы фирмы «Люмекс», станция
«Тритон-Центурион» и др.).
Необходим мониторинг наземных трубопроводов: в траншей-
ном исполнении трубопровод может контролироваться автомобиль-
ным или вертолетным инфракрасным сканером с цифровой запи-
сью на видеоспектрометр, газоанализатором и рядом других опе-
ративных мониторинговых систем.
5. Меры по предотвращению аварийных разливов нефти (полнота
и эффективность). Предусмотрены недостаточные превентивные
меры против разливов в море и на берегу. Для повышения надеж-
ности технологических элементов комплекса необходимы: проклад-
ка двух ниток трубопровода, труба в трубе, лазерный контроль с
помощью волоконно-оптического датчика. Требуется организация
постоянного мониторинга участков акватории, потенциально опас-
ных с точки зрения разливов нефтепродуктов, с целью их опозна-
ния на ранних стадиях появления по данным наблюдений в раз-
личное время, суток и любую погоду. Не предусмотрены меры по
защите прибрежных зон от внутриводных разливов и по защите
дюнных комплексов на берегу.
6. Плановые мероприятия по ликвидации аварийных разливов неф-
ти (полнота и эффективность). Предусмотренные сроки ликвида-
ции разливов (до 24 ч) слишком велики, поскольку тяжелая нефть
или мазуты через сутки после попадания в воду испаряют летучие
фракции и образуют скопления сгустков нейтральной плавучести.
приобретая способность перемещаться внутриводно.
Необходимы расчеты и моделирование растекания нефти, по-
скольку, скорее всего, пятно будет двигаться к берегу и может
достичь мелководья (менее 2 м), где нефтесборщик работать не
сможет. Следовательно, все заповедные зоны таких участков аква-
тории, берега и дно будут покрыты нефтепродуктами.
Не менее опасны разливы на песчаном берегу.
7. Резюме. Проведена профессиональная грамотная работа по обес-
печению минимизации экологических рисков обустройства неф-
тепромысла.
Рассмотрены типовые технические решения по защите морской
среды от нефтезагрязнений. Большинство из них являются вполне
достаточными для достижения поставленной цели. Однако два об-
стоятельства вынуждают говорить о необходимости принятия до-
полнительных мер. Эти обстоятельства — существующие высокие
техногенные нагрузки на экосистемы Балтийского моря и непос-
редственная близость промысла к национальному парку «Куршс-
кая коса». В таких обстоятельствах обычных превентивных мер мо-
жет оказаться недостаточно. Выше были указаны рекомендуемые
дополнения.
Также нуждается в усовершенствовании система технологичес-
кого контроля и мониторинга морской и наземных экосистем пу-
тем применения современных аппаратурно-методических комплек-
сов (в терминологии XЕЛКОМ — наилучших достигнутых техноло-
гий), особенно учитывая длительный период эксплуатации про-
мысла.
При разработке ОВОС необходимо проанализировать источни-
ки и величину экологических рисков.
Достоинства уже проделанной к составлению ОВОС работы:
1) инвестор планирует создать современное высокотехнологич-
ное и экологичное предприятие;
2) основные технические решения выполнены с полным уче-
том экологических ограничений;
3) используются правильные базовые природоохранные прин-
ципы;
4) предусмотрены борьба со скайлингом трубопроводов, про-
мышленная централизованная переработка отходов;
5) запланированы подземные переходы трубопроводов через
речные преграды и многие другие природосберегающие меры.
Основные дополнения при разработке ОВОС имеет смысл внести
в следующие разделы:
1) конструктивное усложнение трубопроводов для повышения
их надежности;
2) оценка экологической обстановки вдоль наземного трубо-
провода, на нефтесборных пунктах и комплексном нефтяном тер-
минале, что позволит конкретизировать экологические ограниче-
ния, систему мониторинга и природоохранные мероприятия;
3) экологический мониторинг (предложения к будущей про-
грамме);
4) меры по предотвращению аварийных разливов нефти в си-
стеме «нефтесборные пункты — комплексный нефтяной терминал»;
5) меры по предотвращению аварийных разливов нефти в сис-
теме «нефтесборные пункты — комплексный нефтяной терминал»;
6) плановые мероприятия по ликвидации аварийных разливов
нефти на море и на берегу.
Все предложения, которые сделаны в настоящем заключении,
направлены исключительно на усиление экологичности производ-
ства. Они несколько увеличат затраты на природозащитные меры,
но в будущем эти расходы окупятся сторицей и повысят рента-
бельность нефтедобычи.
Использование современных форм электронных коммуникаций
(вплоть ло телеконференций), безусловно, способно повысить
эффективность общественных слушаний, обеспечить всестороннее
квалифицированное обсуждение сильных и слабых сторон проекта
и даже усовершенствует процедурные аспекты (например, прото-
кол слушаний будет представлять объективный сборник ориги-
нальных высказываний). В итоге общественные обсуждения от фазы
эмоциональных непрофессиональных высказываний перейдут к
подготовке научно и инженерно обоснованного документа, кото-
рый в значительной мере облегчит и проведение ГЭЭ.
Контрольные вопросы
1. Кто может быть участником общественной экологической экспер-
тизы?
2. Каковы, с вашей точки зрения, потенциальные выгоды и потери,
связанные с участием общественности?
3. Перечислите наиболее эффективные методы информирования об-
щественности об окончательном решении по результатам экологической
оценки.
4. Каково должно быть содержание этой информации?
5. В каком порядке проводится ОЭЭ в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об экологической экспертизе»?
6. Кто может быть участником общественных слушаний?
7. Что является результатом общественных слушаний?
8. Каковы могут быть мотивы отрицательного заключения обществен-
ной экологической экспертизы?
Упражнения
1. Но материалам данной экспертизы составьте предложения для За-
ключения ОЭЭ обсуждавшегося в разд. 10.3 проекта. Используйте матери-
алы прил. 1, 2.
2. Подготовьте проект Заключения ГЭЭ рабочего проекта но организа-
ции демонтажа (разборки) существующего здания старой хлорной фаб-
рики па территории целлюлозно-бумажного комбината ОАО «Светогорск».
Используйте материалы прил. 1, 2.