Оценка качества природной среды
Экологические права человека, экологическая экспертиза, гражданская и уголовная ответственность физических и юридических лиц за загрязнение окружающей природной среды, экологический риск – дифференциация этих понятий зависит от оценки обществом состояния окружающей среды, от нормативных показателей степени ее загрязнения.
В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» вопросам нормирования качества посвящен самостоятельный раздел, включающий десять статей (19–29). Раздел содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, определяет степень эффективности выполнения эколого-правового предписания [5].
В настоящее время используются различные нормативы оценки качества окружающей природной среды, и функции их также различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие – лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.
Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека обеспечивалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения.
В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотходности процессов,происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сырьем для следующего природного цикла.
Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализации твердых веществ или растворению минералов являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле при наличии влаги, определенного газового состояния атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедаются в дальнейшем животными. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, также способствующих повышению ее плодородия. При этом идет воспроизводство всего живого на Земле, начиная от бактерий и грибков и заканчивая растительным и животным миром. Причем уровень воспроизводства не остается постоянным, а регулируется климатическими и другими природными условиями.
Производство, осуществляемое человеком (сельскохозяйственное, промышленное, или иное техногенное), в отличие от безотходных процессов природных циклов, построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый человеком в результате технологического процесса, используется им нерационально. Из 100 % основного продукта около 90 %, а иногда и более, выбрасывается человеком в отходы, которые не могут затем явиться сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвоенных) или вредных материалов.
Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.
Нормирование качества окружающей природной среды – это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека па природу или среду обитания.
Норма – это мера воздействия. Предельно допустимой нормой являются законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.
Под воздействием следует понимать антропогенную и производственную деятельность, то есть ту, которая связана с реализацией экономических, культурных, рекреационных интересов человека. В результате этой деятельности человек вносит биологические, химические и физические изменения в природную среду. Эти изменения чаще всего являются вредными для всего живого на Земле. Наиболее распространенным отрицательным воздействием на природную среду является ее загрязнение.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», под загрязнением понимается физическое, химическое или биологическое изменение окружающей природной среды, вызванное антропогенной и производственной деятельностью человека, содержащее угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологическим системам. В тексте Закона под термином «загрязнение» понимаются и другие виды неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду. Это такие негативные изменения, которые наступают в результате нарушения государственных стандартов на качество продукции, производства и потребления вследствие превышения антропогенной нагрузки на природную среду [5].
Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).
В соответствии с Законом к содержанию нормативов сформулированы следующие общие требования:
– экологическая безопасность населения;
– сохранение генетического фонда;
– обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Цель этих требований – обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.
Предельно допустимые нормы – это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет, и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека. Нормативы качества оценивают по трем показателям: медицинским, технологическим и научно-техническим.
Медицинские показатели устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе; технологические показателиоценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания; научно-технические показателиоценивают возможность контроля научными и техническими средствами соблюдения пределов воздействия технологического процесса на окружающую природную среду и человека.
Вопрос о пороговой величине нормативов качества, то есть предельно допустимого загрязнения или иного воздействия на окружающую природную среду, является дискуссионным.
Одни ученые и специалисты считают, что нормативы должны быть ориентированы на возможности промышленности и сельского хозяйства, и не создавать препятствий для широкой экономической деятельности в условиях перехода к рынку. Другие настаивают на ужесточении экологических показателей на международном уровне. В законе отражена средняя позиция. Нельзя идти на поводу у экономики, приспосабливаться под ее нынешние возможности, так как это может усугубить экологический кризис и привести к дальнейшей деградации природной среды. Однако экономика России еще не готова для ускоренного введения нормативов, существующих в экологически развитых странах. Следовательно, необходимо придерживаться компромиссных решений, которые смогут создавать экономические и административно-правовые стимулы у хозяйствующих субъектов в обеспечении экологической безопасности и улучшении охраны окружающей среды.
Эти стимулы призваны обеспечивать два фактора: экономический механизм охраны природной среды и нормативы качества окружающей природной среды.
Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономического характера и сами по себе они не обладают юридической силой. Такие нормы в виде научных рекомендаций, методических разработок есть в министерствах, ведомствах, научных и проектных учреждениях. Они помогают в решении тех или иных вопросов, но не являются обязательными для соблюдения.
Норматив становится обязательным и приобретает юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Министерство здравоохранения и Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за их невыполнение. Что касается самих нормативов как технических норм, то они не входят в содержание закона, а публикуются в специальных нормативных справочниках и изданиях.
Все нормативы качества окружающей природной среды делятся на три вида (группы): санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.