Для каждого загрязняющего вещества установлены класс опасности, максимальная разовая и среднесуточная ПДК
Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин).
Среднесуточная ПДК – устанавливается для предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного и иного действия. Данные по некоторым наиболее распространенным загрязнителям представлены в табл.
Таблица 3.1 Предельно допустимые концентрации (ПДК) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
Вещества | Класс опасности | ПДК, мг/м3 | |
Максимальная разовая | среднесуточная | ||
Двуокись азота (NO2) | 0,085 | 0,04 | |
Угарный газ (СО) | 5.0 | 3,0 | |
Пыль неорганическая | 0,15-0,5 | 0,05-0,15 | |
Двуокись серы (SO2) | 0,5 | 0,05 |
Радиоактивное загрязнение территории Беларуси вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиоактивного загрязнения (ПДУ радиации).
Экологические нормативы воздействия на ОС:
· Нормативы выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС);
· Нормативы шума и вибрации;
· Нормативы биологических загрязнений;
· Нормативы использования химических веществ в сельском хозяйстве);
· Строительные нормы и правила.
Нормативы выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) или стандарты воздействия на окружающую среду устанавливают предельно допустимый выброс (ПДВ) в атмосферный воздух и предельно допустимый сброс (ПДС) в водные объекты конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспектив его развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
В некоторых случаях в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы – временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), – когда по каким - то объективным причинам (социально-экономического характера) нормативы ПДВ (ПДС) не могут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный срок, убывающими во времени и с условием достижения уровня ПДВ (ПДС) в результате реализации соответствующей программы.
Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду (ПДН).
ПДН – это допустимая степень воздействия на окружающую природную среду в конкретном регионе.
Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, для развития промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем.
Рис.. Классификация нормативов качества окружающей среды.
Стандартизация области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов
Интеграция страны в мировую экономику требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая более 100 государств, разрабатывает не только единые стандарты методов контроля качества окружающей среды, но и стандарты экологического управления – стандарты ИСО серии 14000, включающие требования и руководство по использованию системы экологического управления, руководство по экологическому аудиту, основные принципы экологической маркировки, принципы оценки жизненного цикла продукции (начиная с получения сырьевых материалов, включая производство, эксплуатацию и утилизацию, воздействие на население и состояние экологических систем) и др..
Комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 создает нормативно-методическую базу для внедрения экологически ориентированных методов управления. Получив сертификат соответствия международным стандартам, предприятие (фирма) попадает в престижный круг наиболее экологобезопасных предприятий. Это весьма важно, поскольку тем самым повышается и инвестиционная привлекательность фирмы, увеличивается стоимость акций предприятия. По мере развития экологического сознания людей будет происходить экологизация платежеспособного спроса, и принадлежность фирмы к экологической промышленной элите будет приносить ей все большую экономическую выгоду.
Экологическая сертификация
Экологическая сертификация соответствия – это подтверждение третьей стороной соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.
Экологическая сертификация соответствия проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории республики.
Система обязательной сертификации по экологическим требованиям призвана обеспечить:
· реализацию природоохранного законодательства при ведении хозяйственной деятельности;
· внедрение экологически безопасных производств, технологических процессов и оборудования;
· предотвращение загрязнения окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления;
· предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, отходов, технологий и услуг;
· интеграцию экономики страны в мировой рынок.
Тема 3.5. МОНИТОРИНГ, УЧЁТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Сущность и задачи мониторинга окружающей среды.
Мониторинг окружающей среды – это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием – загрязнением, природными явлениями а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды.
Основная цель мониторинга – максимально раннее предупреждение нежелательных последствий.
Задачи мониторинга:
1. Наблюдения за состоянием ОС, ведение записей для архива;
2. Оценка экологического состояния в различных регионах;
3. Прогноз состояния ОС и выявление тенденций.
Принципы мониторинга:
- обязательность и своевременность;
- единая методическая основа;
- статистическое обобщение;
- вероятностная оценка;
- сравнение с имеющимися историческими рядами.
Наблюдения за состоянием ОС классифицируются:
- по типам платформ: наземные, надводные, подводные, воздушные, космические (особенно важным является мониторинг факторов жизнеобеспечения (солнечная радиация, состав атмосферы, в первую очередь наличие углекислого газа, окислов азота и т.д.);
- по способу проведения: прямые, контактные, дистанционные, ручные, автоматические, визуальные;
- по регулярности: регулярные, нерегулярные, регулярные синхронные, асинхронные.
Существующие сети наблюдений включают в себя гидрометеорологические станции, обсерватории, научно-исследовательские стационары, опытные станции, спутники, самолеты, лазеры, буи, радиолокаторы и т. д.
Начиная с 1991 г. выпускаются экологические бюллетени АН и Министерства ПР и ООС, где дается следующая информация:
- Климатическая характеристика года и загрязнения атмосферы.
- Состояние наземных и подземных вод.
- Состояние и использование земельных ресурсов.
- Животный мир: состояние и динамика.
- Растительные ресурсы и их изменение.
- Ландшафты и их изменение.
- Образование и накопление отходов.
- Социально-экономическая ситуация в РБ.
Виды мониторинга ОС
Биосферный (глобальный) – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.
Медицинский–
· слежение и контроль показателей качества окружающей человека среды соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья;
· прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды.
Импактный – слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:
· мониторинг чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);
· локальный мониторинг (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников).
Биологический – слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников.
Базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий.
Объектами наблюдения и контроля являются атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные).
Экологический- система регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для сбора и накопления данных в целях оценки состояния и прогноза изменений в будущем;
Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении своевременной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются следующие подсистемы:
- мониторинг атмосферного воздуха;
- мониторинг гидросферы;
- мониторинг земель (почв) для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;
- радиационный мониторинг с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.
Организация системы наблюдения за состоянием
окружающей среды в Беларуси
Наблюдение за состоянием природной среды на территории Беларуси проводилось в течение многих веков (первые сведения по гидрологии рек относятся к XI – XII вв.).
На рубеже XIX – XX вв. действовал ряд метеорологических станций и гидрологических постов, их общее число в 1913 г. достигло 129. С созданием Гидрометеорологической службы Беларуси (1930 г.) наблюдения за состоянием природной среды значительно расширились, и в 1941 г. функционировало 464 станции и поста.
Во второй половине XX в. гидрометеорологическая служба активизирует свою деятельность, широко использует достижения научно-технического прогресса.
Развивается специализированное обслуживание авиации, сельского хозяйства, транспорта, линий связи, электропередач, крупных новостроек. Используются автоматические станции, радиолокаторы, метеорологические спутники Земли.
Наряду с гидрометеорологической формируется санитарно-эпидемиологическая служба системы здравоохранения и другие ведомственные сети мониторинга окружающей среды.
Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» (1999) закрепил ведущее положение государственной гидрометеорологической службы в осуществлении мониторинга окружающей природной среды (ст. 26).
Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из 4 гидрометеорологических обсерваторий (Минская головная, Гомельская, Брестская и Витебская зональные), которые выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований, метеорологических станций.
Постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха налажен у нас в 16-ти городах, включая, помимо областных центров, города Бобруйск, Мозырь, Новогрудок, Новополоцк, Оршу, Речицу, Пинск, Полоцк, Светлогорск, Солигорск, в которых проживает более 2/3 городского населения Беларуси. В этих промышленных центрах Госкомгидрометом Республики Беларусь ведется наблюдение на 50-ти стационарных постах, на которых 3 – 4 раза в сутки осуществляется контроль содержания 26-ти вредных веществ.
В зоне действия промышленных предприятий, на автомагистралях и внутри жилых кварталов состояние атмосферного воздуха контролируется центрами гигиены и эпидемиологии Минздрава Республики Беларусь.
Мониторинг состояния поверхностных вод Беларуси проводится в 255 пунктах (створах); регулярными наблюдениями охвачено 58 рек, 10 озер, 5 водохранилищ; часть водных объектов обследуется экспедиционным путем.
В пробах поверхностных вод определяется до 50 показателей и ингредиентов, характеризующих химические и физические свойства воды.
Радиационный мониторинг поверхностных вод проводится на 6 реках Беларуси, протекающих по территориям, загрязненным в результате аварии на ЧАЭС: Днепре (г. Речица), Припяти (г. Мозырь), Соже (г. Гомель),и др.
Мониторинг земель (почв) включает наблюдения за загрязнением почв пестицидами и токсичными веществами промышленного происхождения. Отбор проб проводится на 100 пунктах, расположенных равномерно по территории Беларуси, анализируются 2 – 4 ингредиента.
Загрязнение почв тяжелыми металлами и другими токсичными веществами контролируется на территории 40 крупных и средних городов страны.
Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС),
ее задачи и функционирование
В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1992) для устранения дублирования функций в работе органов мониторинга, создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС).
НСМОС – совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений , а также биологических откликов на изменение ОС под влиянием естественных и техногенных факторов .
Основные задачи НСМОС:
v получение информации о состоянии ОС по пунктам наблюдений и контролируемым показателям в соответствии со структурой НСМОС;
v объединение информационных систем отдельных видов мониторинга и создание единой автоматизированной информационной системы для сбора, хранения, обработки, обобщения и представления данных о состоянии ОС;
v выполнение оперативных оценок состояния ОС и составление прогнозов его изменения под влиянием естественных факторов и техногенного загрязнения;
v подготовка периодической информации о состоянии ОС в виде обзоров, ежегодников, справочников и других информационных материалов.
v осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и экологически опасных явлениях;
Информация НСМОС является официальной государственной информацией о состоянии ОС в РБ.
Национальная система мониторинга состоит из отдельных структурных групп:
1.медицинский мониторинг;
2.мониторинг ОС (атмосферы, гидросферы, земель, сейсмический, физических явлений, радиационный, содержание атмосферного озона);
3.биологический (растительности и животного мира);
4.импактный.
В выполнении работ по Программе НСМОС принимает участие 22 организации, являющиеся субъектами НСМОС.
Управляют НСМОС Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его подразделения.
Функционирование НСМОС Республики Беларусь организовано на локальном и региональном уровнях, а также взаимосвязью с Глобальной системой мониторинга.
Локальный мониторинг.
Система локального мониторинга в Беларуси приобретает двухуровневый режим функционирования.
· Первый уровень системы (самомониторинг) осуществляется ведомственными и производственными лабораториями, его проводят субъекты хозяйствования. Система локального мониторинга организована на 26 промышленных объектах Беларуси.
· Второй уровень системы предполагает создание территориальных центров локального мониторинга в областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды для накопления, хранения, обработки информации о состоянии объектов окружающей среды и контроля локального мониторинга первого уровня.
Региональный (территориальный) мониторинг развивается на уровне областей, городов и районов. Проводятся сбор, обработка (обобщение), хранение экологической информации; дается оценка состояния окружающей природной среды в регионе; составляются местные прогнозы.
Глобальная система мониторинга окружающей среды. Ее составные части – Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химических веществ.
Гидрометеослужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ, Европейской программе мониторинга и оценки состояния окружающей среды, взаимодействует с Глобальной системой мониторинга окружающей среды. Ее составные части – Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических веществ.
Учет и анализ природопользования и охраны
окружающей среды
Для учета природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов.
Кадастр природных ресурсов – систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов.
Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Исходя из установленной в кадастрах ценности, могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.
Постановлением правительства Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» (1993) предусмотрены кадастры:
- климатический,
- земельный, водный, лесной кадастры,
- кадастр животного, растительного мира,
- торфяного фонда, кадастр отходов.
Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.
Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.
Экономико-статистический учет и анализ природопользования и природоохранной деятельности призван обеспечивать контроль выполнения плана природоохранных мероприятий.
В настоящее время система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы:
- охрана и рациональное использование водных ресурсов;
- загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;
- состояние и охрана земельных ресурсов;
- охрана и рациональное использование лесных ресурсов;
- наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных;
- образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;
- затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;
- радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Для статистического учета окружающей среды промышленные предприятия и организации, деятельность которых связана с эксплуатацией природных ресурсов, вредным воздействием на окружающую среду, предоставляют годовые формы государственной статистической отчетности.
Основными формами государственной отчетности являются следующие.
Ø «Сведения об охране атмосферного воздуха» (форма № 2-ТП (воздух)). Отражают фактическое количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух по их видам; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ, включая совершенствование технологических процессов, ввод в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений, ликвидацию источников загрязнения и др.
Ø «Сведения об использовании воды» (форма № 2-ТП (водхоз)). Предназначены для учета объема воды, забранной предприятием из природных источников и полученной от других водопользователей; количества сточных вод, сбрасываемых предприятием, и концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых водах; мощности очистных сооружений, числа артезианских скважин и пр.
Ø «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления» (форма № 2-ТП (токсичные отходы)). Эта форма отчетности составляется субъектами хозяйствования, на которых образуются токсичные отходы производства и потребления, а также предприятиями и организациями, занимающимися их переработкой.
Ø «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природно-ресурсных платежах» (форма № 4-ОС).