Опыт №4. Влияние концентрации реагирующих веществ на смещение химического равновесия

Смещение химического равновесия вследствие изменения концентрации реагирующих веществ исследовать на примере реакции

FеС13+ЗКCNS ↔ ЗКС1+ Fe(CNS)3

Отмерив мерной пробиркой по 5 см3 разбавленных растворов хлорида железа (III) и роданида калия, смешать их и разделить на равные части в 4 пробирки. Окраску раствору придаёт образующийся роданид железа. Одну пробирку оставить для сравнения, во вторую - добавить 2-3 капли концентрированного раствора FеС13, в третью - 3—4 капли насыщенного раствора KСNS, а в четвёртую - насыпать немного кристаллического хлорида калия.

Сравнив окраску растворов в трёх пробирках с окраской в контрольной пробирке, по изменению интенсивности окраски определить направление смещения равновесия и объяснить происходящие явления, исходя из принципа Ле - Шателье.

 
 
 
 
 
 

Общий вывод по работе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работу выполнил студент группы     Работу принял преподаватель Дата
Кафедра инженерной экологии Гидролиз солей Лабораторная работа №4  
   
     
  Цель работы: изучить условия протекания процесса гидролиза солей и влияние факторов, обусловливающих смещение ионного равновесия при гидролизе. Оборудование и материалы: иономер, штатив с пробирками, растворы солей, кислот, щелочей, индикаторы, кристаллические соли, спиртовая горелка, пипетка. Выполнение работы. Опыт №1. Смещение ионного равновесия в растворах вследствие гидролиза В разные пробирки внести небольшое количество следующих соединений: НСl; NaOH; NаСl; Nа2СО3; ZnСl2; Pb(СН3СОО)2. Во все пробирки прилить одинаковое количество воды. Осторожным встряхиванием добиться полного растворения каждой соли. Полосками универсальной индикаторной бумажки измерить рН каждого раствора. Для сравнения такой бумажкой измерим рН дистиллированной воды. Данные опыта свести в таблицу
Формула соединения Сила электролитов образующих данную соль Цвет индика- торной бумаги рН раствора Реакция среды
  основание кислота      
Na2CO3          
NaCl          
ZnCl2          
Pb(CH3COO)2          

Составить сокращенные ионные уравнения гидролиза солей и объяснить изменение окраски индикаторной бумаги в растворах солей в сравнении с окраской ее в дистиллированной воде.



Опыт №2.Усиление гидролиза одной соли раствором другой гидролизующейся соли

К 3 см3 концентрированного раствора ( соль образована слабым основанием и сильной кислотой, её гидролиз протекает в основном только по 1-й ступени) прилить немного концентрированного раствора Nа2СО3 (соль образована, напротив, сильным основанием и слабой кислотой, её гидролиз протекает также по 1-й ступени) до образования устойчивого осадка. При этом наблюдать выделение пузырьков газа. В результате сливания двух вышеуказанных растворов происходит образование соли, полученной из слабых основания и кислоты. Эта соль подвергается полному гидролизу. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.

 
 
 
 
 
 

Опыт №3. Растворение металлов в продуктах гидролиза солей

В первую пробирку налить 3-4 мл концентрированного раствора ZnСl2 и опустить в неё кусочек цинка. В другую пробирку налить столько же концентрированного раствора и опустить в этот раствор кусочек алюминия. Нагревая пробирки, наблюдать за растворением металлов и выделением газа в обоих случаях. Составить уравнения реакций и объяснить наблюдаемые явления.

 
 
 
 
 
 
 

Опыт № 4. Влияние температуры на степень гидролиза солей

В две пробирки налить по 3-4мл концентрированного раствора ZnСl2 и по 2 капли индикатора метилового оранжевого. Одну пробирку поставить в штатив, другую нагреть почти до кипения. Сравнить окраску индикатора в обеих пробирках. После остывания снова сравнить окраску и объяснить изменение окраски индикатора при нагревании раствора ZnСl2.

 
 
 
 

Опыт №5. Влияние концентрации раствора соли на степень её гидролиза

Внести в пробирку немного кристаллов соли SnСl2, 1 каплю 2,5 М НСl и 10 капель дистиллированной воды. Встряхиванием пробирки добиваемся растворения кристаллов. Затем в пробирку прибавить ещё 10 капель дистиллированной воды. Наблюдается выпадение осадка SnОНСl. Следовательно, разбавление (уменьшение концентрации соли) приводит к увеличению степени её гидролиза. Составить молекулярное и ионное уравнения:

 
 
 

Опыт №6. Подавление гидролиза соли

В пробирку с осадком SnОНСl, взятую из предыдущего опыта, прибавить 3-4 капли 2,5 М раствора НС1. При этом происходит растворение осадка. Сделать выводы относительно смещения равновесия реакции гидролиза SnСl2.

 
 

Общий вывод

 
 
 
 
 
 
  Работу выполнил Студент группы     Работу принял Преподаватель   Дата
      Кафедра инженерной экологии Окислительно-восстановительные реакции Лабораторная работа №5                  

Цель работы: ознакомиться с сущностью и классификацией окислительно-восстано-вительных реакций, получить практические навыки составления уравнений этих реакций с помощью методов электронного и электронно-ионного баланса.

Оборудование и материалы: штатив с пробирками, фарфоровая чашка, микрошпатель, растворы Н2SO4, КI, КМпO4, FеС13, ВаСl2, СuSO4, Н2О2, МnSO4, Na23, кристаллический йод, порошкообразный цинк, раствор крахмала, концентрированный раствор щёлочи.

Выполнение работы.

Наши рекомендации