Тема 4. Право природопользования
№ 1.
Совхоз "Заозерный" использовал проточное озеро, расположенное на территории земель совхоза, для разведения уток и гусей Администрация района разрешила рыболовецкому кооперативу производить на этом озере промысловый лов рыбы, обязав совхоз не чинить препятствий. Совхоз обратился в администрацию с заявлением об отмене этого решения, так как озеро находится внутри земельного массива совхоза, и использование этого озера другими организациями нарушало бы права совхоза по землепользованию и водопользованию.
Для каких целей используются водные объекты?
В каком порядке может быть использован водоем для нужд рыболовства? Вправе ли администрация района ограничивать использование озера совхозом для разведения домашней птицы в пользу рыболовства или иных целей?
Кто, в каком порядке и по каким основаниям может ограничить право водопользования?
Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей (ст.37 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ).
Водные объекты могут быть использованы:
- для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 43 ВК РФ);
- для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ст. 44 ВК РФ);
- для целей производства электрической энергии (ст. 46 ВК РФ);
- для целей водного и воздушного транспорта (ст. 47 ВК РФ);
- для сплава древесины (ст. 48 ВК РФ);
- для лечебных и оздоровительных целей (ст. 49 ВК РФ);
- для рекреационных целей (ст. 50 ВК РФ);
- для целей охоты (ст. 52 ВК РФ);
- для целей рыболовства (ст. 51.1 ВК РФ);
- для разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 52 ВК РФ);
- для проведения строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ (ст. 52.1 ВК РФ);
- для обеспечения пожарной безопасности (ст. 53 ВК РФ);
- в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (ст. 54 ВК РФ);
Использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства осуществляется в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (ст. 51.1 ВК РФ).
Согласно ст. 15 ФЗ от 20.12.2004 № 166-ФЗ " О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена. Перечни видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно ст. 41 Водного кодекса РФ водопользование может быть ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; причинения вреда окружающей среде; установления охранных зон гидроэнергетических объектов; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.
Согласно ст. 261 Гражданского кодекса РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нём лес и растения. При условии, что иное не установлено законом, а именно Водным кодексом РФ.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Следовательно, право совхоза по землепользованию и водопользованию нарушено. Администрация района не вправе ограничивать использование озера совхозом для разведения домашней птицы в пользу рыболовства или иных целей.
№ 2.
По результатам лесного конкурса лесопромышленному предприятию – ОАО "Таежный" – было отказано в продлении на новый срок договора аренды участка лесного фонда, на котором оно производило лесозаготовительные работы в течение 12 лет и имело соответствующие производственные мощности.
АО обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения конкурсной комиссии недействительным.
Каковы основания и порядок предоставления участков лесного фонда в аренду? Был ли он нарушен? Какое решение должен принять суд?
Предоставления участков лесного фонда в аренду осуществляется в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 72 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 72 ЛК РФ, арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Согласно ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Таким образом, если ОАО "Таежный" до окончания срока договора заявляло о своем желании воспользоваться преимущественным правом, то аукцион не должен был проводиться. Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду нарушен. Арбитражный суд должен удовлетворить иск АО.
№ 3.
Правительство РФ объявило конкурс на разработку участков лесного фонда в пределах территории Приморского края. Одним из обязательных условий конкурса названы прокладка 12-километровой узкоколейной железной дороги к месту разработки лесного участка и строительство поселка лесозаготовителей, которые по окончании срока договора подлежат предаче в собственность Приморского края. В случае согласия с указанными условиями победитель конкурса получает право собственности на 30 процентов добытой лесной продукции с правом ее вывоза за пределы России.
Победителем конкурса была признана Южнокорейская лесопромышленная фирма, с которой был заключен договор сроком на 49 лет.
О каком виде договора идет речь в задаче? Соответствуют ли его условия действующему законодательству?
Речь идет о договоре аренды лесных участков, предусмотренном главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Условия и сроки заключения данного договора регулируются так же Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка".
Из всех НПА следует, что рассматриваемые условия договора не противоречат действующему законодательству.
№ 4.
Областная администрация выдала лицензию иностранной фирме сроком на 10 лет на разработку месторождения нефти и сдала в аренду 40 га земли. При этом, согласно договору 30 процентов добытой продукции поступает в собственность фирмы и может быть вывезена за границу.
Какого вида договоры заключила администрация области, и на основании каких нормативных актов? Кто и на каких условиях вправе заключать такие договора, в отношении каких месторождений?
Предоставление недр в пользование и порядок государственного лицензирования регулируется ФЗ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.
Порядок сдачи земли в аренду предусмотрен в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. Между областной администрацией и иностранной фирмой заключен договор аренды земельного участка размером 40 га, находящегося в собственности субъекта РФ.
Положения о том, что 30 процентов добытой продукции поступает в собственность фирмы и может быть вывезена за границу установлены заключенным между фирмой и администрацией договором о разделе продукции. Порядок заключения таких соглашений регулируется ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
Согласно ст. 2 № 225-ФЗ соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.
Инвесторами могут быть юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и(или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (ст. 3 № 225-ФЗ).
Соглашения о разделе продукции могут заключаться только в отношении месторождений, указанных в ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" от 21 июля 1997 г.
N 112-ФЗ, а так же ФЗ, принимаемых в отношении групп или отдельных месторождений.
Федеральные законы об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, могут быть приняты только в отношении месторождений, содержащих, в совокупности, не более 30 процентов разведанных и учтенных на государственном балансе запасов месторождений полезных ископаемых. Единый порядок и правила ведения государственного и территориальных балансов (учета) полезных ископаемых установлены Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996г. № 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации", а также Приказом Министерства природных ресурсов от 9 июля 1997г. № 122. В соответствии с приведенными нормативными актами в государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Министерством природных ресурсов России по геолого-экономической оценке, а их количество и качество подтверждены заключениями специально уполномоченных органов государственной экспертизы.
Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.
№ 5.
Ни один из 7 источников загрязнения атмосферного воздуха. действующих на недавно введенном в эксплуатацию заводе "Биотекс", не имел разрешения на выбросы вредных веществ. Главный санитарный врач города дал предписание генеральному директору завода о немедленном приостановлении выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до получения разрешения на такие выбросы.
В каком порядке выдаются разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Правомерны ли действия главного санитарного врача города?
Выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ допускается только при наличии соответствующих разрешений (ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Разрешение выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования(постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).
Порядок оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ утвержден приказом Минприроды России от 31 октября 2008 г. № 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду".
В соответствии с этим Регламентом основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к Регламенту, и следующих документов:
- утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту;
Конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы согласно форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2007 г. № 56 "Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".
Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы являются:
- представление заявления и документов, указанных в пункте 8 Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации;
- истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы;
- отсутствие утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ;
- выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных Заявителем нормативах ПДВ и/или лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке;
- выявление превышений установленных нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений;
- невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.
В соответствии с п. 6 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (утв. Постановлением Правительства РФ от от 28 ноября 2002 г. № 847) предписания об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов и вредных физических воздействий лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, выдаются в установленном порядке государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Это означает, что действия главного санитарного врача города являются не правомерными, так как он не вправе давать Предписания касательно рассматриваемого вопроса.