Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
Проверка и оценивание результатов учебных достижений младших школьников является важной составляющей педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки не может ограничиваться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений. Она ставит и более важную социальную задачу: развитие у школьников умения самоконтроля и самопроверки и нахождения путей устранения допущенных ошибок.
При проверке знаний учащихся следует соблюдать определенные требования.
· Осуществление всесторонней и систематической проверки знаний и умений. Это приучает школьников регулярно готовиться к урокам, формирует более прочные знания.
· Учет индивидуальных особенностей школьников.
· Разнообразие форм и методов проверки.
· Создание атмосферы доброжелательности и творчества во время проверки.
· Проверка прежде всего программного материала.
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль осуществляется оперативно в процессе приобретения знаний и умений. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущая проверка позволяет учителю своевременно откорректировать свою деятельность, спланировать меры по предупреждению низкой успеваемости.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. В процессе первичного восприятия нового материала обычно используются репродуктивные вопросы и задания.
Например, при изучении растений и животных луга учащиеся могут выполнить следующие задания репродуктивного характера:
1. Перечисли растения луга, цветущие яркими цветами. Найди их в гербариях.
Назови несколько представителей животных различных групп, обитающих на лугу.
2. Узнай по описанию обитателей луга:
а) Это лекарственное растение получило название за разрезанные на мелкие дольки листья с ажурными краями. Его используют для лечения ран, останавливая кровотечение.
б) Эта певчая птица, прилетает ранней весной. Поет на лету. Гнезда вьет на земле, среди травы. Поедает множество растительноядных насекомых, семян сорняков.
в) Это животное – отличный прыгун. Передние ноги короче задних в три-четыре раза. Длинный хвост с кисточкой помогает ему сохранить равновесие.
Подобные задания помогают проверить и закрепить фактологический (эмпирический) уровень развития понятий.
Однако первичное восприятие нуждается в дальнейшем осмыслении и установлении логических связей с имеющимися знаниями. Понятие должно перейти на следующий уровень развития – операционно-доказательный. На этом уровне учащиеся выполняют задания, требующие приведения примеров, установления простейших причинно-следственных связей. Например:
1. Какую роль играют животные в жизни растений луга?
2. Приведи примеры луговых растений, которые опыляются насекомыми. По каким признакам можно узнать такие растения в природе?
3. Почему на лугу не могут обитать крупные животные?
4. Составь цепи питания, в которые входят следующие обитатели луга: трясогузка, клевер, корсак, мятлик, жаба, шмель, полевка.
На следующем, теоретическом (понятийном), уровне усвоенные знания систематизируются и применяются в новых ситуациях. Для их проверки и закрепления используются более сложные задания. Например:
1. Распредели растения луга на три группы: а) лекарственные; б) кормовые; в) ядовитые.
2. Ребята решили помочь весной растениям побыстрее прорасти. Для этого они сожгли на лугу сухую траву. Правильно ли они поступили? Почему?
3. Объясните, почему человек должен охранять луга.
4. Докажите, что луг является природным сообществом.
На этапе текущей проверки знаний и умений ученик имеет право на ошибку и совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Во время текущего контроля не всегда целесообразна цифровая отметка, карающая за любую ошибку. В.А. Сухомлинский, например, оценивал умственный труд детей только когда он приносил положительные результаты. Он считал успех и похвалу самым действенным методом воспитания трудолюбия.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой большой теме. Результат фиксируется с помощью отметки.
При этом виде контроля ученику должно предоставляться право досдать и пересдать материал, исправить полученную отметку. При выставлении окончательной отметки учитель ориентируется не на средний балл (который определяется текущими отметками), а учитывает итоговые отметки по сдаваемой теме. Они «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль объективным.
Итоговый контроль проводится по окончании четверти, триместра, полугодия или года. При выставлении переводных отметок отдается предпочтение более высоким.
Методы и формы организации контроля.
Устный опрос требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос делится на фронтальный, когда учитель обращается с вопросами и заданиями ко всему классу, и индивидуальный с подбором вопросов и заданий для конкретного ученика.
При устном опросе проверяется не только способность детей запомнить и воспроизвести изученное, но и осознанность усвоения информации, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.
В начальной школе часто недооценивается монологическая форма устного ответа. Между тем такая проверка знаний развивает речь детей, учит их аргументировать свои ответы.
Для индивидуальных устных ответов целесообразно составлять карточки, содержащие вопросы, план ответа или слова-опоры. Например, для устного описания местной реки можно предложить следующие вопросы плана:
1. Где находится исток реки?
2. Какое у нее течение: быстрое или медленное?
3. Крутые или пологие берега имеет река в вашей местности?
4. Есть ли у реки притоки? Какие?
5. Где находится устье реки?
6. Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?
7. Какое значение имеет река в жизни растений? Животных?
8. Как человек использует воду из вашей реки?
Класс должен быть готов дополнить и исправить рассказ отвечающего, задать вопросы к рассказу.
Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная письменная работа проводится при текущей проверке знаний. Она обычно занимает 5-7 минут урока. Главной целью самостоятельной работы является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель вместе с учеником проводит аргументированный анализ работы. Если умение находится в стадии закрепления, автоматизации, то работа может оцениваться отметкой.
Письменные работы обычно выполняются в рабочих тетрадях на печатной основе или в тетрадях для проверочных работ.
Приведем пример заданий для текущей самостоятельной работы по теме «Формы земной поверхности».
1.Подбери название к приведенному определению: Большие пространства с ровной поверхностью – _________________________.
2.Каким цветом на физической карте обозначаются:
а)низменности _________;б)возвышенности __________;в)горы _________.
3.Допиши:
Причиной образования оврага является: __________________________.
4.Выбери правильные ответы.
Остановить образование оврага можно :
а) высадкой растений по краям оврага;
б) распашкой земли поперек его склонов;
в) постройкой домов.
Самостоятельная работа бывает фронтальной, групповой или индивидуальной. Последние целесообразно использовать для проверки знаний отстающих или робких учеников, стесняющихся отвечать у доски. В этом случае хорошо выполненная работа может стать основанием для открытой поддержки ребенка, повышения его уверенности в себе. Самостоятельные работы по индивидуальным заданиям можно проводить и на этапе проверки домашнего задания, когда учитель работает с классом фронтально.
Контрольная работа применяется при тематическом и итоговом контроле. Она оценивается отметкой. Работа может выполняться по одноуровневым или разноуровневым (различным по степени сложности) вариантам. Последние целесообразно подбирать для развития самоконтроля и самооценки учащихся. Учитель должен объяснить, что каждый ученик может выбрать работу любой сложности. При желании ученик может посоветоваться с учителем.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они помогают быстро, достаточно точно и объективно получить общую картину уровня подготовки класса по предмету.
Контрольная работа по предмету «Окружающий мир» не требует развернутых письменных ответов. Используются тестовые задания на выбор правильного ответа, поиск ошибки, продолжение высказывания, подпись под рисунком. В заданиях на соответствие к каждому определению (описанию) подбирается соответствующее понятие.
Задания могут носить практический характер. Например:
1. Опишите в тетради гербарный экземпляр хлебного злака по плану:
· Определите, какой стебель у растения: прямостоячий или вьющийся.
· Какой формы листья: линейной или округлой?
· Обратите внимание на корень растения. Если корень состоит из множества корешков, собранных в пучок, то он называется мочковатый. Хорошо развитый один главный корень, от которого отходят тонкие боковые, называется стержневым. Какой корень имеет ваше растение?
· Семена у растений созревают в соцветии. Соцветие хлебного злака может образовывать колос или метелку. Какое соцветие у вашего гербарного экземпляра?
2. Какую крупу получают из рассмотренного вами хлебного злака: манку, пшено, хлопья «Геркулес», гречку, перловку?»
Формой контроля развития естественнонаучных умений является работа с лабораторным оборудованием, приборами, моделями.
На уроках естествознания могут проводиться и графические работы. Это географические диктанты по теме «План и карта», заполнение таблицы «Свойства полезных ископаемых», схемы «Состав почвы», графический рисунок «Круговорот воды» и др. Графические работы проверяют осмысленность сформированных у учащихся образов, умение передать их рисунком, моделью, схемой.
К большинству современных курсов «Окружающий мир» изданы тетради с контрольными заданиями по основным темам, которыми учитель может пользоваться для проверки уровня подготовки учащихся.
Пример КИМов для итогового контроля в 3 кл. даны в приложении 4.