Требования безопасности при пешем передвижении людей по горным выработкам
Раздел 18. Охрана труда и техника безопасности. Охрана окружающей среды. Система менеджмента охраны
Здоровья и безопасности труда ОНSAS 18000.001
Рудником называется горное предприятие, производящее разработку месторождения, состоящее из одной или нескольких шахт, штолен, карьеров и различных поверхностных цехов. Условия труда на подземных рудниках относятся к опасным (особо опасным), при которых воздействие определенных производственных факторов приводит в случае несоблюдения правил охраны труда к внезапному резкому ухудшению здоровья или травме работника, либо его смерти.
Табельный учет служит для учета людей спустившихся и выехавших из шахты и учета рабочего времени персонала работающего под землей и на шахтной поверхности. Всем рабочим, специалистам и руководителям рудника присваивается табельный номер и выдается жетон с номером. Каждому работнику выдается, пронумерованный согласно табельному номеру, аккумулятор и самоспасатель. При спуске в шахту, работник снимает с доски жетон со своим табельным номером и отдает в табельную, для получения аккумулятора, самоспасателя и СИЗ (лепесток). После того, как все работники спустились в шахту, табельщица считает жетоны и делает отметки в журнале спустившихся в шахту. По выезду из шахты работник сдает аккумулятор и самоспасатель, получает жетон и вешает на доску. Если жетон не сдан в табельную, а аккумулятор не на зарядном столе, то это значит, что рабочий не выехал из шахты и табельщица обязана немедленно сообщить об этом руководству участка, диспетчеру, которые обязаны немедленно выяснить причины задержки людей в шахте более 2-х часов и принять соответствующие меры.
Подготовка рабочих к спуску в шахту.
По приезду на рудник необходимо: в здравпункте рудника пройти предварительное медицинское освидетельствование; в столовой получить лечебно- профилактическое питание и питьевую воду; в поверхностной раскомандировке получить наряд от горного мастера, начальника участка, расписаться в книге нарядов; в бытовом помещении переодеваться в спец. одежду (спец. одежда, спец. обувь и СИЗ должны быть чистыми, исправными, соответствовать профессии); сдать жетон в табельную, получить исправные: светильник, самоспасатель и необходимые средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Правила поведения при спуске и подъеме рабочих в клети.
При посадке в клеть соблюдать очередность, не создавать сутолоку и давку.
Входить в клеть и выходить из клети разрешается только на посадочных площадках, после остановки клети и разрешения стволового.
Запрещается: курить в надшахтном здании и в клети. Входить в клеть или выходить из клети после сигнала отправителя. Спускаться или выставлять руки во время движения клети. Выходить из клети до открытия дверей стволовым. Выезжать из шахты в течении смены без разрешения тех.надзора.
При застревании клети не пытайтесь выйти из нее, спокойно ожидайте прихода горноспасателей.
Требования безопасности при перевозке людей по горным выработкам.
По горизонтальным выработкам на расстоянии до места работ более 1 км перевозка людей обязательна (§ 282 ЕПБ). Для перевозки людей применяются специальные вагонетки с сиденьями, металлической крышей и боковыми стенками на всю длину вагонетки. Проемы для посадки людей должны иметь ширину не менее 0,7 м и быть снабжены ограждающими приспособлениями (цепь). Вагонетки должны быть оборудованы для подачи сигналов машинисту электровоза. Скорость движения не должна превышать 20 км/ч. Места посадки людей должны быть освещены, контактный провод во время посадки отключен. Во время движения поезда запрещается входить и выходить из вагонов, а так же высовываться из вагона. В вагонах могут перевозиться только инструменты и запасные части, которые не выступают за габариты вагона.
Запрещается:
- доставка взрывчатых, легковоспламеняющихся и едких материалов;
- прицепка грузовых вагонеток к пассажирскому составу.
Кроме машиниста электровоза, в последнем вагоне находится сопровождающий поезда. Все горизонтальные выработки, по которым производится транспортирование грузов и движение людей, должны иметь зазоры между крепью, трубопроводами и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава не менее 0,7 м (свободный проход для людей), а с другой стороны не менее 0,25 м. Указанная ширина свободного прохода для людей должна быть выдержана по высоте выработки не менее 1,8 м.
При механизированной перевозке людей входить и выходить из вагонеток можно только по разрешению кондуктора на специально оборудованных, хорошо освещенных площадках, имеющих свободный проход шириной не менее 1 м.
Во время движения поезда запрещается:
- входить и выходить из вагона;
- высовываться из вагона и иметь при себе предметы, выступающие за габариты вагона;
- курить в вагоне.
Требования безопасности при пешем передвижении людей по горным выработкам.
Выйдя из клети, в околоствольном дворе не задерживаться. Переходить с одной стороны рудничного двора на другую только по обходной выработке или по специальному проходу под лестничным отделением ствола. Проходить через ствол по клетьевому или скиповому отделениям запрещается. При передвижении к месту работы и обратно строго придерживаться указаний, предупредительных знаков и сигналов, установленных в горных выработках. Идти только по разрешенным для хождения выработкам. Передвижение по откаточным выработкам, по которым производится транспортировка грузов, разрешается только по специальному проходу для людей. Хождение по рельсовым путям запрещается. При передвижении по выработкам путь освещать лампой, непрерывно наблюдать за почвой и кровлей, остерегаться выступающих предметов (фланцы, трубы, крепь и др.). О замеченной опасности немедленно сообщи рядом идущему товарищу. При передвижении по выработкам с контактным проводом запрещается носить на плече или в вертикальном положении инструменты и другие предметы.
Передвигаясь по выработке, внимательно следить за световыми сигналами. При приближении поезда остановиться в свободном проходе или нише, встать спиной к стенке выработки, подождать проследования поезда.
Если при приближении поезда возникает опасность для рабочего или грозит авария поезду, то необходимо поезд остановить. Сигналом для остановки поезда служат круговые движения перед собой фонарем индивидуального светильника.
Подходя к закруглению или повороту откаточной выработки, при приближении электровоза встать в безопасное место.
Запрещается проход между движущимися или стоящими вагонетками, через канаты тягальных или скреперных лебедок во время их работы, а так же через рельсовые пути во время движения вагонеток.
Запрещается проезд людей на электровозах, в вагонетках, на платформах, площадках для перевозки материалов, на буферах вагонов и на других транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей.
При передвижении по выработкам запрещается:
- прикасаться к контактным проводам, электрооборудованию, браться руками или вставать на кабели;
- проходить около люков в момент выпуска руды;
- заходить в нерабочие, закрещенные выработки;
- останавливаться в местах с неисправной крепью;
- курить в запрещенных местах.
Не забывать закрывать за собой вентиляционные двери.
При передвижении по вертикальным и наклонным выработкам соблюдать следующие правила:
- следить за исправностью лестниц и полков;
- надежно прикрепить к себе светильник, инструмент, чтобы они не могли упасть; рабочий, несущий с собой инструмент и прочие предметы, должен подниматься последним, а спускаться - первым;
-при групповом подъеме или спуске по лестнице соблюдать интервал в одну лестницу;
- не оставлять открытыми ляды лестничных отделений.
Если во время передвижения по выработке погаснет свет, то необходимо идти навстречу вентиляционной струе или по течению воды в водосточной канаве.
Телефонная связь и сигнализация.
На подземных работах рудников шахт применяются: телефонная связь, селекторная и высокочастотная связь, между производственными участками, основными пунктами погрузки, разгрузки горной массы и диспетчером рудника. Телефонная связь является средством связи для оперативного руководства всеми работами, связанными с добычей полезного ископаемого и транспортирования его к месту переработки или складирования. Согласно ПБ на шахте должны устанавливаться телефонные аппараты в следующих местах: во всех раскомандировках участков, опрокиде, эл.подстанциях, складах ВМ, медпункте, водоотливе, инструментальных, блоках и камерах.
Рудничная производственная сигнализация по своему назначению разделяется на стволовую и транспортную. Стволовая сигнализация служит для осуществления связи между столовой и машинистом подъемной установки. В качестве сигналов при звуковой сигнализации применяют одноударные звонки для подачи кодовых сигналов; дребезжащие звонки для сигналов внимания; электромагнитные сирены для сигналов об аварии и ремонте в стволе.
Транспортная сигнализацияслужит для безопасного движения подвижного состава и людей. Машинист электровоза обязан беспрекословно выполнять требования подачи звуковой и световой сигнализации.
Световые сигналы: все святящиеся аншлаги «берегись контактного провода», «берегись электровоза», сигналы светофора - красный свет запрещает движение, зеленый - разрешает.
Дугообразное движение фонарем по низу - означает ход «назад».
Дугообразные движения фонарем по верху означает ход «вперед».
Круговое движение фонарем перед собой - «стоп».
Звуковые сигналы:1сигнал - стоп;
2 сигнала - вперед;
3 сигнала - назад.
Вдоль откаточной выработки должны устанавливаться типовые сигнальные знаки.
Указательные:ствол, запасной выход, телефон, медпункт, закрывай двери, наименование выработок и т.д.
Запрещающие:запрещенная выработка, производится взрывание, ограничение скорости, въезд запрещен, конец ограждения, отказ и т.д.
Предупреждающие: пересечение путей, стрелочный перевод, вентиляционные двери, берегись провода, не включай - работают люди, погрузочный пункт, осторожно: движение людей, начало торможения, вентиляционные двери и т.д.