Раскройте методику руководства строительными играми на примере организации игр с природным материалом в старшем дошкольном возрасте
Билет 10
Ключевые задания:
Дайте характеристику строительных игр, покажите их значение в развитии детей.
Строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Так же у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.
В замысле строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.
В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ постройки, проявляют фантазию.
Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.
В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.
Раскройте методику руководства строительными играми на примере организации игр с природным материалом в старшем дошкольном возрасте.
Игровая мотивация.
Воспитатель сообщает детям о том, что у ее знакомых в квартире живет медвежонок. Они нашли его в лемму полуживого, маленького, одного. Медвежонка взяли домой. Но сейчас он подрос и его стало опасно держать в квартире среди людей. –Почему? (ответы детей)
Дети принимают решение построить зоопарка и забрать туда медвежонка.
Работа над схемой зоопарка.
Воспитатель вносит схему зоопарка и рассматривает ее с детьми. Дети с воспитателем коллективно обсуждают предстоящую постройку.
Вопросы к детям проблемного характера.
- Из какого строительного материала удобнее строить клетки животным?
- Отличаются клетки по размерам или нет? Чем?
- Какими деталями можно украсить вход в зоопарк?
- Из каких деталей строительного материала лучше построить бассейн, кабинет ветеринарного врача, забор, кассу для продажи билетов?
Строительство зоопарка детьми.
Воспитатель делит детей на 2 группы. Одна группа занимается строительством клеток (дети договариваются между собой кто какие клетки будет строить), другая группа строит бассейн, кухню, кабинет ветеринарного врача и другие помещения зоопарка. Затем воспитатель предлагает детям сравнить свои постройки с предложенной схемой зоопарка. После завершения строительства зоопарка, дети объединяют свои постройки и начинают их обыгрывание.
Распределение ролей.
Воспитатель распределяет роли между детьми (проводники, ветеринарный врач, директор зоопарка, рабочие зоопарка).
Строительство различных видов транспорта.
Директор зоопарка (воспитатель) дает задание проводникам: построить какой-либо вид транспорта и на нем отправиться в заповедники других стран, чтобы привести оттуда животных для зоопарка. Остальные дети готовятся к встрече с животными: рабочие убирают клетки, размещают таблички возле клеток (картинки с изображением животных), повар распределяет продукты питания животным, врач готовит лекарства.
Игровой прием (приглашение медвежонка в зоопарк).
Директор зоопарка звонит по телефону своим друзьям и просит их привести медвежонка в зоопарк. Воспитатель передает свою роль директора зоопарка ребенку. Вскоре к зоопарку подъезжают проводники с разными животными. Ветеринарный врач и директор зоопарка осматривают их и размещают по клеткам. Рабочие зоопарка ухаживают за животными (убирают клетки, выводят животных гулять, кормят их). Другие работники зоопарка организуют экскурсии для взрослых и детей. Затем зоопарк расширяется – идет строительство новых клеток, т.к. проводники везут животных из других заповедников.
Подведение итогов конструктивно-игровой деятельности воспитателя с детьми.
Последующая работа.
В игровой деятельности – усложнение замысла игры:
1) Строительство бассейна, новых клеток, т.к. у белой медведицы родились медвежата
2) Приезд дрессировщиков из цирка для отбора зверей
3) Болезнь слона, вызов других ветеринаров, осмотр и лечение животного
В конструктивной деятельности – усложнение заданий по условиям, использование словесного приема (указание, описание по воображению, по иллюстрациям, вопросы проблемного характера).
Практические задания: