Структура экологического законодательства РФ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ И ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

История формирования экологического законодательства

Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт (лат. – указ) 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона.

В России к первым законодательным документам природоохранного значения относят ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др.

Планомерное развитие экологического законодательства в России, начиная с 1917 г., осуществлялось в несколько этапов:

1917-1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

1922-1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;

1957-1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.;

1968-1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;

1985-1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

1990 г. - до настоящего времени (принятие экологической доктрины, разработка экологической политики в соответствии с рыночными условиями и современными представлениями защиты окружающей среды и т.д.).

Современная структура экологического законодательства России формируется, в соответствии с государственной политикой в области экологии, которая в свою очередь основана на принципах охраны окружающей среды провозглашенным в международном масштабе Организацией объединенных наций (ООН).

Государственная политика РФ заключается в принятии необходимых мер для охраны и научно обоснованного рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей человека среды.

Основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику РФ, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период является Экологическая доктрина РФ.

Стратегической целью государственной политики является сохранение природных систем, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

К основным направлениямгосударственной политики в области экологии отнесены:

- обеспечение устойчивого природопользования;

- снижение загрязнения ОС и ресурсосбережение;

- сохранение и восстановление природной среды.

Структура экологического законодательства РФ

Характер экологического законодательства в России определя­ется основополагающими статьями Конституции Российской Федерации (1993 г.), т.е. экологическое законодательство в России имеет консти­туционную основу.

Статья 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы исполь­зуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятель­ности народов, проживающих на соответствующей территории». Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма устанавливает требование по обеспечению рационального использования земли и других природных ресурсов и их охраны; и закрепляет многообразие форм собственности.

Статья 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных ин­тересов иных лиц».

Ч. 3 статья 41 устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это конституционное положение имеет значение при информировании населения о наступлении экологически опасных ситуаций. Впервые на конституционном уровне закреплены экологические права человека.

Статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Статья 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бе­режно относится к природным богатствам».

Конституция РФ определила предметы исключительного ведения РФ (ст. 71) и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72) по вопросам в сфере охраны окружающей среды.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»);

федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д»);

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. «е»);

ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. «и»);

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»);

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н»);

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография (п. «р»).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

разграничение государственной собственности (п. «г»);

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д»);

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»);

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п «м»).

В целях реализации этих основных положений Конституции в Российской Федерации разработана и принята в период с 1993 г. по 2008 г. целая система федеральных законов, обеспе­чивающая охрану окружающей природной среды.

Экологическое законодательство имеет две области направленности.

Узкая направленность – отрасль российского законодательства, система нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды. Широкая направленность – комплексная отрасль законодательства, система нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие экологические общественные отношения.

Экологическое законодательство Российской Федерации призвано регулировать отношения при взаимодействии общества и природы с целью сохранения природных богатств и среды обитания человека, предотвращать экологически вредные виды деятельности общества, оздоровлять и улучшать качество окружающей природной среды, укреплять законность и правопорядок в интересах настоящего и будущего поколений россиян.

Федеральные законы, формирующие основы законодательства в области охраны окружающей среды, но не являются законами прямого действия и требуют конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых и нормативных актов.

Помимо федеральных зако­нов существует ряд подзаконных правовых актов (указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), изданных в соответствии с Конституцией, которые более детально регулируют отношения в области природопользования и экологии.

Непосредственно порядок организации и выполнения основных требований экологического законодательства регламентируется различными подзаконными нормативными актами Российской Федерации (ГОСТы, СНИПы, СанПиНы, положения, регламенты, и т.д.).

Экологическое законодательство в России включает горизонтальную и вертикальную системы. Горизонтальная система экологического законода­тельства — это Конституция, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, нормативные акты РФ. Вертикальная система экологического законодательства — это нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне.

Конституция РФ

       
    Структура экологического законодательства РФ - student2.ru
 
  Структура экологического законодательства РФ - student2.ru

Рисунок 1 – Структура экологического законодательства РФ

В составэкологического законодательства РФ входят три составные части (или три блока):

1) природоохранное законодательство, которое регулирует отношения общества и природы, с целью предотвращения неблагоприятного воздействия экологически вредных видов деятельности человека на природные экосистемы и регламентирует вопросы сохранения качества окружающей среды.

2) природоресурсное законодательство, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы охраны и рационального использования земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира;

3) «экологизированные» нормы других самостоятельных отраслей права, которые регулируют общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды и решают задачи защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

К основнымприродоохранным законам РФотносятся:

1. Об охране окружающей среды (с изменениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

2. Об экологической экспертизе (с изменениями на 30 декабря 2008 года) (редакция, действующая с 5 января 2005 года). Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ.

3. Об охране атмосферного воздуха (с изменениями на 30 августа 2008 года). Закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ.

4. Об отходах производства и потребления (с изменениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

5. Об особо охраняемых природных территориях (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

6. О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансгра­ничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Закон Российс­кой Федерации от 25 ноября 1994 года № 49-ФЗ.

7. О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации. Федеральный закон от 22.03.2003 № 34-ФЗ.

8. О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Федеральный закон от 04.11.04 № 128-ФЗ.

К основнымприродоресурсным законам РФотносятся:

1. Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 де­кабря 2004 года) от 16.11.95 № 167-ФЗ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации (с комментарием) (с изменениями на 7 марта 2005 года), О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 25.10.01 № 136-ФЗ и Федеральный закон от 25.10.01 № 137-ФЗ.

3. О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) (с изменениями на 22 августа 2004 года) (редакция, дей­ствующая с 1 января 2005 года), Федеральный закон от 21.02.1992 №2395-1.

4. Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 де­кабря 2004 года). Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ.

5. О животном мире (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ.

6. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20.12.04 № 166-ФЗ.

«Экологизированные» нормысодержатся в следующих законодательных актах:

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с из­менениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЗ.

2. Экологические преступления. Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2004 года) от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ.

3. Административные правонарушения в области охраны окружа­ющей природной среды и природопользования. Глава 8 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях от 30 де­кабря 2001 года № 196-ФЗ.

Наши рекомендации