Понятие экологической экспертизы, цели, задачи, назначение
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов
и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.
Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение
вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
Основные задачи экологической экспертизы:
1) Определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности
2) Организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов
3) Установление соответствия объектов требованиям экологического законодательства, санитарным нормам, строительным нормам и правилам
4) Оценка влияния деятельности объектов
5) EE влияния на состояние окружающей среды, здоровье людей и качество природных ресурсов
6) Оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды и здоровья людей
7) Подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов
Целью назначения ЭЭ является:
1) стремление избежать возможных отрицательных воздействий на экологию и окружающую среду.
1) Установление соответствия документов (документации) требованиям законодательства в области охраны окружающей среды;
2) Оценка достаточности мероприятий по охране окружающей среды и определение допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду.
ПРИНЦИПЫ ЭЭ
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2) обязательности проведения государственной ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ;
3) комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
4) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ;
5) достоверности и полноты информации, представляемой на ЭЭ;
6) независимости экспертов ЭЭ при осуществлении ими своих полномочий в области ЭЭ;
7) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ;
8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
9) ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество ЭЭ.
Принцип обязательности в государственной ЭЭ имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной ЭЭ во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает, что все выводы ЭЭ должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законодательной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регулирующих порядок назначения и проведения ЭЭ: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об ЭЭ.
Независимость и вневедомственностъ ЭЭ призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведомственная ЭЭ.
Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной ЭЭ вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.
Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию, в проведении ЭЭ. Формы такого участия многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о проведении ЭЭ экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами ЭЭ, проведение референдумов и др.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЭЭ
Законодательная основа экологической экспертизы определена:
· ФЗ «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995);
· ФЗ «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002);
· ФЗ "Об отходах производства и потребления" (от 24июня 1998);
· ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30 марта 1999);
· ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"( от 4 мая 1999)
и в ряде подзаконных документах:
· «Положение о порядке проведения государственной ЭЭ» (1996)
· «Регламенте проведения государственной ЭЭ» (1997).
Многие вещества разработали свои инструкции о требованиях к составу предоставляемой документации на государственную экологическую экспертизу. В ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты в области экспертизы. К ним можно отвести:
· «Положение о государственной ЭЭ Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области», утвержденное Законодательным собранием Нижегородской области от 29 ноября 1994 г.
· «Положение о государственной ЭЭ на территории Мурманской области», утвержденное администрацией Мурманской области от 6 мая 1996 г.;
· Закон Калининградской области от 27 июня 1996 г. «Об экологической экспертизе»;
· «Положение о государственной ЭЭ на территории Псковской области», утвержденное решением областного собрания депутатов от 21 ноября 1996 г.;
· Закон Кировской области от 25 февраля 1997 г. «Об экологической экспертизе»;
· «Положение о государственной ЭЭ в Кировской области», утвержденное губернатором области от 22 апреля 1997 г.;
соответствующие нормативные правовые акты, принятые в других субъектах Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.