Нормативная и расчетная санитарно-защитная зона предприятия

Каждое предприятие, являющееся источником загрязнения среды обитания, в соответствии с классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» имеет определенный размер санитарно-защитной зоны.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.

СЗЗ создаётся с целью защиты населения от влияния вредных производственных факторов и является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий и уровни воздействия физических факторов, достигающие за её пределами районов жилой застройки, не превышали установленных предельно-допустимых концентраций (ПДК) и допустимых уровней (ДУ). В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей шириной СЗЗ. Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с неизученными технологиями, ширина СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.

Достаточность ширины СЗЗ принятой по классификации должна быть подтверждена расчетами рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространением физических факторов, с учетом фоновых уровней, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.

Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия химических факторов на границе СЗЗ и за ее пределами, физических факторов в жилой застройке ниже нормативных значений.

Размер СЗЗ может быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения нормативных уровней по любому фактору воздействия.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория между границами промышленной площадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, прочими источниками вредных выбросов и неблагоприятных физических воздействий и границей селитебной застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, а также других территорий, используемых населением, с учетом перспективного развития. Является обязательным элементом любого объекта - источника воздействия на среду обитания и здоровье человека и подлежит организации и благоустройству.

Нормативная санитарно-защитная зона – санитарно-защитная зона, предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой соответствуют требованиям действующих санитарных норм и правил.

Расчетная санитарно-защитная зона – санитарно-защитная зона предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой определяются расчетными методами по максимально удаленной от промплощадки изолинии 1 или 0,8 ПДК (для объектов со специальными требованиями) или ПДУ физических воздействий.

Основные положения

3.1 СЗЗ устанавливаются для объектов, имеющих источники физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации.

3.2.Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III классов опасности является обязательной.

Размер санитарно-защитной зоны для объектов IV-V классов опасности и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с разделом 7 и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.

3.3. Проекты СЗЗ разрабатываются для отдельных объектов и группы объектов, объединенных общей территорией различного градостроительного назначения (промышленного, коммунального складского и др.) в соответствии с функциональным зонированием. Для группы объектов разрабатывается проект единой СЗЗ (ЕСЗЗ) с комплексом мероприятий, позволяющих обеспечить нормативные уровни качества среды обитания на границе СЗЗ и за ее пределами. Права и обязанности отдельных субъектов и их взаимодействие в ЕСЗЗ определяются действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3.4. Для объектов, уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышает 0,1 ПДК и/или ПДУ, размер СЗЗ может совпадать с границей промышленной площадки и граница СЗЗ как линия градостроительного регулирования определяется проектом СЗЗ.

Границы нормативных СЗЗ каждого объекта и единая граница СЗЗ группы предприятий (ЕСЗЗ), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).

3.5. СЗЗ отделяет территорию промышленной площадки от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

3.6. Установление, изменение размеров санитарно-защитной зоны, ЕСЗЗ для вновь строящихся и действующих объектов может быть выполнено при:

а) объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ, ЕСЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований (с учетом суммированного и потенцированного биологического воздействия), по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды

б) подтверждении измерениями снижения уровней шума и других физических факторов до уровней гигиенических нормативов на границе СЗЗ, ЕСЗЗ и за ее пределами в жилой застройке;

в) уменьшении мощности, изменение состава, перепрофилировании предприятия, внедрении на объектах безотходной и малоотходной технологии на основных производствах и связанным с этим изменением класса опасности;

г) обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на основании материалов по оценке риска для здоровья населения, выполненных в установленном порядке.

Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.

3.7. Размер СЗЗ должен быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и/или по результатам лабораторного контроля.

3.8. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I-II классов опасности устанавливается и может быть изменен Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем (п.2.10., 4.2.), для предприятий IV-V классов опасности – Главным Государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п.2.11.).

3.9. При оценке обоснованности размера СЗЗ следует руководствоваться следующими критериями:

- обеспечение нормативов качества атмосферного воздуха (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе СЗЗ;

- отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, устанавливаемого современными методами исследований;

- техническая и экономическая возможность выполнения мероприятий, обеспечивающих обосновываемую величину СЗЗ.

3.10. Ответственность за разработку проекта санитарно-защитной зоны, ее организацию (включая отселение жителей), возлагается на должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (п.3.2.).

3.11. Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации СЗЗ выдается органами и учреждениями Роспотребнадзора.

3.12. Границы СЗЗ и ЕСЗЗ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в зависимости от их полномочий в отношении земель находящихся в их собственности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.13. Утвержденная в установленном порядке граница СЗЗ, ЕСЗЗ является линией градостроительного регулирования в генеральном плане населенного пункта.

3.14. Заказчиком проекта ЕСЗЗ может выступать администрация территории или иная организация по ее поручению.

3.15.Для действующих промышленных и иных объектов и производств на рассмотрение представляются: проект обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта и отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта (п.4.2.).

Отчет должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных проектом расчетной границы СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе СЗЗ и др. материалы

В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера СЗЗ возможно только после корректировки расчетных границ и размеров СЗЗ.

Для проектируемых промышленных и иных объектов и производств в органы и учреждения Роспотребнадзора для рассмотрения представляется проект обоснования возможности размещения объекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух с определением ориентировочного размера СЗЗ.

Промэкология

3. Источники загрязнения атмосферы. Нормативы ПДК, ПДВ.

4. Источники загрязнения водных объектов. Нормативы ПДК, ПДС.

5. Источники загрязнения литосферы. Нормирование качества почв, ПДК.

6. Источники загрязнения окружающей среды на железнодорожном транспорте.

7. Нормативная и расчетная санитарно-защитная зона предприятия

Наши рекомендации