Экономические аспекты устойчивого развития

Последние два года мировое сообщество придерживается идеи «зелёной» экономики», которая была предложена в экономике окружающей среды и стала основным направлением политических дискуссий. Она всё чаще появляется в словах глав государств и министров финансов, в текстах коммюнике G20 и обсуждается в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. Притягательности «зелёной» экономики, несомненно, способствовало широко распространённое разочарование в преобладающей экономической парадигме, а также чувство усталости, возникшее из-за многих одновременных кризисов и сбоев рыночных механизмов первого десятилетия нового тысячелетия, включая, в частности, финансовый и экономический кризис 2008 года. Но в то же самое время существуют доказательства неуклонного движения вперёд к созданию новой экономической парадигмы, в которой материальные блага не предоставляются волей-неволей за счёт растущих экологических рисков, экологического дефицита и социального неравенства. Растущее количество доказательств также свидетельствует, что переход к «зелёной» экономике имеет значимое экономическое и социальное обоснование. Появляются веские доводы о необходимости удвоения усилий как правительств, так и частного сектора для участия в таком экономическом преобразовании. Для правительств такое удвоение включает создание равных условий для более «зелёных» продуктов, постепенно сокращая устаревшие субсидии, преобразовывая стратегии и обеспечивая новые стимулы, усиливая инфраструктуру рынка и рыночные механизмы, переадресовывая государственные инвестиции и «озеленяя» государственные закупки. Для частного сектора оно включает понимание и определение величины истинных возможностей, предоставленных переходами к «зелёной» экономике во многих ключевых отраслях, в ответ на стратегические реформы и ценовые сигналы от высших уровней финансирования и инвестиций. Эра нерационального использования.

В течение прошлого десятилетия произошли несколько параллельных кризисов: климатический, биоразнообразия, топливный, продуктов питания, водный и, совсем недавно, глобальной финансовой системы. Возрастающие выбросы углерода указывают на повышающуюся угрозу изменения климата с пагубными последствиями для человечества. Шок от топливных цен 2007-2008гг. и связанный с ним взлёт цен на продукты питания и товары отражают и структурные слабости, и неразрешённые риски. Прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА) и других экспертов о возрастании потребности в ископаемом топливе и стоимости энергии говорят о продолжении этой зависимости, по мере того как мировая экономика будет испытывать затруднения, пытаясь восстановиться и расти (МЭА 2010г.).В настоящее время отсутствует международный консенсус по проблеме глобальной продовольственной безопасности или о возможных путях решения проблемы, как к 2050 году накормить население в 9 млрд. человек. Дефицит пресной воды уже представляет глобальную проблему, и к 2030 году прогнозируется увеличение разрыва между ежегодной потребностью в пресной воде и возобновляемыми поставками (McKinsey and Company 2009г.).

Перспектива улучшения санитарии всё ещё выглядит мрачной для более 1,1 млрд. человек, а 844 млн. человек всё ещё испытывают недостаток в чистой питьевой воде (Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ 2010г.). В совокупности эти кризисы оказывают сильное воздействие на возможность поддержания процветания во всём мире и достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ) по сокращению масштабов крайней нищеты. Они также усугубляют постоянные социальные проблемы, такие как сокращение рабочих мест, социально-экономическая неуверенность, болезни и социальная неустойчивость. Причины этих кризисов меняются, но на фундаментальном уровне все они имеют общую черту: значительное нерациональное использование капиталов. За два последних десятилетия были сделаны значительные

Принятие Концепции с целью перехода на «зеленый курс» экономического роста актуально, как никогда прежде. Во-первых, в течение ближайших 20 лет в Казахстане произойдет существенное обновление и развитие инфраструктуры: 55% зданий и 40% электростанций из общего объема данных активов к 2030 году будут построены с нуля. Также более 80% автотранспортного парка к 2030 году будет новым. Для страны создается уникальная возможность создать новую инфраструктуру, которая будет эффективно использовать ресурсы. В обратном случае в отсутствие каких-либо действий страна в скором времени столкнется с проблемой устаревшей и неконкурентоспособной инфраструктуры. Во-вторых, конкурентоспособность «зеленых» технологий быстро растет, и многие технологии альтернативной энергетики в ближайшем будущем будут предлагать менее затратные способы производства электроэнергии по сравнению с традиционными источниками. 6 Наконец, на сегодняшний день уже задан высокий темп преобразований в сфере государственной политики. Стратегия - 2050 и другие стратегические программные документы ставят амбициозные цели: в электроэнергетике: доля альтернативной и возобновляемой электроэнергии должна достичь 50% к 2050 году; в энергоэффективности стоит задача по снижению энергоемкости ВВП на 10% к 2015 году и на 25% к 2020 году по сравнению с исходным уровнем 2008 года; по водным ресурсам стоит задача по решению проблем с обеспечением питьевой водой населения к 2020 году и обеспечением водой сельского хозяйства к 2040 году; в сельском хозяйстве стоит задача поднять продуктивность сельскохозяйственных угодий в 1,5 раза к 2020 году. Достижение данных целей потребует значительного изменения существующей траектории развития экономики Казахстана, в результате чего к 2030 году страна сможет восстановить водные и земельные ресурсы и во многом сравняться по средним показателям эффективности использования природного капитала со странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и прочими развитыми странами.

2. Основные принципы по переходу к «зеленой экономике» Переход к «зеленой экономике» базируется на следующих основных принципах: 1) повышение производительности ресурсов: производительность ресурсов (которая определяется как ВВП на единицу водных, земельных, энергетических ресурсов, единицу выбросов парниковых газов и т.д.) должна стать центральным экономическим показателем, так как этот параметр оценивает способность нашей страны создавать стоимость с минимизацией нагрузки на окружающую среду; 2) ответственность за использование ресурсов: необходимо повысить ответственность на всех уровнях государственной власти, бизнеса и населения за мониторинг и контроль за устойчивым потреблением ресурсов и состоянием окружающей среды; 3) модернизация экономики с использованием наиболее эффективных технологий: Казахстан в ближайшие примерно 20 лет в несколько раз увеличит ВВП, объем промышленного производства и количество объектов инфраструктуры. Эти преобразования открывают возможность применения совершенно новых решений в экономике: это могут быть новые технологии, интегрированные системы с замкнутым циклом производства или инновационные подходы к производству электроэнергии в рамках «третьей индустриальной революции»; 4) обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов: необходимо обеспечение справедливого тарифо- и ценообразования на рынках ресурсов с целью сокращения субсидирования потребляющих их отраслей; 5) реализация в первую очередь рентабельных мероприятий: приоритет будет отдаваться тем инициативам, которые позволяют добиться 9 не только улучшения экологической обстановки, но и получить экономическую выгоду; 6) обучение и формирование экологической культуры в бизнесе и среди населения: необходимо совершенствовать действующие и разработать новые образовательные программы о рациональном использовании ресурсов и охране окружающей среды в системе образования и подготовки кадров.

В настоящее время общество по-разному понимает суть выражения «зеленая» экономика. Одни считают, что это новые отрасли экономики, которые улучшат природу страны. Другие понимают это выражение как новые технологии, своего рода экосистемы, которые призваны помогать и приносить пользу природе. Третьи считают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистых продуктов.

Все эти подходы к определению понятия очень близки к значению выражения. «Зеленая» экономика - это экономика, направленная на сохранение благополучия общества, за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл. В первую очередь, «зеленая» экономика направлена на экономное потребление тех ресурсов, которые в настоящее время подвержены истощению (полезные ископаемые – нефть, газ) и рациональное использование неисчерпаемых ресурсов.

В основе зеленой экономики – чистые или «зеленые» технологии. По словам специалистов, развитие «зеленой» экономики позволит избежать нашей стране экологического кризиса, который затронул своими масштабами уже многие постиндустриальные страны.

После проведенного Саммита «РИО + 20» силы казахстанского общества направлены на реализацию стратегии по переходу к «зеленой» экономике. По инициативе Президента Н.А. Назарбаева была разработана Концепция по переходу к «зеленой» экономике. В первую очередь, в Концепции представлен перечень приоритетных задач, главным образом нацеленных на реформирование определенных отраслей экономики.

3.Общие подходы по переходу к «зеленой экономике» Социальное развитие Социальный аспект перехода к «зеленой экономике» выражается в создании новых рабочих мест в пяти промышленных кластерах, которые позволят диверсифицировать экономику Казахстана: «Зеленое» строительство. Текущая динамика развития строительного сектора показывает, что к 2030 году будет построено такое же количество новых зданий, которое на сегодня составляет весь жилой фонд. При этом Казахстан импортирует многие основные строительные материалы, такие как окна, теплоизоляционные материалы, медные трубы. Если наладить производство 50% такой продукции национальными предприятиями, это позволит создать до 150 тысяч новых рабочих мест к 2030 году. Сельское хозяйство. Реализация данной Концепции позволит создать порядка 400 тысяч новых рабочих мест в сельскохозяйственной индустрии. До 150 тысяч рабочих мест ожидается от расширения площади пастбищ и сельскохозяйственных угодий, дополнительно 50 тысяч рабочих мест будут созданы за счет расширения тепличного хозяйства. Также свыше 200 тысяч рабочих мест будут косвенными и появятся за счет развития всей цепочки добавленной стоимости, включая производство продуктов питания. Новые технологии в электроэнергетике. Значительные инвестиции в электроэнергетику в размере 50 млрд. долларов США к 2030 году и около 100 млрд. долларов США к 2050 году позволят создать возможности трудоустройства для людей с научной, инженерной, технической или строительной специальностями. Существенная доля данных инвестиций – до 50% - будет приходиться на альтернативные источники энергии, поэтому новые рабочие места будут созданы в высокотехнологичном секторе возобновляемой энергетики. Управление отходами и обработка материалов в условиях замкнутого цикла. Мировая практика показывает, что в секторе управления отходами задействовано большое количество кадровых ресурсов в основном технической специальности или общего профиля. Создание предприятий, 10 занимающихся сбором и переработкой различных видов отходов в Казахстане, может создать до 8 тысяч новых рабочих мест к 2030 году. Управление водными ресурсами, коммунальное водоснабжение и водоотведение. От 3 до 8 тысяч новых рабочих мест будут созданы в предприятиях по обработке сточных вод и в секторе орошения; также возможно создание временных вакансий в период строительства новых объектов инфраструктуры.

4. Устойчивое использование водных ресурсов. В Послании Президента Республики Казахстан Стратегия - 2050 дефицит водных ресурсов рассматривается как глобальная угроза. В то же время перед Правительством стоят цели по обеспечению стабильным водоснабжением населения (к 2020 году) и сельского хозяйства (к 2040 году), к 2050 году решить все проблемы с водными ресурсами. При этом экологическая составляющая водных ресурсов – стабильность экосистем, развитие рыбоводства, эко-туризма и сохранение уникальных природных богатств – не должна быть ущемлена в пользу индустриального развития. При увеличении дефицита издержки, связанные с потенциальным недостатком водных ресурсов, будут расти. Экономические убытки оцениваются в сумму около 6-7 млрд. долларов США в год к 2030 году. При этом затраты на переход от вододефицитной экономики к экономике, эффективно использующей водные ресурсы, напротив, невелики (0,5-1 млрд. долларов США в год). Капитальные затраты до 2030 года составят до 10 млрд. долларов США. Дополнительные 1-2 млрд. долларов США потребуются на установку и модернизацию очистных сооружений. Водные ресурсы Казахстана – живая, уникальная и уязвимая система, которая подвержена внешним рискам намного больше, чем в других странах. Во-первых, бессточные бассейны и высокие уровни испарения с поверхности озер приводят к значительному расходу воды на их поддержание (для стабилизации озерных экосистем необходимо 30 млрд. м3 ). Во-вторых, зависимость от трансграничных рек из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана, составляющих 44% притока поверхностных вод, который быстро сокращается вследствие ускорения экономического и социального развития соседних стран. Согласно прогнозам, приток трансграничных рек может сократиться на 40% уже к 2030 году (рис.4). В-третьих, водные ресурсы Казахстана подвергаются воздействию глобального потепления, временное увеличение таяния ледников скажется на будущих объемах водных ресурсов (наиболее подвержены риску реки на юге страны). 13 Рис. 4. Объем притока вод

В результате быстро растущей потребности в воде и сокращения устойчивых запасов воды к 2030 году ожидается дефицит воды в размере 14 млрд. м3 , к 2050 году дефицит составит 20 млрд. м3 (70% от потребности в водных ресурсах), если не будут приняты радикальные меры и развитие пойдет по текущей траектории. В условиях отсутствия упреждающих действий, предлагаемых в Концепции, такой дефицит воды может привести к: снижению природоохранных поступлений воды с последующей деградацией озерной и речной экосистем и рыболовного промысла, особенно на озере Балхаш, в дельте реки Или, болотных систем Центрального Казахстана, Северного Арала и т.д.; нормированию потребления воды в экономических целях, особенно в сельском хозяйстве, а также в гидроэнергетической отрасли, в промышленности, возможны перебои с водоснабжением населенных пунктов; повышению издержек на водообеспечение из-за необходимости введения в эксплуатацию новых источников водоснабжения (вторичное использование, десалинационные заводы, магистральные трубопроводы) и переброски водных ресурсов между бассейнами.

Комитет по водным ресурсам МООС РК * Соглашение о разделе запасов речных вод не подписано * Китай расширяет экономическую деятельность в регионе * Канал к нефтяным месторождениям в Карамае * Сокращение притока ухудшает экологическое состояние реки из-за повышения концентрации загрязняющих веществ * Китай активно увеличивает объемы водозабора Планируемое расширение орошаемых площадей (главным образом хлопковых полей) * Строительство гидроэлектростанций и плотин * Создание городских поселений и перемещение населения * Объем приточных вод, а, следовательно, качество вод в озере Балхаш и реке Или тесно связаны с экономической деятельностью в Китае 1 Результаты измерений показывают, что приток вод сократился по сравнению со средними показателями за долгосрочный период, который принимался в расчет в ходе текущей оценки ресурсов; в расчет включена поправка на 1,6 млрд. м3 Средний объем притока вод на основе модельных расчетов Среднегодовой объем притока вод из трансграничных рек в Казахстан млрд. м3 * Конфликт между использованием гидроэлектроэнергии, ведением сельского хозяйства и сохранением естественного режима рек ведет к дефициту воды, ухудшению состояния окружающей среды и риску наводнений * Сохранение Арала обеспечивается при поддержке международных организаций * Качество воды становится еще одним параметром оптимизации водопользования и изменения режима работы водохранилищ Бассейн Иртыша (река Иртыш) Арало- Сырдарьинский бассейн (река Сырдарья) Урало-Каспийский бассейн (река Урал) * По условиям соглашения запас речных вод делится между странами в пропорции 50/50 * Низкий приток воды в маловодные годы значительно сокращается и может падать до 0, что ведет к катастрофическим последствиям для сельского хозяйства, рыболовства и экологии

Таким образом, угроза дефицита воды и неэффективное управление водными ресурсами может стать основным препятствием для устойчивого экономического роста и социального развития Казахстана. Кроме того, низкие цены на воду, высокий уровень субсидий, недостаточный контроль водозабора и плохое состояние инфраструктуры снижают эффективность и окупаемость внедряемых инициатив. Потенциал упущенных возможностей, связанных с недостатком воды, в 2030 году оценивается на уровне 7-8 млрд. долларов США3 в год, что за весь период составляет более 80 млрд. долларов США.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные экономические аспекты устойчивого развития.

2. Дать понятию «зеленая экономика».

3. Назовите основные принципы по переходу к «зеленой экономике»

4. Что означает устойчивое использование водных ресурсов.

Список использованной литературы:

1. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2001.

2. Ильин В.И.. Экология, М., «Перспектива», 2007.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.

4. Никаноров А.М., Хорунжая Т.А.. «Глобальная экология», М., ЗАО,«Книга сервис», 2003.

5. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии /

6. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

Наши рекомендации