Экологические требования к автотранспортным средствам
Требования к автотранспортным средствам, осуществляющим международные перевозки
Технические параметры и качества современных автомобилей, такие как тягово-скоростные показатели, надежность, безопасность, энергоемкость, экологичность, за последние десятилетия достигли высокого уровня. Этому способствовал не только технический прогресс, но и существующие в Европе законодательные меры, направленные на обеспечение безопасности конструкции автотранспортных средств, сохранение окружающей среды, улучшения условий жизни людей.
Вопросами совершенствования автотранспортных средств занимаются транспортные организации ЕЭК ООН, ЕС и Международная организация по стандартизации (ISO).
Требования к подвижному составу можно разделить на три группы:
1) обязательные - требования экологического характера и технические требования безопасности дорожного движения;
2) необязательные - которые можно выполнять или не выполнять (например, тип подвески: рессорная или пневматическая);
3) требования, связанные с особыми условиями перевозок (например, перевозки скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов).
Нормативные документы, регламентирующие требования к автомобилям
Для выполнения международных перевозок необходимо соответствие подвижного состава международным требованиям. Обязательные требования регламентированы специальными нормативными документами.
Соглашение о стандартизации транспортных средств, известное как Женевское соглашение 1958 года*, было принято в 1958 году в рамках ЕЭК ООН (новая редакция 1995 p.). Это соглашение о принятии единых условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств. На основе этого соглашения были разработаны процедуры аттестации автотранспортных средств, являющиеся средством контроля деталей и систем новых автомобилей перед их регистрацией.
* Полное название соглашения: "Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть вмонтированы и / или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выданных на основе этих предписаний , от 20 марта 1958 p. ". Заключено в Женеве; вступило в силу 20 июня 1959 г.
Страны, присоединившиеся к Женевскому Соглашению, имеют право выдавать официальные сертификаты - аттестаты на транспортные средства по правилам ООН. Сейчас таких стран 45. Украина присоединилась к Женевскому Соглашению в 2000 году. Постановлением КМУ от 14.02.2001 года Министерство транспорта Украины назначен компетентным органом по обеспечению исполнения Женевского Соглашения 1958 г. в Украине, для чего разработан комплект законодательных и рабочих документов.
Правила ЕЭК ООН, известные как дополнение к соглашению 1958 года распространяются на оборудование и системы автомобилей. В настоящее время принято 126 Правил ЕЭК ООН. Соглашение 1958 и Правила определяют, что каждая из стран, присоединившихся к Соглашению, выставляет одни и те же требования к подвижному составу: по выбросам, шинам, рулевому управлению и тому подобное.
Правила постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с новыми требованиями, но применяются в европейских странах добровольно. Украина применяет на своей территории 96 Правил ЕЭК ООН.
Директивы ЕС, принятые в Брюсселе, распространяются на собранные конструкции автотранспортных средств и требуют, чтобы они были оснащены аттестованными системами, которые включены в технические условия на конструкцию и национальные стандарты. Таким образом Европейский Союз также регулирует порядок аттестации автомобилей. Директивы ЕС публикуются в официальном бюллетене ЕС и обязательны для включения в национальное законодательство стран-членов ЕС.
Как правило, технические нормативы Директив соответствуют техническим нормам Правил, а некоторые их дублируют. Например, Правилу R49 /02, известном как "Euro-2", соответствует Директива 92/97 / ЕЭС.
Сейчас в области автомобилестроения действуют 126 Правил ЕЭК ООН, 50 Директив ЕС. Они регламентируют требования к техническому состоянию автомобилей:
- по условиям безопасности движения;
- по содержанию вредных веществ в отработанных газах автомобилей;
- по уровню допустимых шумов автомобиля;
- по видимости;
- по защите водителя;
- а также требования к установке защитных устройств на различные типы автомобилей и автопоездов, к освещению и сигнализации и др.
Также нужно учитывать требования Конвенции о дорожном движении 1968 г., включая все поправки. Поправка 1997 г. обязует каждую из стран, присоединившихся к Конвенции, ввести технический контроль транспортных средств с получением сертификата, срок действия которого определяется в 1 год.
Экологические требования к автотранспортным средствам
Борьба с загрязнением атмосферы в последние годы приобрела глобальный характер. Для восстановления экологического баланса и возмещения убытков, которые наносит транспорт окружающей среде, в пределах Европейского Союза предусмотрено взимание платы за пользование транспортной инфраструктурой. Поступления должны покрывать расходы на содержание и расходы, связанные с ДТП, загрязнением атмосферы, шумом, перегруженностью дорог. Это касается всех видов транспорта и всех категорий пользователей (частных и коммерческих).
В Европейском Союзе введены жесткие стандарты на токсичность и дымность отработанных газов. Некоторые из них приведены в таблице.
Мероприятия по внедрению экологических требований
Правило ЕЭК ООН | Ограничение |
R9 | Шум ДТС |
R24 | Дымность дизелей |
R40 | Выбросы загрязняющих веществ мотоциклами |
R41 | Шум мотоциклов |
R47 | Выбросы загрязняющих веществ мопедами |
R49 | Выбросы загрязняющих веществ дизелями и газовыми двигателями |
R51 | Шум автомобилей |
R63 | Шум мопедов |
R83 | Выбросы загрязняющих веществ автомобилями в зависимости от вида топлива |
R103 | Каталитические нейтрализаторы |
Наиболее известные Правила ЕЭК ООН №49 (иначе R49/02). Ограничение шума автомобилей регламентируется Правилами ЕЭК ООН №51.
Правило №49, разработанное в начале 80-х годов XX в., Содержало следующие ограничения по выбросам вредных веществ в отработанных газах дизелей:
- оксида углерода – 14 г / кВт ч;
- углеводородов- 3,5 г / кВт ч;
- оксидов азота - 19 г / кВт ч.
Поэтому в 1990 году в Правила №49 была принята поправка серии "01", которая установила требования Euro 0. Далее были приняты другие поправки и дополнения к ним, устанавливали более жесткие требования. Нормы выбросов приведены в таблице.
Масса вредных веществ в отработанных газах дизелей, г/кВт ч
Нормы | Год внедрения | СО - оксид углерода | СНХ - углеводороды | NOx- оксиды азота | РМ - твердые частицы * | дымность |
Euro 0 | 11,2 | 2,4 | 14,4 | _ | _ | |
Euro 1 | 4,5 | 1,1 | 8,0 | 0,36 | - | |
Euro 2 | 4,0 | 1,1 | 7,0 | 0,15 | - | |
Euro 3 | 2,1 | 0,66 | 5,0 | од | 0,8 | |
Euro 4 | 1,5 | 0,46 | 3,5 | 0,02 | 0,5 | |
Euro 5 | 1,5 | 0,46 | 2,0 | 0,02 | 0,15 | |
Euro 6 | после 2010 | 1,5 | 0,25 | 2,0 | 0,02 | 0,15 |
Итак, Правило №49 содержит ограничения по токсичности и предназначено прежде всего для производителей автомобилей. Автомобиль должен соответствовать тем требованиям, которые действуют на момент его производства. Например, если автомобиль был выпущен в 1990 г., то он должен удовлетворять требованиям, которые вступили в силу в 1988 году (Правило R-49.01, 1986-1990), поскольку именно они действовали на тот момент. Если фирма приобрела новый автомобиль в 1996 г., то он должен отвечать требованиям Euro 2.
Динамика усиления экологических требований показана на рисунке.
Шумность - это отдельное требование, и его нельзя относить к требованиям Евро. Правило №51, действующее с 1996 p., содержит ограничения по шумности автомобилей общей массой более 3,5 т в зависимости от мощности двигателя.