Заявка на участие в VI городской эколого-биологической олимпиаде

ФИО участника__________________________________________

Школа____________________ класс ________________________

Контактный телефон участника____________________________

Электронный адрес участника______________________________

ФИО преподавателя_______________________________________

Контактный телефон преподавателя__________________________

Дата заполнения заявки_____________________________________

Приложение 2

Заочное задание олимпиады

Для участия в олимпиаде необходимо выполнить один любой вариант задания заочного тура олимпиады.

Вариант 1. В природе все взаимосвязано!

Не секрет, что любой живой организм живет не сам по себе, а включен в тесную и сложную сеть взаимодействий. Как именно вы представляете себе эту сеть? Выберите 5 или более любых живых организмов и в свободной форме цельным рассказом опишите, что их связывает? Помните, что спектр взаимодействия организмов друг с другом очень широкий. Первой на ум приходит пищевая цепочка – один съел другого, тот третьего. Но есть и множество других вариантов – выделение растениями фитонцидов, конкуренция за кормовую нишу, паразитизм, сотрудничество и много другое. Воздействие одного организма на другой может быть не только прямым, но и опосредованным.

Для вдохновения предлагаем прочитать Вам следующий рассказ:

“Когда в национальном парке Йеллоустоун популяция оленей почти полностью уничтожила растительность, ученые приняли решение снова заселить в парк волков. В 1995 году из диких районов Канады в парк завезли несколько десятков молодых животных, почти три месяца их держали в специальном загоне, а потом выпустили на волю в разных частях Йеллоустоуна.

Ученые надеялись, что волки останутся на территории национального парка и возьмут популяцию оленей под контроль. Но волкам удалось сделать гораздо больше.

Во-первых, с появлением в парке волков, олени стали осторожнее выбирать места для пастбищ. Теперь они обходили стороной теснины и лощины – места, где волкам проще всего выследить и загнать свою жертву. И там сразу стала возрождаться растительность. На склонах вырос густой подлесок из ив, осин и тополей. Он стал домом для множества видов птиц и, главное, столовой для бобров. Бобры – животные, которые очень сильно меняют окружающую среду для своих нужд. Чтобы комфортно жить и хорошо питаться, бобрам необходимы запруды, и они их создают. А бобровые запруды, в свою очередь, дают жилище выдрам, ондатрам, водоплавающим птицам, лягушкам.

Во-вторых, с появлением в парке волков, почти на треть сократилась численность койотов. Это привело к росту популяций кроликов и мышей – основной добычи для ястребов, ласок, лисиц и барсуков.

В третьих, ягоды в разросшихся кустарниках и падаль привлекли в парк медведей. Медведи еще больше усилили пресс на популяцию оленей.

И, наконец, реки изменили свое течение! Восстановившийся лес укрепил берега, русла рек сузились, образовалось большое число заводей, в реках стало больше порожистых участков.

Всего несколько стай волков за 30 лет не только восстановили экосистему на огромной территории Национального парка Йеллоустоун, но и изменили его физическую географию.”

Вариант 2. Загадка палеонтологии

Интересна и трудна работа ученого-палеонтолога. Ему приходится по небольшим частям скелета восстанавливать внешний вид и образ жизни давно вымерших существ. Иногда, в земных недрах удается найти отпечатки целых животных, иногда лишь одну кость. Возможно ли реконструировать, например, огромного динозавра по одной кости? Возможно! Знаменитый французский натуралист и естествоиспытатель Жорж Леопо́льд Кювье́, живший в конце XVIII – начале XIX веков сказал: «Дайте мне одну кость, и я восстановлю животное». Но все же затруднения встречаются!

Заявка на участие в VI городской эколого-биологической олимпиаде - student2.ru Вариант 2.А. На картинке изображена кость с зубами рыбы Helicoprion, которая проживала на нашей планете около 310 млн. лет назад. Впервые такая «зубная спираль» была найдена в 1899 году на Урале, и с тех каких только предположений использовании этих зубов не было. Сходство с зубами акулы не подлежит сомнению, на вот как «это» работало было сложно представить. Какие идеи возникают у Вас? Напишите, где эта часть могла быть и какие функции выполнять. Попробуйте придумать свой, пусть фантастический, но биологически обоснованный вариант! Не бойтесь фантазировать!

Заявка на участие в VI городской эколого-биологической олимпиаде - student2.ru Вариант 2. Б. На фотографии скелет хищного плотоядного динозавра диметродона. Обратите внимание на длинные отростки спинных позвонков. Ученые до сих пор не уверены, какую функцию выполняет эта часть тела и как она выглядела на живом динозавре. Пофантазируйте и придумайте внешний вид и функции этой части. Попробуйте придумать свой, пусть фантастический, но биологически обоснованный вариант! Не бойтесь фантазировать.

Технические требования:

· Перед ответом на задание необходимо указать ФИО, школу и класс участника олимпиады

· Рассказы принимаются в электронном виде, в текстовом файле формата *.doc шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, допускается сопровождение ответов иллюстрациями автора.

· Высылайте заявку на участие в олимпиаде и рассказ на электронную почту [email protected]

· Все тексты проверяются на оригинальность. Не стоит копировать текст из сети интернет, важно изучить вопрос и самостоятельно изложить имеющиеся мысли. Это задание направленно на оценку умения мыслить и излагать свои идеи.

Приложение 3.

Наши рекомендации