Список общетеоретических вопросов по гигиене и экологии
Для студентов III курса лечебно-профилактического факультета
- Гигиена, объекты, задачи и цель исследования.
- Санитария, её цель и задачи.
- Характер общественного здравоохранения на различных этапах развития общества.
- Принципы гигиенической регламентации факторов окружающей среды.
- Определение понятия «Экология».
- Основные разделы экологии (Факторальная экология, популяционная экология, биогеоценология).
- Фактор как гигиеническое понятие.
- Определение понятия «Окружающая среда».
- Содержание понятия «Охрана окружающей среды».
- Экологическое воспитание населения.
- Гигиенические регламенты охраны окружающей среды.
- Технологические регламенты охраны окружающей среды.
- Экологические катастрофы.
- Причины загрязнения окружающей среды.
- Связь экологии и гигиены.
- Современные особенности развития гигиены.
- Доброславин – основоположник отечественной гигиены.
- Роль Эрисмана в развитии гигиены.
- Компоненты окружающей среды.
- Природопользование на различных этапах развития общества.
- Сущность понятия «Загрязнение окружающей среды».
- Значение окружающей среды в формировании здоровья человека.
- Роль общественности в охране окружающей среды.
- Основные этапы развития гигиены и санитарии в России.
- Гигиеническое нормирование как основа профилактики заболеваемости населения, обусловленной особенностями жизни, труда и быта.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
- Классификация экологических факторов.
- Климатические факторы и их экологическое значение.
- Топографические факторы и их экологическое значение.
- Гидрохимические факторы и их экологическое значение.
- Эдафические факторы, их экологическое значение.
- Здоровье человека как явления, обусловленное взаимодействием фундаментальных социально-исторических и естественно-природных условий на Земле.
- Системообразующие компоненты охраны окружающей среды.
- Критерии оценки качества охраны окружающей среды.
- Содержание деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
- Виды загрязнения окружающей среды.
- Максимально допустимая нагрузка факторов окружающей среды как гигиеническая проблема.
- Место гигиены в медицине.
- Экологические факторы и их классификация.
- Критерии здоровья.
- Понятие «Здоровье» в истории медицины и определении ВОЗ.
- Составляющие компоненты «Здоровья» и их роль в обеспечении здоровья.
- Системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения.
2. Экзаменационные вопросы по коммунальной гигиене, в том числе по гигиене ЛПУ
- Гигиеническая характеристика способов водоснабжения населённых мест.
- Гигиеническая характеристика источников водоснабжения.
- Эпидемическое значение воды. Признаки и профилактика водных эпидемий.
- Профилактика заболеваний, связанных с микроэлементным и солевым составом воды.
- Санитарные правила устройства и эксплуатации колодцев.
- Сущность гигиенической регламентации вредных химических веществ в воде.
- Мероприятия по предупреждению отрицательного влияния на организм человека вредных химических веществ, поступающих в водоёмы.
- Почва, почвообразующие факторы, влияние почвы на организм человека.
- Санитарное и эпидемическое значение почвы.
- Биогеохимические провинции, основной и дополнительные факторы геохимических болезней.
- Профилактика геохимических болезней.
- Содержание мероприятий по охране почвы от загрязнения.
- Источники и причины загрязнения атмосферного воздуха.
- Влияние загрязнения атмосферного воздуха на условия жизни населения.
- Косвенное (опосредованное) влияние атмосферных загрязнений на организм человека.
- Отдалённые последствия влияния атмосферных загрязнений на организм человека.
- Сущность изолированного, комплексного, комбинированного и периодического действия атмосферных загрязнений на организм человека.
- Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения промышленными предприятиями.
- Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения автомобильным транспортом.
- Урбанизация и охрана здоровья населения современных крупных городов.
- Погода и климат, влияние на организм человека, профилактика метеотропных болезней.
- Гигиеническая характеристика климата пустынь, морского, лесного и степного климата, использование климатических факторов в лечебных и оздоровительных целях (вопрос для 4-х билетов).
- Гигиеническая характеристика современного больничного строительства.
- Санитарные правила спуска больничных сточных вод и удаления твёрдых отбросов.
- Гигиеническая характеристика систем отопления лечебно-профилактических учреждений.
- Физиологическое обоснование норм температуры в различных помещениях больниц.
- Больница и её функции.
- Санитарно-гигиенический режим в больнице.
- Профилактика внутрибольничных инфекций.
- Гигиенические требования к планировке пищеблоков больниц.
- Гигиенические требования к оборудованию пищеблоков больниц.
- Гигиенические требования к транспортировке и хранению продуктов в пищеблоке.
- Гигиенические требования к персоналу пищеблоков.
- Обязанности дежурного врача больницы по контролю за питанием пациентов.
3. Экзаменационные вопросы по гигиене труда
- Гигиена труда, объекты, задачи и цель исследования.
- Понятие о профессиональных вредностях.
- Понятие о профессиональных болезнях и их профилактике.
- Утомление и усталость, профилактика переутомления, гигиенические мероприятия, направленные на повышение работоспособности человека.
- Тяжесть и напряжённость труда, критерии их оценки.
- Гигиеническая характеристика профессий, связанных с перенапряжением отдельных органов и систем, профилактика профессиональных заболеваний.
- Гигиеническая характеристика высокой температуры воздуха как фактора производственной среды и профилактика профессиональных болезней.
- Гигиеническая характеристика низкой температуры воздуха как фактора производственной среды и профилактика профессиональных болезней.
- Гигиеническая характеристика высокой повышенной влажности воздуха как фактора производственной среды и профилактика профессиональных болезней.
- Гигиеническая характеристика атмосферного давления как фактора производственной среды, профилактика кессонной болезни.
- Гигиеническая характеристика профессий, связанных с воздействием инфразвука. Профилактика соответствующих профессиональных заболеваний.
- Гигиеническая характеристика профессий, связанных с воздействием слышимого звука. Профилактика соответствующих профессиональных заболеваний.
- Гигиеническая характеристика профессий, связанных с воздействием ультразвука. Профилактика соответствующих профессиональных заболеваний.
- Гигиеническая характеристика профессий, связанных с воздействием вибрации. Профилактика соответствующих профессиональных заболеваний
- Гигиеническое исследование реакции организма на воздействие шума.
- Электромагнитные излучения радиоволнового диапазона, инфракрасное излучение, видимое излучение (освещение), ультрафиолетовое излучение, лазерное излучение как факторы производственной среды, профилактика неблагоприятного действия на организм человека (вопрос для 5-ти билетов).
- Электрические и магнитные поля как факторы производственной среды, гигиеническое исследование реакций организма на их воздействие, профилактика профессиональных болезней.
- Гигиеническая характеристика производственной пыли, профилактика профессиональных болезней пылевой этиологии.
- Промышленные яды, профилактика отравлений.
- Гигиеническая характеристика условий труда механизаторов (трактористов, комбайнеров), профилактика профессиональных болезней.
- Гигиеническая характеристика условий труда животноводов, профилактика профессиональных болезней.
- Гигиеническая характеристика условий применения ядохимикатов в сельском хозяйстве, профилактика отравлений ядохимикатами.
- Роль врача-терапевта медико-санитарной части в профилактике профессиональных заболеваний работающих.
- Первичная профилактика профессиональных болезней.
- Вторичная профилактика профессиональных болезней.
- Медико-профилактическое обслуживание рабочих промышленных предприятий.
4. Гигиена детей и подростков
- Гигиена детей подростков как наука, определение, цель, объекты и задачи гигиенического исследования.
- Сущность комплексности гигиены детей и подростков.
- Понятие «школьная зрелость», её определение.
- Возрастная периодизация детей и подростков и её значение для гигиены.
- Методы изучения состояния здоровья организованных коллективов в гигиене детей и подростков.
- Критерии оценки состояния здоровья детей и подростков.
- 8, 9, 10. Характеристика I, II, III и IV групп детей и подростков по состоянию здоровья.
11. Особенности гигиенического обеспечения детей и подростков V группы по состоянию здоровья.
12. Физическое развитие как показатель состояния здоровья.
13. Методы исследования физического развития детей и подростков.
14. Методы индивидуальной оценки физического развития детей и подростков.
15. Сущность комплексной индивидуальной оценки физического развития детей и подростков.
16. Сравнительная характеристика методов оценки физического развития.
17. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и его профилактика.
18. Соматометрические показатели и методика их исследования.
19. Гигиенические основы режима дня детей и подростков.
20. Принципы физического воспитания.
21. Гиподинамия и её профилактика.
22.Сущность врачебного контроля за физическим воспитанием.
23. Гигиенические основы трудового воспитания и обучения школьников.
24. Медицинские аспекты профессиональной ориентации подростков.
25. Сущность и значение врачебно-профессиональной консультации.
26. Понятие об акселерации и её значение для педагогики, и медицины.
27. Гигиенические принципы размещения учебно-воспитательных учреждений в населённых местах.
28. Гигиенические требования к земельному участку дошкольных учреждений.
29. Гигиенические принципы проектирования дошкольных учреждений.
30. Гигиенические принципы проектирования школьных зданий.
31. Гигиенические требования к мебели и оборудованию для детей и подростков.
32. Гигиенические требования к школьной парте.
33. Гигиенические требования к рассаживанию детей в классе.
34. Медицинское обеспечение детей и подростков.
35. Профилактика близорукости у детей и подростков.
36. Виды осанки и профилактика нарушения осанки.