Онтроль и управление самостоятельной работой студентов

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе проведения семинарских (практических) занятий по результатам их выступлений с рефератами и при обсуждении различными методами («круглые столы», деловые игры и др.) вопросов по соответствующей теме, по тестам.

Преподавателем в конце каждой лекции доводится до студентов тема предстоящего семинарского занятия, кратко излагается, на что следует обратить особое внимание при подготовке в ходе самостоятельной работы.

Критериямиоценки результатов самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения учебного материала по каждой конкретной теме и по дисциплине в целом, оцениваемый на семинарских занятиях;

- умение студента использовать теоретические знания при написании реферата;

- умение четко, логично и доходчиво для студентов изложить в устной форме содержание темы реферата и ответить на возникшие у них вопросы по теме реферата;

- обоснованность и четкость изложения ответов на вопросы преподавателя;

- правильность ответов на тесты.

Управлениесамостоятельной работой студентов может осуществляться через различные формы контроля и обучения, например:

- консультации (установочные, тематические), в ходе которых студенты должны осмыслить полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь;

- следящий контроль, осуществляемый на лекциях, семинарских занятиях, в форме собеседования, устных ответов студентов, тестов, организации дискуссий и диспутов;

- текущий контроль, осуществляемый в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера: доклады на научно- студенческих конференциях, рефераты;

- итоговый контроль, осуществляемый через систему зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом по дисциплине «Экология».

2. ПЕРЕЧЕНЬТЕМ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ В ХОДЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

о лекции «Биосфера и ее строение» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Предмет экологии, ее структура, задачи экологии. Биосфера».

В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде, материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.

Темы рефератов:

1. Предмет экологии, ее структура и задачи;

2. Биосфера как глобальная экосистема;

3. Гидросфера и ее строение, состав водных ресурсов.

Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:

1. Строение и состав атмосферы и литосферы;

2. Живое вещество биосферы, его функции;

3. Сущность и содержание круговорота веществ в биосфере;

4. Факторы, определяющие устойчивость биосферы;

5. Ноосфера и ее суть.

Тестовые задания по теме:

ариант №1

1) Термин экология ввел:

а) Вернадский; б) Одум; в) Геккель; г) Докучаев.

2) Экология – это наука, изучающая:

а) взаимоотношения животных и растений;

б) проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов;

в) проблемы выживания человека в ОС;

г) взаимоотношения живых организмов с окружающей природной средой.

3) Комплекс природных тел и явлений, с которым организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называется:

а) экосистема; б) фактор; в) среда.

4) Сообщество организмов, населяющее данную территорию, называют:

а) биогеоценоз; б) биоценозом; в) экосистема.

5) Экология личности, экология культуры, этноэкология относятся:

а) к общей экологии; б) к социальной экологии; в) к прикладной экологии; г) к синэкологии; д) к антропоэкологии.

ариант №2

6) Биотические факторы среды – это:

а) совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;

б) физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки;

в) соотношение между энергией, полученной организмом извне, и её расходом на посторонние тела и процессы жизнедеятельности;

г) экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность и жизнедеятельность организмов.

7) Основные практические направления развития экологии:

а) природопользование, охрана ОС, экологическая безопасность;

б) природопользование, охрана ОС, развитие технополисов;

в) охрана ОС, экологическая безопасность.

8) Антропогенные факторы – это:

а) формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;

б) совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;

в) совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий;

г) группа факторов, связанных как с прямым, так и опосредованным влиянием живых организмов на среду.

9) Сообщество организмов, населяющее данную территорию, называют:

а) биогеоценоз; б) биоценозом; в) экосистема.

10) Какое из определений соответствует понятию «биосфера»:

а) своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами;

б) выраженное в единицах массы или энергии количество живого вещества тех или иных организмов, приходящееся на единицу площади;

в) среда, создаваемая или видоизменяемая сообществом организмов;

г) концентрические слои, охватывающие всю планету меньшего геохимического и историко-эволюционного отличия, чем геологическая оболочка планеты;

д) природный комплекс, возникший в слое взаимодействия литосферы, гидросфера и атмосферы.

ариант №3

11) В соответствие с учением В.И. Вернадского ноосфера Земли - это:

а) биосфера, преобразуемая промышленной деятельностью человека;

б) особая оболочка Земли, включающая общество с индустрией;

в) качественно новое состояние биосферы, при котором разум человека впервые становится мощной геологической силой;

г) своеобразный «мыслящий пласт», порождающий вне биосферы Земли.

12) Живое вещество – это:

а) совокупность и биомасса живых организмов в биосфере;

б) «Сфера разума», высшая стадия развития биосферы;

в) совокупность биогеоценозов поверхности Земли;

г) особи, совместно живущие на каком-то пространстве;

д) совокупность условий существования человеческого общества.

13) Как называется среда обитания, которая характеризуется жидким агрегатным состоянием и в зависимости от глубины может быть как аэробной, так и анаэробной?

а) водная среда; б) наземная среда; в) среда развитая; г) природная среда.

14) Человек является частью:

а) тропосферы; б) биосферы; в) гидросферы; г) литосферы.

15) Способность организма переносить неблагоприятное влияние ОС; область устойчивого существования вида живых организмов называется:

а) адаптацией; б) фотосинтезом; в) хемосинтезом; г) экологической толерантностью.

о лекции «Экологические системы» в ходе самостоятельной работы студентами изучается тема, выносимая на семинарское занятие «Экологические системы. Взаимоотношения организмов и среды».

В ходе самостоятельной работы студенты готовят рефераты в письменном виде и материалы для обсуждения (дискуссий) по вопросам данной темы и ответы на тестовые задания.

Темы рефератов:

1. Экологические системы и их разнообразие;

2. Водные экосистемы и их составляющие;

3. Основные законы экологии и их особенности.

Перечень самостоятельно изучаемых студентами вопросов, выносимых на семинарское занятие:

1. Основные среды обитания организмов и последовательность их освоения различными организмами;

2. Источники тепловой энергии, используемой организмами, их сущность;

3. Продуценты, консументы, редуценты, их роль в экосистеме;

4. Отличительные особенности водных экосистем от наземных;

5. Какие цепи питания реализуются в природе. Что такое трофический уровень;

6. Основные правила и принципы устойчивости экосистем.

Тестовые задания по теме:

ариант №1

1) Любое сообщество живых и их среда обитания - это:

а) экосистема; б) биотоп; в) биоценоз; г) биосфера.

2) В экосистему должны входить:

а) продуценты, консументы и редуценты; б) достаточно продуцентов и редуцентов; в) достаточно продуцентов и консументов.

3) Передача энергии в экосистеме происходит последовательно:

а) от редуцентов через продуцентов к консументам; б) от продуцентов через консументов к редуцентам; в) от консументовчерезредуцентов к продуцентам.

4) Какой процент солнечной энергии используется растениями в процессе фотосинтеза:

а) 1 %; б) 10 %; в) 70 %.

5) Популяцией называют:

а) относительно изолированную группу особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство;

б) совокупность живых организмов одного вида и природной среды, в которой они обитают;

в) совокупность всех видов обитающих на данной территории.

Вариант №2

6) Чем больше биомасса популяции, тем занимаемый ею трофический уровень:

а) выше; б) ниже; в) кол-во биомассы не зависит от трофического уровня;

7) Закон пирамиды энергии утверждает, что с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой:

а) не более 1 % энергии; б) более 50 % энергии; в) не более 10 % энергии.

8) В экосистему должны входить:

а) продуценты, консументы и редуценты; б) достаточно продуцентов и редуцентов;

в) достаточно продуцентов и консументов.

9) Передача энергии в экосистеме происходит последовательно:

а) от редуцентов через продуцентов к консументам; б) от продуцентов через консументов к редуцентам; в) от консументов через редуцентов к продуцентам.

10) Трофический уровень – это:

а) положение организма относительно основного источника, поступающего в сообщество энергии;

б) предел плотности популяции;

в) повышение уровня конкуренции и увеличение разнообразия видов организмов;

г) диапазон толерантности данного вида организмов.

ариант №3

11) Закон пирамиды энергии утверждает, что с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой:

а) не более 1 % энергии; б) более 50 % энергии; в) не более 10 % энергии.

12) Место вида в экосистеме, определяемое его биотическим потенциалом и совокупностью факторов внешней среды, к которым он приспособлен, называется:

а) экологической нишей; б) биоценозом; в) геобиоценозом; г) популяцией.

13) Устойчивость природных экосистем связана с:

а) высокой продуктивностью растений; б) наличием массы органических веществ; в) большим видовым разнообразием; г) интенсивностью работы микроорганизмов.

14) Естественное загрязнение - это:

а) естественный фон в регионе; б) загрязнение, возникшее в результате мощных природных процессов; в) загрязнение, возникшее из-за влияния человека; г) загрязнение почвы.

15) С повышением температуры в водоёме уменьшается количество:

а) тяжелых металлов; б) кислорода; в) углекислого газа; г) хлорида натрия.

Наши рекомендации