Уровень сформированности нравственных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Девчонки, мальчишки – вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!

Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такиекачества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Программа «Дорогой добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

¾ коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

¾ коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

¾ ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

¾ общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программыявляется развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:

- литературное чтение – экология – технология.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 год обучения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Ø создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

ЗАДАЧИ:

¾ воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

¾ формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

¾ формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

¾ акции;

¾ трудовые дела;

¾ праздники;

¾ беседы;

¾ конкурсы;

¾ выставки;

¾ экскурсии;

¾ социальная проба;

¾ творческие дела.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ø различать хорошие и плохие поступки;

Ø проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Ø устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ø проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

Ø знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Ø оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;

Ø уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.

Станции:

¾ Литературная;

¾ Экологическая;

¾ Семейная;

¾ Трудовая;

¾ Сретенская.

№ п/п Направления деятельности Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие -
2. Станция «Литературная»
3. Станция «Экологическая»
4. Станция «Семейная»
5. Станция «Трудовая»
6. Станция «Сретенская»
7. Итоговое занятие и выставка
  Всего

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Плановые сроки прохождения Тема занятия Примечание
План. Факт.
1.     Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)  
2.     Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Работа на пришкольном участке.  
3.     Станция «Экологическая»: аллея ветеранов. Трудовой десант по уборке территории аллеи.  
4.     Станция «Сретенская»: Встреча «Давайте, познакомимся».  
5.     Станция «Экологическая»: знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями  
6.     Станция «Семейная»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей  
7.     Станция «Семейная»: акция «Моя мама»  
8.     Станция «Трудовая»: операция «Чистый класс»  
9.     Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница»  
10.     Станция «Литературная»: В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки  
11.     Станция «Трудовая»: операция «Подари игрушку детям»  
12.     Станция Сретенская»: операция «Подари игрушку детям»  
13.     Станция Сретенская»: «День согласия и примирения»  
14.     Станция «Трудовая»: работа в районной библиотеке: операция «Книжкина больница»  
15.     Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений)  
16.     Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?»  
17.     Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов  
18.     Станция «Трудовая»: изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников  
19.     Станция Сретенская»: «Рождество Христово»  
20.     Станция «Семейная»: акция «Ангел милосердия»  
21.     Станция «Семейная»: операция «Поздравляем с праздником»  
22.     Станция «Экологическая»: операция «Береги лесную красавицу»  
23.     Станция «Трудовая»: работа в школьной теплице – посадка лука  
24.     Станция «Экологическая»: работа в живом уголке – уход за рыбками  
25.     Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки  
26.     Станция «Семейная»: Акция «Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям)  
27.     Станция «Трудовая»: изготовление поделок к Светлой Пасхе  
28.     Станция Сретенская»: « Светлая Пасха»  
29.     Станция «Экологическая»: акция «Чистый двор»  
30.     Станция «Семейная»: фото – конкурс, выставка рисунков «Потому так счастлив я, что со мной моя семья».  
31.     Станция «Трудовая»: работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов  
32.     Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)  
33.     Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам работы.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Теоретические знания

Знакомствос понятием«добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Практическая работа

Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

Станция «Литературная»

Книга - твой друг

Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.

Теоретические знания

Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя.

Практическая работа

Изготовление книжек – малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов.

Станция «Экологическая»

Человек – друг природы. Природа – мой дом.

Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю; животному миру.

Теоретические знания

Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Оборудование аквариума. Основные группы рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Правила поведения на школьном участке.

Практическая работа

Трудовой десант по уборке территории аллеи ветеранов. Работа на пришкольном участке – прополка, полив, рыхление почвы. Работа в зелёном уголке – полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений. Работа в «живом» уголке – освоение приёмов очистки стенок аквариума. Акции «Чистый двор», «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу».

Станция «Семейная»

В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей.

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье

Теоретические знания

Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери».

Практическая работа

Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада.

Станция «Трудовая»

Воля и труд дивные всходы дают.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.

Теоретические знания

Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани, пластилина. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Условия содержания растений в теплице. Правила ухода за растениями в теплице.

Практическая работа

Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала. Высаживание рассады цветов, посадка лука на зелень. Трудовые дела: «Чистый класс».

Станция «Сретенская»

С кем живешь, с тем и слывешь.

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.

Теоретические знания

История возникновения памятника Минину и Пожарскому. Традиции и обычаи русского народа.

Практическая работа

Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада: «День согласия и примирения», «Рождество Христово», «Светлая Пасха».

Итоговое занятие

Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы.

Практическая работа

Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.

4. Программа воспитания и социализации

5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.

Уровень сформированности нравственных

Качеств учащихся

(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала

Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)

Уровень сформированности нравственных - student2.ru Ф.И. учащегося Нравственные качества
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Перечень нравственных качеств личности:

1. Дисциплинированность

2. Ответственность за выполнение поручений

3. Адекватность восприятия критики

4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)

5. Конфликтность

6. Коммуникативность (общительность)

7. Честность

8. Сотрудничество

9. Креативность (одарённость, талантливость)

Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся – длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов – от «0» до «3».

Наши рекомендации