И оформлению контрольных работ

Дошкольное образование

Стаханов

2016 г.

Методические указания по выполнения контрольных работ по дисциплине "Экология" для студентов заочной формы обучения по специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Составитель О. В.Беспалова

Утверждены предметно-цикловой комиссией естественно-математических дисциплин

Протокол № ___ от "___"____________ 2016 г.

Председатель ПЦК ______________ О.В.Ермолаева

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление..................................................................................................... 4

Рекомендации по написания и оформления контрольных работ................ 5

Варианты тем контрольных работ............................................................... 6

Вопросы к зачету........................................................................................... 16

Список литературы....................................................................................... 17

Приложение А.

Образец оформления титульной страницы контрольной работы.............. 18

ВСТУПЛЕНИЕ

Одной из основных причин современных экологических катастроф является интенсивное развитие народно-хозяйственной деятельности. Непомерная нагрузка на окружающую естественную среду, нарушение нормальных законов развития и функционирования - вот наиболее опасные спутники этого процесса. К тому же, в результате постоянного нагромождения количественных изменений под воздействием антропогенного вмешательства в природе активно возникают и развиваются новые нежелательные процессы. Как правило, они носят разрушительный и необратимый характер.

Цель дисциплины "Экология" - формирование фундаментальных базовых знаний по теоретической экологии и, используя знание о строении и функционировании природы нашей планеты (биологию, почвоведение, геологию, гидрологию, климатологию, географию и другую), формирования способности оценивать современное экологическое состояние и умение принятия управленческих решений относительно охраны и защиты окружающей естественной среды, рационального природопользования и, в конечном результате, защиты здоровья человека и здоровья природы Земли.

Для успешного освоения знаний студентами рабочей программы предусмотрено выполнение контрольной работы, которая является необходимым этапом подготовки специалистов образовательно-квалификационных уровней "младший специалист" и "бакалавр". Данные методические рекомендации помогут в самостоятельном их написании, а также сориентируют в выборе темы и приблизительного плана этого творческого задания.

Данные методические указания содержат 25 вариантов тем контрольных работ по дисциплине. Кроме предложенного плана, подается перечень заданий, которые необходимо выполнить в процессе написания контрольной работы. Согласно поставленных заданий студентами формулируются соответствующие выводы и, по возможности, современные решения относительно решения проблем охраны окружающей среды на современном этапе общественного развития.

Студентам предлагается также перечень рекомендованной литературы для написания контрольной работы, требования к оформлению работы, сроки ее представления для проверки преподавателем.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Целью выполнения контрольной работы является систематизация, расширение и углубление теоретических и практических знаний по изучаемой дисциплине.

Контрольные работы проводятся с целью проверить усвоение программного материала и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать помощь в самостоятельном овладении материалом. Все это используется для того чтобы научить студента связывать теорию с практикой, использовать литературу, статистические данные, уметь популярно излагать сложные вопросы, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Контрольную работу по учебной дисциплине "Экология" студенты выполняют в соответствии с утвержденной тематикой согласно списка. Вариант тем контрольной работы определяется по порядковому номеру студента в журнале. Кроме того, по согласованию с преподавателем, студенты может предложить свой вариант темы контрольной работы.

Выбирая тему, целесообразно ознакомиться с соответствующими литературными источниками для того, чтобы получить общее представление о выбранной теме. После изучения необходимой литературы и составления плана можно начать написание контрольной работы.

Контрольная работа должна включать:

1. Титульный лист

2. План работы

3. Вступление

4. Материал, который предусматривает непосредственное освещение вопросов работы

5. Вывод

6. Список использованной литературы.

Объем контрольной работы - не больше 10 страниц, формату А-4, набранных в редакторе Microsoft Word; шрифт текста - TimesNewRoman, размер 14, через интервал 1,5; поля со всех сторон - 20 мм Оформленная контрольная работа сдается преподавателю по этой дисциплине.

Следует отметить, что неотрецензированная или недоработанная относительно замечаний преподавателя контрольная работа лишает студента возможности получить позитивный результат.

Контрольную работу можно сдать непосредственно преподавателю или выслать по электронному адресу:

[email protected]

ВАРИАНТЫ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1: "Экология - наука ХХІ века"

План

1. Основные этапы развития науки экологии.

2. Роль выдающихся ученых в развитии экологических знаний.

3. Методы современной экологии. Их основные проблемы.

4. Задание общей экологии.

5. Новейшие отрасли экологии.

Задание

1. Выяснить особенности становления экологии, как науки.

2. Определить из какой области знаний отделилась экология и какие науки она объединяет сегодня.

3. Какие методы использует современная экология.

Тема 2: "Экологические факторы и их влияние на жизнедеятельность организмов"

План

1. Уровни организации жизни.

2. Классификация экологических факторов.

3. Экологические факторы и среда жизни.

4. Влияние деятельности человека на изменение факторов среды.

Задание

1. Показать особенности экосистемного уровня среди организации жизни.

2. Выяснить какие существуют типы экологических факторов.

3. Показать роль адаптации живых организмов к переменным условиям среды.

4. Привести примеры приспособительных реакций организмов к биотическим и абиотическим факторам среды.

5. Дать сравнительный анализ разных видов взаимодействий между живыми организмами.

Тема 3: "История развития экологии"

План

1. История становления экологии как науки.

2. Основные категории и законы экологии.

3. Объекты и методы исследований в экологии.

4. Суть и особенности заданий, которые стоят перед экологической наукой.

5. Место экологии в системе естественных наук.

Задание

1. Дать определение экологии.

2. Охарактеризовать структурные подразделения общей экологии.

3. Объяснить суть основных экологических понятий и законов.

4. Охарактеризовать связки экологии с другими науками.

5. Проанализировать историческую ценность существования биосферных законов. Привести примеры их действия в обществе, экономике.

Тема 4: "Факториальная экология"

План

1. Классификацию экологических факторов.

2. Закон "минимума" Либиха. Его роль в экологических исследованиях.

3. Закон толерантности Шелфорда. Его роль в экологических исследованиях.

4. Формы биотических отношений.

5. Антропогенные факторы.

Задание

1. Научиться различать ресурсы и условия существования живых организмов и знать основные их виды.

2. Привести примеры трофических цепей, которые есть в известных Вам экосистемах и определить, к какому типу они относятся.

3. Привести примеры законов экологии, известных из Ваших собственных наблюдений.

Тема 5: "Естественный потенциал территории Донбасса"

План

1. Состояние изученности проблемы.

2. Виды природных ресурсов, их классификация.

3. Обеспеченность территории Донбасса разными видами природных ресурсов.

4. Экологическое состояние Донбасса.

5. Связь естественного потенциала территории и возможностью к самоочистке естественных сред.

Задание

1. Исследовать вопрос изученности и наличия природных ресурсов на Донбассе

2. Выучить социальное и экономическое значение природных ресурсов для государства.

3. Дать свое толкование выражения "является ли Донбасс самообеспечительной системой".

4. Раскрыть суть проблемы развития Донбасса на современном этапе по вопросам экологии.

Тема 6: "Глобальная экология"

План

1. Происхождение и эволюция биосферы.

2. Определение понятий биосфера, ноосфера, структурные части биосферы.

3. Свойства живого вещества.

4. Биогеохимические циклы важных химических элементов в биосфере.

5. Энергетический баланс биосферы.

Задание

1. Выяснить, в чем заключается безусловная важность наличия атмосферы для живых организмов.

2. Объяснить, в чем заключается главная особенность почвы как естественного тела.

3. Назвать основные лесные районы планеты и описать их особенности.

4. Объяснить, в чем заключается концентрационная функция живых организмов.

5. Проиллюстрировать способность экосистем к самоочистке.

Тема 7: "Демэкология (экология популяций)"

План

1. Понятия популяции, их размеры, виды.

2. Основные популяционные параметры. Динамика популяций.

3. Пространственная, возрастная, половая и иерархическая структуры популяций.

4. Факторы, которые вызывают колебание численности популяции.

5. Типы взаимоотношений между популяциями.

Задание

1. Дать определение популяции и назвать критерии популяций.

2. Объяснить разницу между биотопом популяции и экологической нишей.

3. Привести примеры определения численности популяции.

4. Выяснить какими критериями определяется экологическая емкость среды.

5. Определить от чего зависит вертикальная структура популяций.

Тема 8: "Синэкология (экология группировок)"

План

1. Биоценотическая классификация организмов.

2. Трофическая, пространственная, экологическая структура биоценоза.

3. Видовой состав биоценоза.

4. Типы сукцессий.

5. Индикативное значение организмов.

Задание

1. Дать определение биоценоза.

2. Определить структуру биоценоза.

3. Обнаружить видовой состав биоценоза.

4. Определить типы сукцессий.

Тема 9: "Природные ресурсы Земли"

План

1. Современные представления о природных ресурсах.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Связь природных ресурсов между собой.

4. Виды использования природных ресурсов человеком.

5. Природные ресурсы на Луне, Венере, Меркурии, Марсе и других планетах.

Задание

1. Дать классификацию природным ресурсам.

2. Выяснить какие из них принадлежат к исчерпаемым.

3. Показать, как человек использует ресурсы в процессе жизнедеятельности на конкретных примерах.

4. Показать схематически связки между разными типами природных ресурсов.

5. Смоделировать, как человек будет выживать, используя ресурсы других планет.

Тема 10: "Проблема антропогенного влияния на биосферу"

План

1. Источники антропогенного загрязнения окружающей среды.

2. Источники и последствия загрязнения атмосферы.

3. Источники загрязнения воды.

4. Загрязнение почв.

5. Влияние загрязнения биосферы на здоровье людей.

6. Состояние воздушной среды Донбасса.

Задание

1. Выяснить, что является главными причинами глобального экологического кризиса. Привести примеры.

2. Охарактеризовать основные вещества - загрязнители окружающей среды (атмо-, гидросферы, почв) и их источника поступления к биосфере земли.

3. Выяснить суть глобальных экологических проблем.

4. Выяснить состояние окружающей естественной среды в мире.

Тема 11: "Экология и практическая деятельность человека"

План

1. Пути влияния человеческого общества на окружающую естественную среду.

2. Источники экологического кризиса и их влияние на биосферу.

3. Природные опасные явления и процессы.

4. Техногенные опасные явления и процессы.

5. Экологически особенно опасные процессы

Задание

1. Назвать, какими веществами загрязняется атмосфера, гидросфера и почвы.

2. Уметь назвать категории антропогенных загрязнителей и основные виды загрязнения естественной среды.

3. Перечислить районы и случаи экологических катастроф, указать их причины и последствия.

4. Дать определение понятиям «экологическая катастрофа» и «экологическая опасность».

5. Назвать основные механизмы деградации биомов и вымирания отдельных организмов.

6. Дать описание механизма и причин эвтрофикации водоемов.

Тема 12: "Гармония или трагедия в отношениях между природой и человеком"?

План

1. Масштабы влияния на окружающую среду.

2. Эволюция взаимодействия человека и естественной среды.

3. Энергетика и охрана окружающей среды.

4. Охрана жизненно важных условий существования человеческого организма (воздуха, воды, почвы, биоты).

Задание

1. Исследовать вопрос масштабов влияния человека на окружающую среду на современном этапе.

2. Изучить вопрос исчерпаемости энергетических ресурсов и одновременного негативного влияния на окружающую среду при их использовании.

3. Проиллюстрировать перераспределение химических элементов в среде в результате антропогенной деятельности.

4. Предложить ряд важных и первоочередных заданий в решении проблемы взаимоотношений человека и природы.

Тема 13: "Бомбы медленного влияния на биосферу Земли"

План

1. Биосфера - мощная саморегулирующаяся система.

2. Составляющие биосферы.

3. Загрязнение водных ресурсов.

4. Мусор и твердые отходы.

5. Химизация народного хозяйства.

6. Физические негативные влияния.

Задание

1. Исследовать толкование термина биосфера разными учеными.

2. Изучить, кто является основателем учения о биосфере и почему?

3. Исследовать в чем заключается разрушительный характер антропогенного влияния на биосферу.

4. Проиллюстрировать виды негативного влияния на биосферу.

5. Смоделировать, что ожидает биосферу в будущем.

Тема 14: "Антропогенное влияние на атмосферу"

План

1. Роль атмосферы в жизни человека. Функции атмосферы.

2. Виды и источники загрязнения.

3. Транспортировка загрязняющих веществ в атмосфере.

4. Глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы.

5. Охрана атмосферы от загрязнения.

Задание

1. Выяснить роль атмосферы в жизни человека. Проиллюстрировать примерами.

2. Охарактеризовать загрязняющие вещества и их влияние на живые организмы.

3. Сделать прогноз состояния атмосферы на будущее.

4. Предложить мероприятия для предотвращения загрязнений атмосферы.

Тема 15: "Антропогенное влияние на гидросферу"

План

1. Роль гидросферы в жизни человека. Мировые запасы воды.

2. Виды и источники загрязнения вод.

3. Трансформация загрязняющих веществ в гидросфере.

4. Проблема исчерпаемости гидросферы - миф или реальность?

5. Пути выхода из экологического кризиса.

Задание

1. Выяснить роль гидросферы для живых организмов, человека, хозяйства.

2. Выяснить роль гидросферы в зарождении жизни на Земле.

3. Выучить виды и источники поступления загрязняющих веществ в гидросферу.

4. Предложить мероприятия для решения экологической проблемы.

Тема 16: "Заповедное дело"

План

1. Природоохранные территории.

2. Заповедники, заказники, национальная парка: определение, функции, типы, биологическое, географическое и социально-экономическое значение.

3. Роль мировой системы естественных заповедных территорий в решении проблемы выхода из глобального экологического кризиса.

4. Современное состояние, проблемы и перспективы национального естественного фонда Донбасса.

5. Экологический мониторинг заповедных территорий (типы и масштабы мониторинга, его значения).

6. Организационно-правовые основы ведения заповедного дела. Основы заповедного ведения хозяйства.

Задание

1. Выучить основные понятия относительно природоохранных территорий, их цель создания, задания.

2. Выяснить в чем заключается биологическое, географическое и социально-экономическое значение природоохранных территорий.

3. Предложить систему мониторинга за природоохранными объектами.

Тема 17: "Антропогенное влияние на литосферу"

План

1. Роль литосферы в жизни человека, промышленности, хозяйстве.

2. Виды нарушений геологической среды.

3. Пути поступлений загрязняющих веществ в литосферу.

4. Последствия загрязнения и нарушения геологической среды.

5. Пути преодоления экологического кризиса.

Задание

1. Выяснить какая роль отводится геологической основе в жизни человека и хозяйственной деятельности.

2. Выяснить какая роль отводится современным и давним геопроцесам в формировании земной поверхности, атмосферы, гидросферы.

3. Выяснить какие изменения происходят в литосфере в результате физического и химического загрязнения.

4. Выяснить какой тип отходов образуется при горнодобывающем производстве и каким образом это влияет на окружающую среду.

5. Предложить ряд мероприятий для улучшения состояния литосферы.

Тема 18: "Антропогенное влияние на почвы"

План

1. Общие сведения о почвах.

2. Роль почв в жизни человека.

3. История образования почв. Классификация типов почв в зависимости от климатических условий, температуры, влажности и тому подобное.

4. Причины деградации почв, последствия их загрязнения.

5. Охрана почв.

Задание

1. Дать характеристику почвам, как минерально-органическому субстрату.

2. Описать роль почв в жизни человека и в биологическом круговороте атомов.

3. Выяснить, как образовались почвы.

4. Проиллюстрировать последствия нарушения почв.

5. Предложить мероприятия для улучшения их экологического состояния.

Тема 19: "Радиоактивное загрязнение биосферы".

План

1. Общие сведения о радиации.

2. Естественные и антропогенные источники радиации.

3. Влияние радиации на живые организмы и экосистемы.

4. Последствия аварии на ЧАЭС.

5. Мероприятия для улучшения экологической ситуации на радиационно загрязненных территориях и для предупреждения радиационного загрязнения.

Задание

1. Описать общие свойства радиоактивных элементов.

2. Проанализировать историю изучения радиоактивности элементов.

3. Проиллюстрировать влияние радиоактивности на живые организмы и экосистемы.

4. Проанализировать последствия влияния аварии на ЧАЭС.

5. Предложить мероприятия относительно улучшения экологической ситуации.

Тема 20:" Проблемы ветроэнергетики"

План

1. Суть современного энергетического кризиса общества.

2. Виды альтернативных источников энергии.

3. Автономные ветроэнергетические установки.

4. Концепция развития ветроэнергетики на Донбассе и других государствах.

5. Экологическое значение ветроэнергетики.

Задание

1. Дать определение современным видам экологического кризиса общества.

2. Выделить суть энергетического кризиса, его природу.

3. Изучить виды альтернативных источников энергии.

4. Исследовать автономную ветроэнергетическую установку, дать ее основные характеристики.

5. Сформулировать в чем заключается экологичность нетрадиционной ветроэнергетики.

Тема 21: "Глобальные экологические проблемы"

План

1. Суть глобальных проблем, их виды.

2. Суть проблемы энергообеспечения.

3. Проблемы недостатка продуктов питания.

4. Проблемы загрязнения биосферы Земли.

5. Пути выхода из глобального экологического кризиса.

Задание

1. Дать определение понятию глобального экологического кризиса.

2. Классифицировать виды и подвиды глобальных экологических проблем.

3. Проиллюстрировать проблемы парникового эффекта, уменьшения толщины озонового экрана, кислотных дождей.

4. Кризис общественной духовности - дать свое понимание этого высказывания.

5. Предложить пути выхода из глобального экологического кризиса.

Тема 22: "Природоохранные территории"

План

1. Заповедное дело.

2. Государственные заповедники и заказники.

3. Государственная естественная национальная парка.

4. Достопримечательности природы, ботанические сады, дендрологическая парка, заповедные урочища.

5. Правовые основы охраны природы.

Задание

1. Выучить вопрос охраны природы в Европе, мире.

2. Дать понятие ресурсоиспользование и ресурсосбережение при создании природоохранных территорий.

3. Обнаружить формы взаимодействия человека и природы в пределах охранных территорий.

4. Сделать свой вывод, почему данная тематика относится к проблеме стратегии и тактики выживания человечества.

Тема 23: "Экологическое право "

План

1. Экологическое право. Правовые аспекты охраны природы.

2. Организация охраны природы.

3. Международное сотрудничество по проблемам охраны природы.

4. Экологическая политика.

5. Нормативно-правовые акты, которые регулируют экологические отношения.

6. Объекты и принципы правовой охраны окружающей среды.

7. Пути осуществления экологической безопасности.

8. Экологические права и обязанности граждан относительно охраны окружающей среды.

9. Управление в отрасли охраны окружающей среды.

Задание

1. Определить суть и задание экологической экспертизы, функции контроля и присмотра в отрасли охраны окружающей среды.

2. Охарактеризовать законодательство, которое регулирует использование природных ресурсов.

3. Дать характеристику естественным территориям и объектам, которые подлежат особенной охране.

4. Объяснить суть юридической ответственности за нарушение экологического законодательства.

Тема 24: "Экология человека"

План

1. Человек как объект исследования медицинской экологии и источник антропогенного влияния.

2. Виды и формы нарушения функционирования человеческого организма в результате вредных факторов среды.

3. Влияние радиации на организм человека.

4. Влияние химических загрязнений на человеческий организм.

5. Пути преодоления общественного экологического кризиса.

Задание

1. Выяснить основные факторы негативного влияния окружающей среды на человека.

2. Определить есть зависимость между загрязнениями среды существования и заболеваниями людей. Проиллюстрировать это.

3. Выучить основные формы заболеваний в результате антропогенных загрязнений среды.

4. Определить какие основные органы, системы органов страдают при негативных факторах среды.

5. Выделить основные группы населения, которые в большей мере страдают от негативных факторов среды.

Тема 25: "Экология города (села)"

План

1. Ландшафтно-географическая характеристика.

2. Основные загрязнители.

3. Состояние очистных сооружений.

4. Мусорные полигоны, животноводческие комплексы, использования минеральных удобрений и ядохимикатов.

5. Проектирование систем очистки сточных вод, складирования бытовых отходов и тому подобное.

Задание

1. Изучить естественные факторы формирования экологической ситуации в городе (селе).

2. Изучить основные источники поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.

3. Изучить каким образом влияют мусорные свалки, животноводческие комплексы, использования ядохимикатов на экологическую ситуацию вашего города (села).

4. Предложить систему мониторинга местности.

5. Предложить мероприятия для "оздоровления" сельской экосистемы.

ВОПРОС К ЗАЧЕТУ

1. Сущность понятия «экология».

2. Что изучает аутэкология, синэкология, демэкология.

3. Классификация экологических факторов.

4. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

5. Понятие о ноосфере.

6. Понятие об экологической нише.

7. Понятие об экологической пирамиде.

8. Геосферы планеты Земля: атмосфера, гидросфера, литосфера.

9. Понятие о «фотосинтезе».

10. Антропогенное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу.

11. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры, глобальное потепление.

12. Экологическое образование. Экологическая культура.

13. Понятие об экологическом кризисе и экологической катастрофе.

14. Экологическое право.

15. Понятие о «естественно-заповедном фонде».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малимон С. С. Основы экологии : учебник. - Винница: Новая книга, 2009. - 240 с.

2. Проект закона Украины «О концепции устойчивого развития Украины» от 25.04.01. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rada.gov.ua/press/ses 9/06-03-2002.htm.

3. Джигирей В.С. Основы экологии. К. - 1998. 203с.

4. Запольський А.К., Салюк А.І. Основы экологии : Учебник / За редакторшей К.М.Ситника. - К: Высшая шк., 2001. - 358с.

5. Кудрявый В.П. Экология. - Львов: Мир, 2001 - 500с.

6. Білявський Г.О. и др. Основы экологических знаний : Пробный масс. учебник для учеников 10-11 кл. средних загальноосв. заведений / Г.О.Білявський, С. О. Фурдуй, І.Ю.Костіков. - К.: Лыбидь, 2000. - 336с.

7. Злобін Ю.А. Основы экологии. К.: - Изд-во "Лібра", ООО, 1998, 248с.

8. Основы экологии. Учебное пособие. / Корсак К.В., Плахотнік О. В. / 1998, Киев, МАУП

Приложение А

Наши рекомендации