Троянов о.м., панфилова л.н.
Рабочая программа учебной дисциплины
ЭКОЛОГИЯ
Направление подготовки
280700.62 «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
КВАЛИФИКАЦИЯ (степень) «БАКАЛАВР»
Санкт-Петербург
2012
Рецензенты:
Ф.А. Тарасов, кандидат военных наук, доцент
(ФГВОУ ВПО ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова);
А.А. Таранцев, доктор технических наук, профессор
(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России).
Троянов О.М., Панфилова Л.Н.
Экология:Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) – «бакалавр»). – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012. – 26 с.
Учебная дисциплина «Экология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) – «бакалавр»).
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (протокол № __ от «___» __________ 2012 г).
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012
1. Цели и задачи дисциплины «Экология»
Цели освоения дисциплины «Экология»:
· ознакомление обучающихся с концептуальными основами экологии как фундаментальной науки об экосистемах и биосфере;
· формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем;
· воспитание навыков экологической культуры.
В процессе освоения дисциплины «Экология» обучающийся формирует и демонстрирует
общекультурные компетенции:
· компетенции сохранения здоровья (знания и соблюдения норм здорового образа жизни; физическую культуру) (ОК-1);
· владение культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
· способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);
профессиональные компетенции:
· способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);
· способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей (ПК-8);
· способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);
· готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-12).
Задачи дисциплины «Экология»:
· ознакомить обучающихся с глобальными проблемами окружающей среды как с реальностью ХХI века и идеей оптимизации окружающей природной среды, методами анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;
· показать деятельность человека как особый экологический фактор, ознакомить с фактами, подтверждающими глобальный, национальный и локальный характер экологических проблем и с факторами, определяющими устойчивость биосферы;
· изучить основные законы и концепции экологии, основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой, свойства живых систем, средообразующую функцию живого, структуру и эволюцию биосферы и роль в ней человека;
· изучить естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере и литосфере, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу;
· сформировать представление об опасности среды обитания (видах, классификации, полях действия, источниках возникновения, теории защиты), об экологических кризисных ситуациях и о путях их преодоления, показать практические возможности решения экологических проблем, принципы рационального природопользования;
· сформировать умение осуществлять в общем виде оценку (анализ) антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;
· воспитать моральную ответственность у обучающихся по отношению к живому.
2. Место дисциплины «Экология» в структуре ООП
Дисциплина «Экология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП по направлению 280700.62 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) бакалавр) (Б2).
Изучение учебной дисциплины «Экология» основывается на физических, химических и биолого-экологических знаниях, заложенных в курсе общего и специального среднего образования, и раскрывает фундаментальные представления наук о природе на более глубоком уровне, обосновывая необходимость комплексного (политического, экономического, социального и философского) решения экологических проблем.
Вместе с тем важное значение в формировании экологической картины мира имеет учебная дисциплина «Химия» базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2).
Изучение учебной дисциплины «Экология» становится основой изучения
· учебной дисциплины «Ноксология» базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2);
· учебной дисциплины «Опасные природные процессы» вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б2);
· учебных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б3): «Безопасность жизнедеятельности», «Управление техносферной безопасностью», «Надзор и контроль в сфере безопасности»;
· обязательных учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла (Б3): «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Управление в системе МЧС»
· учебных дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла (Б3): «Производственная санитария и гигиена труда», «Управление безопасностью труда».
3. Требования к результатам освоения дисциплины «Экология»
В результате освоения дисциплины «Экология» обучающийся должен