Троянов о.м., панфилова л.н.

Рабочая программа учебной дисциплины

ЭКОЛОГИЯ

Направление подготовки

280700.62 «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (степень) «БАКАЛАВР»

Санкт-Петербург
2012

Рецензенты:

Ф.А. Тарасов, кандидат военных наук, доцент

(ФГВОУ ВПО ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова);

А.А. Таранцев, доктор технических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России).

Троянов О.М., Панфилова Л.Н.

Экология:Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) – «бакалавр»). – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012. – 26 с.

Учебная дисциплина «Экология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла. Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) – «бакалавр»).

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (протокол № __ от «___» __________ 2012 г).

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012

1. Цели и задачи дисциплины «Экология»

Цели освоения дисциплины «Экология»:

· ознакомление обучающихся с концептуальными основами экологии как фундаментальной науки об экосистемах и биосфере;

· формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем;

· воспитание навыков экологической культуры.

В процессе освоения дисциплины «Экология» обучающийся формирует и демонстрирует

общекультурные компетенции:

· компетенции сохранения здоровья (знания и соблюдения норм здорового образа жизни; физическую культуру) (ОК-1);

· владение культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

· способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);

профессиональные компетенции:

· способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);

· способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей (ПК-8);

· способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);

· готовность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-12).

Задачи дисциплины «Экология»:

· ознакомить обучающихся с глобальными проблемами окружающей среды как с реальностью ХХI века и идеей оптимизации окружающей природной среды, методами анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания;

· показать деятельность человека как особый экологический фактор, ознакомить с фактами, подтверждающими глобальный, национальный и локальный характер экологических проблем и с факторами, определяющими устойчивость биосферы;

· изучить основные законы и концепции экологии, основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой, свойства живых систем, средообразующую функцию живого, структуру и эволюцию биосферы и роль в ней человека;

· изучить естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере и литосфере, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу;

· сформировать представление об опасности среды обитания (видах, классификации, полях действия, источниках возникновения, теории защиты), об экологических кризисных ситуациях и о путях их преодоления, показать практические возможности решения экологических проблем, принципы рационального природопользования;

· сформировать умение осуществлять в общем виде оценку (анализ) антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

· воспитать моральную ответственность у обучающихся по отношению к живому.

2. Место дисциплины «Экология» в структуре ООП

Дисциплина «Экология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП по направлению 280700.62 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) бакалавр) (Б2).

Изучение учебной дисциплины «Экология» основывается на физических, химических и биолого-экологических знаниях, заложенных в курсе общего и специального среднего образования, и раскрывает фундаментальные представления наук о природе на более глубоком уровне, обосновывая необходимость комплексного (политического, экономического, социального и философского) решения экологических проблем.

Вместе с тем важное значение в формировании экологической картины мира имеет учебная дисциплина «Химия» базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2).

Изучение учебной дисциплины «Экология» становится основой изучения

· учебной дисциплины «Ноксология» базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2);

· учебной дисциплины «Опасные природные процессы» вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б2);

· учебных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б3): «Безопасность жизнедеятельности», «Управление техносферной безопасностью», «Надзор и контроль в сфере безопасности»;

· обязательных учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла (Б3): «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Управление в системе МЧС»

· учебных дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла (Б3): «Производственная санитария и гигиена труда», «Управление безопасностью труда».

3. Требования к результатам освоения дисциплины «Экология»

В результате освоения дисциплины «Экология» обучающийся должен

Наши рекомендации