Лабораторная работа № 3. Метод относительных величин как один из важнейших примеров обобщения и анализа статистических данных.
Задание 1. Ответьте на вопросы:
А) Статистический показатель – это ______________________________
______________________________________________________________________,
Б) По форме различают статистические показатели _________________
______________________________________________________________________.
В) Статистические показатели по временному фактору делятся на:
______________________________________________________________________.
Г) Абсолютные статистические величины – это ____________________
____________________________________________________________________.
Д) Виды абсолютных величин ___________________________________
______________________________________________________________________.
Е) Относительные статистические величины – это __________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________,
Ж) Относительные статистические величины могут быть выражены __
______________________________________________________________________.
З) Различают следующие виды относительных статистических величин
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________,
Задание 2.Практическое задание
Охарактеризуйте состав студентов своей группы по полу, возрасту и рассчитайте относительные величины структуры.
Задание 3. Особенности вычисления коэффициента преступности в правовой статистике ________________________________________________
______________________________________________________________________.
Задание 4. Практическое задание
Число зарегистрированных преступлений в России за пять лет характеризуется следующим образом (данные условные):
2994,8 тыс. | |
2628,8 тыс. | |
2404,8 тыс. | |
2302,2 тыс. | |
2206,2 тыс. |
Вычислите относительную величину динамики преступности, используя базисный и цепной способы[1]. Какой статистический вывод можно сделать из полученных данных?
Задание 5. Практическое задание
К какому виду относительных величин относится коэффициент раскрываемости преступлений. Как он рассчитывается?
Районным судом города «П» в 2013 г. было осуждено 640 человек. За этот же год среднее число жителей составило 85800 человек. Определите коэффициент преступности для этого города, указав при этом, к какому виду относительных величин он относится.
Задание 6. Практическое задание
Количество зарегистрированных преступлений в городе Б. в 2010 г. – 82552 , а в 2011 г. – 86937. Это уровни ряда.
Рассчитайте темп прироста в процентах[2].
Задание 7. Практическое задание
В городе Т. в 2015 г. было привлечено к уголовной ответственности за коррупционные преступления 360 человек. Численность населения города 600 тыс. человек.
Рассчитайте общий коэффициент коррупционных преступлений в городе за 2015 год.
Задание 8.Практическое задание
Самостоятельно изучить динамику выявленных экологических (экономических, экстремистских и т.д.) преступлений или рассмотренных гражданских дел (любой категории)[3].
Показатели | Годы | ||||
Количество выявленных преступлений | |||||
1. Определите показатели динамики цепным и базисным способом: темпы роста (снижения) преступности, темпы прироста (снижения), абсолютные приросты (снижения) преступности. Расчеты внесите в таблицы.
2. Составьте график динамики.
Сформулируйте вывод__________________________________________
____________________________________________________________________,
Задание 9. Практическое задание.
Имеются данные о численности населения Челябинской области на начало 2017 г. (данные с сайта территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области - http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/population/):
Показатели | Все население, тыс. человек | Удельный вес (%) в общей численности |
Население Челябинской области | ||
в том числе: | ||
городское | ||
сельское |
1. Определите долю городского и сельского населения в общей численности.
2. Найдите соотношения между городским и сельским населением.
Сформулируйте вывод _________________________________________
____________________________________________________________________,
Задание 10.Практическое задание.
Имеются данные о численности населения Челябинской области по возрастным группам на начало 2017 г. (данные с сайта территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области):
Показатель | Человек | В % к итогу |
Все население, чел | ||
в том числе в возрасте, лет |
1. Определите удельный вес каждой возрастной группы от общего числа населения.
2. Укажите относительную величину, используемую в результате решения задачи.
Сформулируйте вывод _________________________________________
____________________________________________________________________,
Задание 11. Практическое задание
Имеются данные о количестве зарегистрированных браков и разводов в Челябинской области за 2016 г. (данные http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/resources/4fc2bc8047dad048b7d0b7ed3bc4492f/Число+зарегистрированных+браков.pdf)
Количество, тыс. чел. | На 1000 населения | |
Браки | ||
Разводы |
Определите:
1. Количество браков и разводов на 1000 населения, если известно, что население Челябинской области на 01.01. 2014 (01.01.2015) составляло _____
тыс. чел. Расчеты внесите в текст таблицы.
2. Соотношение числа зарегистрированных браков и разводов ________
____________________________________________________________________,
Сформулируйте вывод _________________________________________
____________________________________________________________________,
Задание 12.Практическое задание
Имеются следующие данные по Российской Федерации (указать источник статистической информации – ссылку на конкретный сайт и т.д.)
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Зарегистрировано преступлений – всего (тыс.) | |||||
Количество установленных лиц, совершивших преступления, тыс. чел. | |||||
Численность населения, млн. чел. | |||||
КП, по числу зарегистрированных преступлений на 10000 чел. | |||||
КП, по числу лиц, совершивших преступления на 10000 чел. |
Определите:
1. Коэффициент преступности по числу преступлений и преступников на 10000 человек.
2. Приняв за базу 2010 г. определите показатели динамики: темп роста (снижения) преступности, темп прироста (снижения), абсолютный приросты (снижения) преступности.
3. Постройте график динамики преступных проявлений.
Сформулируйте вывод _________________________________________.
Задание 13. Практическое задание
Имеются следующие данные об итогах миграции населения по Челябинской области за 2016 г.
2016 г. | |||
Число прибывших | Число выбывших | Миграционный прирост (+), снижение (-) | |
Миграция с государствами-участниками СНГ | |||
из них по странам: | |||
Азербайджан | |||
Армения | |||
Беларусь | |||
Казахстан | |||
Кыргызстан | |||
Молдова, республика | |||
Таджикистан | |||
Туркмения | |||
Узбекистан | |||
Украина |
Рассчитайте показатель, характеризующий миграционный прирост населения Челябинской области за 2016 г. Расчеты внесите в текст таблицы. Сформулируйте вывод. Данные с сайта http://chelstat.gks.ru
Задание 14. Практическое задание
Состояние и динамика преступности в регионах России за 2016 г.
УрФО | Количество зарегистрированных преступлений, всего | Количество раскрытых преступлений, всего | Уровень раскрываемости, % |
УрФО | |||
Курганская область | |||
Свердловская область | |||
Тюменская область (с а/о) | |||
в том числе | |||
Тюменская область (без а/о) | |||
Ханты-Мансийский АО - Югра | |||
Челябинская область |
(https://mvd.ru/upload/site1/document_file/LNcn0MwxQI.pdf)
Определите уровень раскрываемости преступлений в каждом регионе.
Сформулируйте вывод _________________________________________________,
[1] Относительные величины с постоянной базой – базисные; относительные величины с переменной базой – цепные.
[2] Темп прироста – отношение абсолютного прироста к уровню, принятого за базу. Прирост – разность между уровнями ряда последующего и предыдущего периодов.
[3] Выбрать интересующую категорию дел (одну) и изучить динамику.