Материальная сторона экологии
Экологически безвредная архитектура
Современная архитектура должна выглядеть сочетанием трёх ЭК: быть эксклюзивной, экономичной и экологичной. Примерно такой, как её представляет и предлагает британский мэтр Норман Фостер, понастройвший своих экологичных див не только в родном Лондоне, но и по всему миру.
Мобилизация архитекторов всего мира очень важна. Их миссия – передать следующим поколениям такую городскую среду, которая не будет подвергать опасности будущее нашей планеты и ее климат.
По мнению президента МСА Гаэтана Сью, главной задачей современного зодчего является создание архитектуры, не наносящей вреда экологии. На семинарах и конференциях, посвященных Всемирному дню архитектуры этого года, предлагается, в частности, обсудить методы проектирования и представить лучшие реализованные образцы зданий, обеспечивающих в ходе своей эксплуатации нулевую эмиссию вредных для экологии веществ.
Экологическая урбанистика
Экологическая урбанистика — изобретение не сегодняшнего дня, но по прежнему нова для слуха большинства горожан. Примером успешного её применения может служить британская столица — век назад Лондон задыхался от смога, но с заменой угольного отопления стал чист и прозрачен. Адептом и последовательным разработчиком экологического подхода к градостроительству в целом и архитектуре в частности выступает лорд Фостер, стараниями проектного бюро которого видоизменяется облик многих столиц и мегаполисов мира. Британец Фостер в первых рядах созидателей новой экологической среды внутри городов.
Во главу угла сэр архитектор ставит энергосбережение — использование альтернативных источников тепла, света и электроэнергии. Его здания оборудованы хитроумными системами кондиционирования за счёт использования автоматической саморегуляции температурно влажностного режима. Створки фасадов, управляемые реагирующими на его изменения датчиками, открываются, а воздушные потоки, циркулирующие через обсаженные зеленью уголки интерьера, расположенные в разных уровнях, создают естественную конвекцию. Такой приём позволяет экономить до 20% электроэнергии, потребляемой зданием, примером служит зеркальный "корнишон" страховой компании "Swiss RE" в самом центре Лондона.
Материальная сторона экологии
Человек – дитя природы и постоянно взаимодействует с ней. «Чтобы построить дом пусть даже из самого экологичного материала – древесины, надо срубить лес. Архитектура должна быть прагматичной, нужно: учитывать требования энергосбережения при проектировании, применять новые технологии, использующие энергию солнца и ветра, и так далее»
Современные материалы позволяют минимизировать энергозатраты на возведение и эксплуатацию зданий, а опосредованно – уменьшить выброс парниковых газов в атмосферу. Домостроительные технологии с использованием навесных вентилируемых фасадов, эффективных утеплителей, теплоизоляторов и стекла – вот арсенал для борьбы с глобальным потеплением и средство продвижения «экологически безвредной архитектуры».
Пока применение экологически ориентированных строительства и архитектуры связано у нас с несколько большими затратами, чем традиционные. Но это лишь до тех пор, пока энергоносители не выросли в цене до западных значений. Так, за границей, цена электроэнергии втрое выше нашей заставляет европейских архитекторов проектировать, а строителей возводить более экономичные в энергопотреблении здания, а кроме того, широко использовать альтернативные её источники – солнечные батареи и ветряки.
Однако, помимо материальной составляющей, существует и идеальная сторона вопроса. «Экологически безвредная архитектура – это прежде всего уютная среда проживания, со сбалансированной структурой, учитывающая особенности ландшафта», – считает архитектор Юрий Суздалев. Город должен быть не только рациональным, но и чистым, ухоженным – тогда горожане полюбят его, край, страну, планету. В этом экология сознания.
Стеклянный "корнишон"
В 2004 году в Лондоне завершилось строительство здания с уникальным дизайном сэра Нормана Фостера. Это здание страховой компании "Swiss RE" является первым небоскребом Лондона с естественной системой кондиционирования и вентилирования. Стеклянные фасады этого чуда бионики открываются подобно сосновой шишке, реагируя на изменение температуры и влажности. Кроме того, оно стало главной достопримечательностью финансового центра британской столицы, ярко демонстрируя идею прогрессивного экологического дизайна и технологий.
Его современная конструкция гармонирует с естественным окружением, нарушая при этом традиционное представление об офисных зданиях, а открывающиеся не только с лучшей в Лондоне смотровой площадки, но и с рабочего места каждого сотрудника виды впечатляют. Радикальный дизайн здания от "Foster&Partners" дал Лондону новый символ, которым он вправе гордиться, и хорошую практику в сфере нового экологического строительства. В народе башню прозвали "огурцом" за гранёные формы и зелёную тонировку зеркальных фасадов. Большинство считает, что этот сорокаэтажный мегакорнишон не портит исторического пейзажа, даже соседствуя с Тауэром и собором Святого Павла. До этого британскую столицу украсило здание "City Hall", тоже с ажуром стеклянно металлических фасадов и башенными формами — его же, Фостера авторства.
Новое здание лондонской мэрии весьма необычно и напоминает кому что. Одни усматривают сходство с осиным гнездом, другие считают его похожим на огромный арбуз или яйцо, третьим в его очертаниях чудится бомба или голова. Последнее сравнение геометрически перекликается с предназначением здания: в нём располагается ведомство городского головы британской столицы.
Десятиэтажное "яйцо", облицованное зеркальными фасадами, посажено несимметрично и имеет 17 градусный наклон. При этом основание фундамента вдвое уже центральной части здания. Общая площадь внутренних помещений составляет около семнадцати тысяч квадратных метров, а пространство подразумевает свободную планировку его блоков.
Экономичные, эргономичные, а значит и экологичные задачи решаются в полном объёме "стеклянного яйца" с применением энергосберегающих технологий и материалов. Двойное остекление навесных фасадов пропускает свет и отражает ультрафиолет, сохраняя при этом тепло в зимний период и экранируя его от жары летом. Этому же способствует форма здания, ведь шар имеет минимальную поверхность, а потому теплообмен здания с окружающей средой также минимизирован. Кондиционирование осуществляется за счёт естественной конвекции с возвратом тепла воздуха на выходе через систему противотока. Часть кондиционеров с успехом заменило использование грунтовых вод, и конечно же — теплоотражающий потолок. Ожидаемое снижение затрат энергии на климатизацию этого здания составляет 75% по сравнению с общественным зданием таких же размеров "традиционной" конструкции. Инновационные решения по энергосбережению разрабатывались известной консалтинговой компанией "Arup" (эта компания участвовала, например, в создании здания "Commerzbank" во Франкфурте на Майне) — работы того же Фостера.
Морально этическая идея здания из светопрозрачных материалов состоит в том, чтобы сделать политку городских властей открытой и понятной для граждан. В здании располагается зал заседаний, офисы членов лондонского муниципалитета и чиновников агломерации Большого Лондона. Кроме того, в здании размещается выставочный зал с огромным фотопанно на полу, составленным из напечатанных на плитках аэрофотоснимков города, на которых можно увидеть отдельные здания территории лондонской агломерации — более чем 2300 квадратных километров. Спиральная рампа, ведущая на смотровую площадку на крыше здания, опоясывает все десять его этажей и позволяет наблюдать за работой народных избранников и одновременно любоваться городскими ландшафтами. Чиновник в пейзаже — что может быть более открытым и символично демократичным?!
Эстетическая идея экстраординарна и выступает попыткой соединить времена в пространстве Лондона. Зеркальный овод присел на южном берегу Темзы невдалеке от реки между знаменитыми мостами London Bridge и Tower Bridge. Скошенный силуэт с квадратно ячеистым фасадным остеклением чем то напоминает Пизанскую башню, только очень гипертрофированную в стиле хай тек. Чем то он походит на гигантский, слегка подгулявший глобус — кстати, одноименный шекспировский театр расположен по соседству, равно как и многие другие исторические здания. Разработка проекта здания и его строительство заняли два с половиной года. Здание мэрии начало работу 15 июля 2002 года, а официальная церемония открытия состоялась 23 июля 2002 года. Здание официально открывала королева Великобритании — значит, её величество не усмотрело никакой крамолы в хай текничной архитектуре и одобрила появление экологичного дива поблизости от своего дворца.
Вообще ,если говорить в общем о Лондоне,то можно заметить,что в последние десятилетия в Лондоне позакрывали, вернее переехали все производственные предприятия, въезд в центр Лондона платный для автотранспорта, бесплатно можно въезжать только на электромобилях или гибридах, по этой причине лондонский смог это история, в городе намного чище воздух чем в нашей Москве.Зеленые скверы имеются даже в самых бедных иммигрантских кварталах.
*****
Вывод:
Безусловно, грамотно составленный генеральный план развития играет в экологии города важную роль. Основополагающий документ территориального планирования можно сравнить с канвой, по которой вышивают свои узоры архитекторы-объёмщики. Составленный с учётом необходимой ёмкости инженерных и транспортных сетей, нормативов плотности заселения, сопутствующей инфраструктуры, озеленения, он формирует баланс живого и жилого – комфортную для обитания людей среду.
При разработке градостроительной документации первый вопрос, который стоит перед проектировщиками, – безопасность, в том числе экологическая.
Таков современный подход к архитектуре в отдельности и градостроительству в целом. Город выстраивается подобно экологической системе или, по крайней мере, её фрагменту — по примеру огромного термитника, термоизолированного от внешней среды, логически взаимосвязанного внутри, с прочным конструкционным решением и пропорционально гигантскими размерами. Или наоборот — в компактной форме яйца, гриба дождевика или осиного гнезда, позволяющей оптимизировать энергозатраты и создать внутри максимально комфортную среду минимальными средствами.