Статья 101. Земли лесного фонда 8 страница

Пользователи, арендаторы осуществляют самоуправление, самоконтроль в области использования и охраны водных участков.

В ВК (законах) РФ и других стран СНГ содержатся самостоятельные разделы (главы) о государственном управлении в области использования и охраны вод. Здесь имеются в виду не столько функции государства, связанные с собственностью и собственником, сколько функции государства как политического суверена, осуществляющего государственное управление и руководство обществом в целом.

Следующей важной формой права на воды (водные объекты) является право пользования. Оно полно и обстоятельно урегулировано во всех ВК (законах) стран СНГ. В отличие от пользователя, который вправе только владеть и пользоваться водными объектами (участками), собственник может распоряжаться своей собственностью. Не допускается отчуждение водных объектов, а их оборотоспособность допускается без отчуждения.

В водных кодексах РФ (ст. 22, 41, 54), Белоруссии (ст. 28 - 29) и Украины (ст. 51) предусмотрено право аренды водных объектов (участков), которое рассматривается как разновидность права временного пользования, т.е. как право пользования на условиях договора аренды. Если в ВК Украины сказано, что это право осуществляется в соответствии с требованиями кодекса, то в ВК РФ и Белоруссии предусмотрено принятие специального закона. Сроки, установленные на право пользования, распространяются и на договоры аренды водных объектов (участков). Они могут быть краткосрочными - до 3 лет и долгосрочными - до 25 лет (в Белоруссии - до 30 лет).

Формы и виды водопользования

Во всех ВК (законах) стран СНГ самым насыщенным является раздел (глава) о водопользовании, поскольку после права собственности это центральный институт водного законодательства (права) <*>.

Формы и виды водопользования устанавливаются в зависимости от их основного целевого назначения. В связи с этим различают следующие формы водопользования: первичное, вторичное, общее, обособленное, индивидуальное, совместное, особое и специальное. Детально раскрываются порядок водопользования и условия его предоставления, водопользователи, их права и обязанности, содержание, цели и задачи и т.д.

Особенно подробно определяются виды водопользования. По ВК РФ их 13 видов, к ним отнесены следующие: для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения; использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы; для промышленности и энергетики; для сельского и лесного хозяйства; для гидроэнергетики; для рыбного хозяйства; для охотничьего хозяйства; для транспорта и лесосплава; для рекреации; для сброса сточных и дренажных вод; для добычи полезных ископаемых; для строительства и иных работ; для обеспечения пожарной безопасности.

В ВК Белоруссии перечень видов водопользования сгруппирован в 16 статьях и выглядит иначе - иногда в одну статью входит несколько по существу самостоятельных видов, как сходных с ВК РФ, так и не совпадающих с ним. Здесь указаны следующие виды водопользования: для питьевых целей; для лечебных, курортных, оздоровительных, спортивных, рекреационных и противопожарных целей (т.е. объединено сразу шесть видов); для орошения; для водного и воздушного транспорта; для отведения сточных, дренажных и карьерных вод; эксплуатация озер; использование прудов и водных объектов, используемых в качестве водохранилищ; эксплуатация водохозяйственных систем; водопользование на особо охраняемых объектах.

В ВК Украины - сходный с ВК РФ и Белоруссии перечень видов водопользования, но конкретизированы использование подземных вод питьевого качества; для сброса шахтных и рудничных вод; пользование реками (они разделены на три класса: большие - площадью водосбора свыше 50 кв. км, средние - от 2 до 50 кв. км и малые - до 2 кв. км); пользование приграничными водными объектами и др.

В ВК Казахстана с учетом местных природных и национальных особенностей закреплены такие виды водопользования, как: для обводнения пастбищ; для нужд личного, подсобного хозяйства, садоводства и огородничества; использование подземных вод для производственных нужд; пользование водными объектами на маломерных судах и др.

В ВК Молдавии, Армении, Законе о воде и водопользовании Узбекистана содержатся многие из вышеназванных видов и каких-то особых видов водопользования не выделяется.

Во всех ВК (законах) стран СНГ в разделах о водопользовании урегулированы отношения, связанные с этой сферой. К ним относятся четкое установление и наименование всех водопользователей и их прав и обязанностей применительно к каждому виду водопользования; определение условий и порядка осуществления водопользования; основания ограничения, приостановления и прекращения водопользования. Существенных различий в решении этих вопросов не наблюдается.

В этих же разделах определены меры охраны и защиты прав водопользователей. Среди них: создание необходимых условий для их осуществления; недопустимость вмешательства в самостоятельность водопользования, кроме прямо установленных случаев; недопущение необоснованных ограничений; административная и судебная защита прав и др. Все это создает необходимые условия и предпосылки для наиболее рационального водопользования и его стабильности.

Непосредственно в главах и разделах о водопользовании (Закон Узбекистана, ВК Молдавии) либо в специальных главах (разделах), посвященных экономическому механизму водопользования (ВК Казахстана, Украины, Белоруссии, РФ), урегулирована плата за водопользование (платность).

Во всех ВК (законах) содержатся разделы (главы) об охране вод и предупреждении их вредного воздействия. Эти отношения урегулированы самым подробным образом. К мерам (мероприятиям) по охране вод отнесены предупреждение, недопущение и ликвидация засорения, загрязнения и заражения вод вредными отходами и веществами, особенно опасными радиоактивными, химическими, биологическими и другими веществами и отходами. Делается также упор на установление предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ), предельно допустимого содержания вредных веществ (ПДС), предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) и других экологических требований при использовании и охране вод. Предусмотрены меры экономического стимулирования охраны вод (плата, льготы, компенсации), установление округов и зон санитарной охраны, режима их содержания и функционирования. Важное место отведено мерам охраны вод от истощения, исчерпания; предупреждения уменьшения водности; охраны малых рек, ручьев, прудов; охраны заливов, заповедных вод, лиманов и др. К мерам по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод отнесены, как правило, создание берегозащитных дамб, плотин и других сооружений. Здесь же дан перечень этих мер. Для реализации этих мер предусматривается создание специальных комиссий (паводковых, защитных и др.) и определяются их обязанности, права, функции, порядок деятельности.

Меры охраны вод и предупреждения их вредного воздействия устанавливаются применительно к каждому виду водного объекта, водопользования, охраны, вредного воздействия.

Вопрос.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" > Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

Основы формирования экологической культуры

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 74. Экологическое просвещение

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Вопрос.

Понятие устойчивого развития

Понятие устойчивого развития впервые было введено в 1987 году Международной комиссией по окружающей среде и развитию, при этом под устойчивым развитием понималось “такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не подрывая возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности”.

Сегодня ни один уважающий себя политик не может позволить себе игнорировать принципы устойчивого развития, если не на деле, то хотя бы на словах, что является особенностью самого понятия “устойчивое развитие” как политического лозунга высшего уровня..

Упех Повестки-21 Рио-де-Жанейро именно в том, что в ней удалось сформулировать идеологию будущего мира, мира, в котором должны присутствовать экономическая стабильность, социальное благополучие, экологическое равновесие, международная солидарность. А ведь именно эти понятия относятся к основным, базовым составляющим принципа устойчивости развития территорий, провозглашённым Повесткой-21.

Устойчивое развитие в России

Представляется чрезвычайно важным то обстоятельство, что Россия подписала на самом высоком уровне этот основной документ Глобального Форума в Рио-де-Жанейро, официально признав его как руководство к действию. Сегодня мы имеем “Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, утверждённую Указом Президента России в апреле 1996 года, а прошедшее в июне 2002 года в Кремле Всероссийское совещание по устойчивому развитию городов в числе первоочередных задач назвало разработку государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Вопрос.

Земельный фонд – это соотношение площадей, которые заняты под по-севы сельскохозяйственных культур, леса, пастбища, промышленные предприятия и т. д.

Состав:

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли населенных пунктов, в том числе: городских населенных пунктов сельских населенных пунктов

Земли промышленности и иного специального назначения

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Земли лесного фонда

Земли водного фонда

Земли запаса

Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ

ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Статья 101. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Наши рекомендации