Статья 101. Земли лесного фонда 3 страница

содержащейся в них информации, а поэтому не могут служить для комплексной

оценки объектов и ресурсов.

К кадастрам природных ресурсов относятся следующие: земельный, водный,

месторождений полезных ископаемых, экологический, растительного и животного

мира и др.

В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране

окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического

развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей

среды субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области

экологического развития Российской Федерации устанавливается в соответствии с

законодательством Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и

реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов

Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством

субъектов Российской Федерации.

Для решения неотложных природоохранительных задач, восполнения потерь в

окружающей среде, компенсации причиненного вреда создается единая система

внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный

экологический фонд, краевые, областные и местные фонды. Фонды образуются из

средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, а также

юридических лиц и граждан.

Платность природопользования подразумевает плату за природные ресурсы, за

загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную растительность,

животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за пользование может взиматься в форме налога на природный ресурс

(земля), аренды за его использование и цены. Налог это определенная сумма

которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник, а также пользователь.

Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая ресурс,

который находится в аренде. Цены - это показатель, характеризующий стоимость

объекта определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода

за расчетный срок окупаемости.

Негативное воздействие на окружающую среду также является платным. Формы платы

за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными

законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в

атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих

веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты,

подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды

шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических

воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую

среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от

выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей

среде.

Российское законодательство определяет страхование как отношения по защите

имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении

предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из

уплачиваемых ими страховых взносов.

Применительно к этому экологическим страхованием следует считать такие

отношения, которые направлены на защиту имущественных интересов граждан и

юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за

счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное

государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций,

а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и

стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Объектом экологического страхования является риск имущественной

ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных

претензий о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате

наступления страхового события.

Страховым событием экологического страхования является внезапное,

непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые

привели к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению

земной поверхности, сбросу сточных вод.

Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен

заключенным договором. Оно включает в себя несколько показателей:

компенсацию ущерба;

выплату убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды;

компенсацию расходов по очистке территории, по спасению жизни и имущества.

Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения в случаях:

невыполнения страхователем предупредительных мер по требованию страховщика;

небрежности страхователя в выполнении своих обязанностей после наступления

страхового события.

Вопрос.

Экологизациейзаконодательства называется процесс внедре­ния экологических требований в законодательные и иные но­рмативные акты, регулирующие хозяйственную и иную дея­тельность, оказывающую негативное влияние на окружающую природную среду.
Экологизация как процесс внедрения и распространения экологи­ческих требований вытекает из приоритетов законов развития природы, которые человек обязан соблюдать, осуществляя хозяй­ственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на со­стояние естественной среды обитания.
Цельэкологизациизаконодательства - распространить эколо­гические требования на правила и нормы, регулирующие хо­зяйственную, управленческую и иную деятельность, оказы­вающую отрицательное воздействие на состояние окружающейприродной среды (например, на правила проектирования, стро­ительства, эксплуатации тех или иных объектов).
Формамиэкологизации называются соответствующие правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие положения, требования и пра­вила. Например, строительные, технологические, градостроитель­ные, санитарные и иные нормативы, утвержденные соответст­вующими органами.
Один изметодовэкологизации относится к сфереприменениянорм права, другой -кихразработке.

Первыйметод предусматривает экологизацию не самой нормы за­кона, а правоотношения, возникающего в процессе выполнения законного требования.
В соответствии совторымметодом экологизации законодательства разрабатываются новые правовые нормы или технико-экономи­ческие нормативы, в обязательном порядке предусматривающие эколого-правовые требования. Практика законотворческой дея­тельности показывает, что метод используется наиболее часто во всех отраслях законодательства. Самое широкое распространение он получил в отраслях, регулирующих нормы осуществления хо­зяйственной деятельности.

Вопрос.

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду. В прошлые годы в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (1994 г.) содержался конкретный перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе". Это обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, и др. В данном разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.

Вопрос.

экологический контроль- реализация специально уполномоченными на то органами комплекса установленных законодательством взаимосвязанных мероприятий по проверке соответствия деятельности того или иного субъекта (объекта) требованиям экологического законодательства, выявлению в его действиях (бездействии) отклонений от предъявляемых требований и принятию мер по устранению выявленных нарушений, привлечению к ответственности виновных лиц
и возмещению причиненного вреда объектам окружающей среды.

целями экологического контроля являются:

• обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий­
ской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения экологического законодательства;

• соблюдение требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в экологической сфере;

• обеспечение экологических прав и свобод человека и гражданина.

Для реализации поставленных целей в своей повседневной деятельности органы, осуществляющие экологический контроль, решают определенные задачи, среди которых можно выделить:

• обязательность периодического проведения в плановом порядке проверок исполнения экологического законодательства природопользователями и иными хозяйствующими субъектами, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду;

• своевременность реагирования на поступающую информацию о нарушениях экологического законодательства;

• полноту и адекватность применения мер к нарушителям экологического законодательства, а в случае совершения экологических преступлений своевременную передачу материалов в правоохранительные органы;

• принятие должных мер к возмещению вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.

С учетом решаемых задач и круга полномочий осуществляющих экологический контроль органов и субъектов федеральное законодательство подразделяет эту деятельность на:

государственный экологический контроль;

ведомственный экологический контроль;

производственный экологический контроль;

общественный экологический контроль.

Объектом экологического контроля является, с одной стороны

окружающая среда (ее компоненты), с другой - деятельность органов

государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и

граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Вопрос.

Система экологического контроля состоит из государственного

экологического мониторинга, государственного, производственного,

муниципального и общественного контроля.

4.1.1. Государственный экологический мониторинг означает

наблюдение за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации (см. ст. 1 Федерального закона «Об

охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в

главе X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая

включает в себя одну статью - статью 63. Он осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов

Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды,

в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения

источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на

окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства,

юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для

предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения

состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается

Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного

воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира,

уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа

Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны

Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря

Российской Федерации.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в

пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской

Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально

уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - Министерство

природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба

России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное

агентство по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие

федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах

своей компетенции экологического мониторинга:

формируют государственную систему наблюдения за состоянием

окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;

взаимодействуют с органами государственной власти субъектов

Российской Федерации по вопросам организации и осуществления

экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования

территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на

территориях субъектов Российской Федерации;

осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и

формирование государственных информационных ресурсов о состоянии

окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации:

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти

по организации и осуществлению экологического мониторинга;

согласовывает методические и нормативно-технические документы

федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и

осуществления экологического мониторинга;

обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов

исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о

состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и

защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием

окружающей среды в районах расположения источников антропогенного

воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под

воздействием природных и антропогенных факторов;

обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в

достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях,

необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных

последствий таких изменений.

Информация, полученная при осуществлении экологического

мониторинга, используется при:

разработке прогнозов социально-экономического развития Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

принятии соответствующих решений;

разработке федеральных программ в области экологического развития

Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей

среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также

мероприятий по охране окружающей среды;

осуществлении контроля в области охраны окружающей среды

(экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по

их предупреждению;

подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии

и об охране окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие

задачи:

организация и проведение наблюдения за количественными и

качественными показателями (их совокупностью), характеризующими

состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в

районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием

этих источников на окружающую среду;

оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз

развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды,

выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

информационное обеспечение органов государственной власти, органов

местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам

состояния окружающей среды;

формирование государственных информационных ресурсов о состоянии

окружающей среды;

обеспечение участия Российской Федерации в международных системах

экологического мониторинга.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и

другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в

пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют:

с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в

рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций;

с Министерством здравоохранения и социального развития Российской

Федерации - в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;

с Федеральным космическим агентством - при предоставлении и

использовании методов и средств дистанционного зондирования Земли в

интересах обеспечения экологического мониторинга.

4.1.2. В отличие от экологического мониторинга Государственный

экологический контроль - один из видов административно-управленческой

деятельности со всеми необходимыми полномочиями.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей

среды» он осуществляется федеральными органами исполнительной власти и

органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном

Правительством РФ.

Этот вид экологического контроля осуществляется органами общей и

специальной компетенции, особое место среди которых занимают

природоохранительные инспекции - санитарная, охотничья, лесная и т.п.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти,

осуществляющих федеральный государственный экологический контроль

(федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей

среды), устанавливается Правительством РФ.

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов

РФ, осуществляющих государственный экологический контроль

(государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов

РФ), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Запрещается совмещение функций государственного экологического

контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте

объектов капитального строительства предусмотрено осуществление

государственного строительного надзора, государственный контроль в области

охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)

осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами

исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного

строительного надзора, в соответствии с законодательством о

градостроительной деятельности.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при

исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий

имеют право в установленном порядке:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной

деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты,

подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты

гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для

осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных

нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу

очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств

контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей

среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны

окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации

производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении

государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее

проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и

физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области

охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,

выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших

нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды

обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в

области охраны окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей

среды их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

4.1.3. Производственный экологический контроль осуществляется в целях

обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности

мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и

восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований

в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в

области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять

сведения о лицах, ответственных за проведение производственного

экологического контроля, об организации экологических служб на объектах

хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного

экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти,

осуществляющий государственный экологический контроль.

4.1.4. Муниципальный экологический контроль на территории

муниципального образования осуществляется ОМС или уполномоченными ими

органами осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке,

установленном нормативными правовыми актами органов местного

самоуправления..

4.1.5. Общественный экологический контроль осуществляется в целях

реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и

предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей

среды. Он осуществляется общественными объединениями и иными

некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также

гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в

органы государственной власти Российской Федерации, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного

самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке,

установленном законодательством.

Вопрос.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере, включая:

- Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

- Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- Министерство природных ресурсов РФ;

- иные министерства и ведомства РФ (Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.).

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспекторы в пределах своей компетенции имеют право:

- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

Наши рекомендации