Лекция 5. Педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников.
1. Методы формирования экологической культуры у младших школьников.
2. Формы экологического образования в начальной школе.
3. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе.
Литература
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 240с.
2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Педагогика и методика начального образования»/ Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2006. – 496 с.
4. Лободина Н. Экологическое воспитание в начальной школе. М.: Учитель, 2007. – 272с.
1. В процессе формирования экологической культуры младший школьник должен овладеть личностными свойствами, позволяющими: испытывать потребность в общении с природой, осознавать ее облагораживающее влияние, стремиться к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; соблюдать нормы поведения в природе, предотвращать негативные воздействия на нее во всех видах деятельности; проявлять нетерпимое отношение к негативным действиям людей, по возможности пресекать это, участвовать в пропаганде; переживать за все живое; чувствовать красоту природы.
Обновление и расширение экологического содержания в программах сделало необходимым пересмотр методики работы учителя начальных классов. Одним из путей повышения эффективности формирования экологической культуры младшего школьника видится использование разнообразных форм и методовработы, стимулирующих самостоятельную деятельность ребенка в процессе учения.
Это предполагает также этапность проведения работы учителями при изучении экологических вопросов, в соответствии с которой и происходит отбор методов, средств и форм обучения:
а) выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;
б) определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;
в) выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;
г) выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;
д) характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;
е) практическая деятельность детей по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению локальных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.
При этом на первых этапах рекомендуется использовать методы, актуализирующие и корректирующие сложившиеся у детей ценностные ориентации, интересы, потребности по отношению к природе, опыт природоохранной деятельности (беседа, общение на основе игры с обращением к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, вызывающим эмоции удивления, волнения, стимулирующим личное отношение к ним).
На стадии формулирования проблемы следует делать акцент на методы стимулирования самостоятельности учащихся по сбору и анализу фактов экологического характера, решению задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии природы и общества, учебные дискуссии, где максимально проявляются пристрастия и избирательность в их отношении к различным сторонам исследуемого вопроса. При этом решающее значение на всех стадиях отводится приемам вовлечения школьников в практическую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами(рисунок, рассказ, стихи и т. п.)- Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственные искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Как правило, в работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников следует использовать такие формы и методы, как наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры, экскурсии в природу; а во внеклассной работе — утренники, праздники, КВН, викторины. Кроме этого, в программахпредусматривается проведение уроков, посвященных охране объектов природы. Например, «Охрана водоемов». «Охрана почв» и т. д.