Методика организации и проведения экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
БИЛЕТ №18
1.Географическое положение нашей страны. Ледяная зона.
Ледяная зона занимает самый север нашей страны и включает в себя северный ледовитый океан и острова.Южная ее граница проходит примерно по параллели 71° с. ш. Cеверное положение определяет суровость природных условий зоны; ледяной и снежный покров лежит здесь почти в течение всего года.
Времена года в ледяной зоне очень своеобразны. Зимой господствует полярная ночь, которая на широте 75° с. ш. длится 98 суток, на широте 80°—127 суток, а в районе полюса — полгода. В это время на небосводе часто вспыхивают полярные сияния. Временами они озаряют небо па протяжении нескольких суток, но чаще сияние продолжается час-полтора.
Лето характеризуется ярким круглосуточным освещением, но недостатком тепла. Температура воздуха и летом остается очень низкой и редко поднимается выше 0°. средняя температура самого теплого месяца не превышает +5°с. Небо бывает затянуто серыми низкими облаками, по нескольку дней идут моросящие дожди, переходящие в снег. Часты туманы. Гроз и ливней почти не бывает. Несмотря на холодное лето, снеговой покров на открытых местах сходит и почва с поверхности оттаивает. Не успеет сойти снег, как на островах начинают зеленеть и цвести арктические растения: маки, камнеломки. Яркие цветки рядом со снегом — обычная летняя картина.
Летом появляются животные, которых почти не видно зимой: белый медведь, песец, пеструшка, а также прилетевшие с юга птицы: чайки, кайры, чистики, гагарки и др. Многие птицы устраивают гнезда на береговых скалах и образуют так называемые птичьи базары. Лето короткое. В августе температура уже падает ниже 0°, морозы усиливаются, снег покрывает землю сплошным покровом. Весной и осенью некоторое время бывает смена дня и ночи в течение суток.
Большая часть северного ледовитого океана в течение всего года покрыта плавучими льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1,8 м, многолетнего — 3—4 м, торосистых льдов — до 20— 25 м.
Постоянного населения в ледяной зоне почти нет. На островах и материке построены метеостанции, где ведутся наблюдения за погодой, за движением льдов. Данные наблюдений передают в москву, в гидрометеоцентр, где их обрабатывают и наносят на специальные карты.
В центральной части северного ледовитого океана организуют станции «северный полюс», дрейфующие на ледяных полях. Зимовщики на этих станциях изучают состояние льдов, производят промеры морского дна, устанавливают направление дрейфа льдов и производят много других важных научных наблюдений. Первая станция была организована в 1937 г. с 1975 г. работает станция «северный полюс-23».
На арктических островах зимой охотятся на песца, летом —на промысловых птиц. В водах баренцева моря много разной рыбы, которую вылавливают и обрабатывают на специальных судах. Базой тралового рыболовного флота является порт Мурманск.
2.Методика работы на уроках-экскурсиях. Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.
Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.
Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.
Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.
Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.
Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.
Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.
В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.
БИЛЕТ №19
1.Природа тундры.
Тундра тянется вдоль берега Северного Ледовитого океана.
Тундра — это суровый, холодный край. Зима здесь продолжается 8—9 месяцев. С приближением её день становится всё короче, а ночь — длиннее.
В середине зимы солнце совсем перестаёт показываться на небе и наступает полярная ночь. На Крайнем Севере полярная ночь продолжается несколько месяцев. В это время огромные снежные просторы тундры освещает лишь луна да звёзды.
Иногда появляется северное сияние.
Зима в тундре морозная. Температура в некоторые дни падает до —50°. На открытом и ровном пространстве есть где разгуляться ветру, поэтому здесь часто бывают вьюги. Иногда налетает снежная буря — пурга. В это время ветер дует с такой силой, что валит с ног человека и животных. Пурга порой длится несколько дней.
Но вот появляется солнце. Дни становятся всё длиннее и длиннее. В середине лета солнце совсем не заходит и ночи не бывает. На юге тундры такой сплошной, или полярный, день длится неделями, а на севере — несколько месяцев.
Лето в тундре короткое и прохладное. Даже в полдень солнце невысоко поднимается на небе.
Лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому на глубине от 50 до 100 см находится замёрзшая, никогда не оттаивающая земля.
Слой замёрзшей земли не пропускает вглубь воду, которая образуется при таянии снегов. Поэтому в тундре много болот и озёр.
Немало полноводных рек пересекает тундру.
В средней полосе тундровой зоны большие пространства занимают моховые и лишайниковые тундры. Ландшафт их сер и однообразен. Наиболее характерно для него полное отсутствие древесной растительности. В моховом покрове преобладают зеленые мхи. Реже встречаются торфяные мхи, не образующие обычно сплошных ковров. Лишайники представлены огромным количеством видов. Моховой ковер, как рыхлая губка, впитывает влагу и еще более способствует заболачиванию тундры.
Для более южных районов тундровой зоны характерны кустарниковые тундры. Это заросли кустарников. В верхнем ярусе, растет главным образом карликовая березка, во втором - вороника, вересковые кустарнички - багульник, филлодоце. Местами встречаются заросли низкорослых ив: полярной, сетчатой, травянистой. Третий ярус (напочвенный покров) образован различными мхами и лишайниками, но они развиты значительно слабее, чем в моховых и лишайниковых тундрах. В речных долинах и по окраинам болот растут более крупные (до 1 м и выше) ивы: шерстистая, лапландская и др.
В северных районах тундры условия более суровы и зимой вымерзают даже мхи и лишайники. В этих районах среди многочисленных участков голой почвы ютится жалкая растительность - угнетенные мхи, лишайники и некоторые мелкие кустарнички. Такая тундра носит название пятнистой. В некоторых местах тундры на поверхность выходят каменистые грунты. Это каменистая тундра. Здесь островками растут отдельные растения или небольшие группы их. Чаще всего встречаются дриада, или куропаточья трава, полярные маки с красными, желтыми, белыми цветками, филлодоце, арктическая толокнянка, кассиопе.
Отсутствие в тундре деревьев и высоких кустарников объясняется прежде всего губительными для них иссушающими сильными ветрами в весеннее время, когда надземные части растений сильно нагреваются солнцем, а корни не могут подать из холодной почвы достаточного количества воды. В этих условиях надземные части растений быстро погибают. Губительно отражается на растениях и недостаточная толщина снежного покрова. Все части растений, которые возвышаются в тундре над снежным покровом, зимой сильно высыхают. Лютые морозы и ураганные ветры обезвоживают ткани, а кристаллы плотного снега в пургу сдирают кору и ломают почки. В результате ветви отмирают.
В тундровой зоне много болот, лугов и зарастающих водоемов. Болота покрыты зелеными мхами и различными травами: осоками, пушицей узколистной, вахтой. Среди них растут различные ягодники: морошка, клюква мелкоплодная, голубика.