Оценка стоимости аудиторских услуг

В Российской Федерации в настоящее время при определении стоимости аудиторских услуг применяются следующие модели:

  • аккордная оплата;
  • повременная оплата;
  • сдельная оплата;
  • оплата по результатам;
  • комбинированная оплата.

Рассмотрим более детально эти модели определения цены аудиторских услуг.

При аккордной оплате стоимость аудиторских услуг определяется единой суммой до начала проверки. Иногда, как это принято в российской практике, выражается в условных единицах. Этот метод наиболее характерен для тех случаев, когда сумму определяют на основе процентного исчисления от какого-либо показателя финансовой отчетности клиента или когда приблизительно производится оценка аудиторского риска и трудоемкости. К недостаткам аккордной модели можно отнести:

  • недостаточную наглядность (а соответственно и понимание со стороны клиента);
  • невозможность обосновать реальную трудоемкость работы;
  • невозможность предусмотреть непредвиденные обстоятельства, которые могут существенно увеличить трудоемкость работ.

Более распространенная форма расчета - повременная оплата. Каждая аудиторская организация устанавливает расценки на работы, выполняемые специалистами разной категории, принимающими участие в оказании услуг. Наиболее подробно с приведением полной модели расчета можно ознакомиться с этим подходом в [12. C. 159]. Авторы отмечают, что «применение указанной методики исключает необоснованные затраты времени на пояснение клиентам тех или иных функций, выполняемых аудитором при проведении проверки». В методике представлена калькуляция аудиторских услуг с учетом трудоемкости и квалификации специалистов, выполняющих отдельные виды работ, а также в соответствии с критериями отнесения клиента к определенной категории, согласно которой устанавливаются типовые нормативы трудоемкости и почасовой оплаты. Этот метод - основной в практике зарубежных аудиторских фирм.

Сдельная модель оплаты применяется в основном при оказании сопутствующих услуг, в частности, при оказании услуг по восстановлению учета. В этом случае в качестве расчетной базы берется стоимость одной операции, одной проводки, одного документа или показателя отчетности.

Модель оплаты по результатам применяется в том случае, если аудиторская фирма (в основном при оказании сопутствующих услуг) отказывается от иных методов расчета и определяет оплату как вознаграждение в виде процента от экономии финансовых ресурсов или иного показателя.

Комбинированная модель оплаты предполагает комбинацию вышеперечисленных моделей, в частности, оговаривают оплату по часам и дополнительно процент от экономии.

При оказании таких сопутствующих услуг, как разработка учетной политики, постановка бухгалтерского учета, настройка системы автоматизации бухгалтерского учета довольно часто аудиторские организации применяют комбинированную модель. При этом определяют стоимость часа работы различных категорий специалистов, принимающих участие в работе, учитывают количество затраченных часов, а также устанавливают дополнительно процент от экономии или иной показатель.

Объекты экоаудита

Объектами экоаудита могут быть любые виды инвестиционной, хозяйственной, административной деятельности, способные негативно влиять на состояние окружающей среды и здоровья населения, в частности а

• инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения, в том числе военного назначения, деятельность которых п связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения

• кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей природной среды и здоровья населе ения

• отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов или негативного воздействия на окружающую среду и здоровье нас населения, хозяйственную деятельность предприятий

• экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного назначения;

• предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и подчинения, в том числе военного назначения, хозяйственная деятельность которых связана с экологическими рисками для окружающей шнього среды и здоровья населения

• объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечение очистки сточных промышленных и коммунальных вод, уменьшение отходов, выбросов и сбросов производства;

• объекты приватизации имущества государственных предприятий и организаций

Субъекты экоаудита

Субъекты экологического аудита - это лица, которые уполномочены предоставлять экологические аудиторские услуги предприятиям, организациям, учреждениям и готовить экологические аудиторские заключения Субъектами экологической ческого аудита:

• аудиторы, есть специалисты, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат и лицензию на занятие аудиторской деятельностью;

• аудиторские фирмы, т.е. организации, в уставную деятельность которых входит предоставление аудиторских услуг и имеющих соответствующую лицензию согласно законодательству

ОАО «МЦОЗ» открытое акционерное общество “Магнитогорский цементно –огнеупорный завод”;

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010)

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.11.2010)

4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)

5. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.07.2010) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)

6. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)

7. Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 (ред. от 24.03.2001) «О налоге на добавленную стоимость»

8. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 11.03.2009) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 № 12522)

9. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 N 2689)

10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

11. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)

12. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 50 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/95»

13. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"

14. Приказ Минфина РФ от 20.12.1994 № 167 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94»

15. Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 (ред. от 04.09.2000) «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008)

16. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 02.08.2010) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

17. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

18. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное приказом Минфина России от 30,12,1993 № 160

19. Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359

20. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10,2003 № 91н

21. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденный приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н

22. «Инструкция по переоценке и определению износа основных фондов хозрасчетных государственных, кооперативных (включая колхозы) и общественных предприятий и организаций по состоянию на 1 января 1972 года» (утв. ЦСУ СССР 30.04.1970 № 9-113)

23. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2009 № 7

24. Образцы форм бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н

25. «Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности» (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ)

Наши рекомендации