Формы оплаты аудиторских услуг

               
  формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru   формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru   формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru   формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru
 
 

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru

Аккордная Повременная Сдельная Комбинированная

оплата оплата оплата оплата

Рис. 6.4. Формы оплаты аудиторских услуг

Повременная оплата наиболее распространена на рынке ауди­торских услуг во всех странах. Она базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, которая зависит от его квалифи­кации. При появлении непредвиденных обстоятельств увеличение трудоемкости прямо пропорционально стоимости работ;

Сдельная оплата применяется, как правило, при восстановле­нии бухгалтерского учета, услуг действия. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности.

При оплате по результатам аудитор отказывается от заранее определенной суммы за предоставленную ус­лугу и определяет оплату в виде доли от сэкономленных для кли­ента финансовых ресурсов. Обычно устанавливается определенный процент от экономии. Эта экономия возникает в результате вы­явления ошибок в ведении учета, оформлении документации, уплаты налогов и т. п.

Комбинированная оплата - различные комбинации из перечисленных выше форм и видов оплаты. Например, в договоре оп­ределяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный про­цент от достигнутой экономии средств клиента при выявлении налого­вых ошибок или резерв на непредвиденные обстоятельства и т. п.

Объем аудиторской проверки.

Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности». (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.)

Требования настоящего правила (стандарта), разработанные с учетом международных стандартов аудита, устанавливают единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете заказавшему аудит руководству экономического субъекта.

Объем аудиторской проверки представляет собой оцен­ку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат време­ни, количества и состава специалистов, которые требуют­ся для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора.

Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламенти­рующих аудиторскую деятельность, положений договора аудитор­ской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

При обязательном аудите проверка выполняется комплексно, про­верке подвергаются все филиалы и подразделения, все виды дея­тельности и все счета бухгалтерского учета. Объем работ зависит от объема и степени глубины проверки по каждому конкретному на­правлению.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не со­держит существенных искажений. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

- планирование аудита;

- получение аудиторских доказательств;

- использование работы других лиц и контакты с руководством
экономического субъекта, третьими сторонами;

- документирование аудита;

- обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бух­галтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка планируется на основе достигнутого ауди­торской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эф­фективную и экономически оправданную проверку. На этапе плани­рования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении указанных выше работ должна руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Документирование аудита» и «Планирова­ние аудита».

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качествен­ных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бух­галтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затрата­ми на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: федеральным «Аудиторские доказательства» и российскими «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Изучением оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете». Там, где это применимо в соответствии с обстоятельствами проверки, следует исходить из положений российских правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Аудиторская выборка».

Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности.

Аудиторская организация при использовании в ходе аудита работы других лиц и различных контактах должна руководствоваться российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта», «Изучение и использование работы внутреннего аудита», «Использование работы другой аудиторской организации».

В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для. доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности мне­ния аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономи­ческого субъекта.

Аудиторской организации при оформлении хода аудита необходи­мо выполнять положения федерального правила (стандарта) аудитор­ской деятельности «Документирование аудита». В этом стандарте установлены единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Под термином «документация понимаются рабочие документы и материалы, подготовленные аудитором и для аудитора, либо полученные и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.

Аудиторы должны обеспечивать сохранность рабочих документов и их конфиденциальность.

Этапы аудиторской проверки.

Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Жестко установленных перечней таких требований и этапов нет, хотя они определяются МСА и российскими правилами (стандартами) аудита.

Условно аудиторскую проверку можно разбить на четыре основных этапа:

1) подготовка аудиторской проверки;

2) планирование;

3) выполнение аудиторских процедур (сбор аудиторских доказательств);

4) оформление результатов аудита (завершение аудита).

Порядок проведения аудиторской проверки показан на рис. 6.4.

На первом этапе происходит установление взаимоотноше­ний между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До за­ключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организа­ция должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, изучить и оценить систему бухгалтерского учета и внутрен­него контроля предприятия- клиента.

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:

- определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройст­ва, наличия дочерних предприятий и филиалов;

- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обе­спечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внут­ренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми ор­ганами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и други­ми пользователями финансовой отчетности клиента;

- экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;

- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз­-

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Понимание

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru деятельности клиента

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru ЗнакомствоЗнакомство с системой

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Подготовкас клиентомбухгалтерского учета

       
  формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru   формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru
 

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Знакомство с системой

внутреннего контроля

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Оценка существенности

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru и аудиторских рисков

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Планирование

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Работа

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru по организации аудита

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Тестирование

средств контроля

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru ВыполнениеПроверка оборотов

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru аудиторскихПроведение и сальдо по счетам

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru процедураудиторских

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru процедур Аналитические

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru по существу процедуры

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Завершение подготовки

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Оформление рабочей документации и

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru результатов

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru аудитаПодготовка письменной

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Формирование мнения информации для клиента

аудитора и подготовка

итоговых документов

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru аудита Подготовка аудиторского

заключения

Рис. 6.4. Этапы аудиторской проверки

личных организаций, из средств массовой информации и т. д.);

- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка собственной способности аудиторской организации к выпол­нению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регу­лирования и т. д.

Основными источниками информации об экономическом субъ­екте служат:

• устав экономического субъекта;

• документы о регистрации экономического субъекта;

• протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собра­ний акционеров либо других аналогичных органов управления эко­номического субъекта;

• документы, регламентирующие учетную политику;

• бухгалтерская и статистическая отчетность;

• документы планирования деятельности экономического субъ­екта (планы, сметы, проекты);

• контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

• отчеты аудиторов, консультантов;

• внутрифирменные инструкции;

• материалы налоговых проверок;

• материалы судебных и арбитражных исков;

• документы, регламентирующие производственную и органи­зационную структуру экономического субъекта, список его филиа­лов и дочерних компаний;

• сведения, полученные из бесед с руководством и исполни­тельным персоналом экономического субъекта;

• информация, полученная при осмотре экономического субъ­екта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская органи­зация оценивает возможность проведения аудита.

Считая проведение аудита возможным, аудиторская организа­ция готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с эко­номическим субъектом заключается договор.

Когда аудиторская организация не считает возможным проведе­ние аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

Планирование (второй этап) аудита осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских правил (стандартов) и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудиторы оценивают аудиторский риск и определяют содержание, масштаб и ко­личество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской группы.

На третьем этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и анали­тические процедуры.

На последнем (четвертом) этапе аудитор должен:

§ завершить подготовку рабочей документации в виде аудитор­ского файла;

§ подготовить письменную информацию руководству проверяемо­го экономического субъекта по результатам аудита;

§ сформулировать по результатам аудита свое мнение о достовер­ности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта;

§ подготовить по установленной форме аудиторское заключение.

Такая схема (как и любая другая) лишь приблизительно отражает ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы аудита выполня­ются последовательно, некоторые идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации может проводиться в том числе и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита — на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский файл приобретает законченный вид.

На всех этапах проведения аудиторской проверки осуществляется обще­ние аудиторской организации с руководством предприятия. В соответствии с российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Общение с руково­дством экономического субъекта" такое общение производится в устной форме во время посещения аудиторами предприятия или в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других ма­териалов на имя руководства предприятия. При общении с клиентом аудиторам следует придерживаться общепринятых моральных норм и руководствоваться принципами профессиональной этики.

6.8. Планирование аудита.

Цель планирования ауди­та— определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптималь­ными затратами, качественно и своевременно. Планиро­вание позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложнос­ти аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с чле­нами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемо­го лица для повышения эффективности аудита и координации ауди­торских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку об­щего плана и программы аудита.

В ходе планирования аудиторские организации должны соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выра­жается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствую­щим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на от­дельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним органи­зациям).

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вари­антность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

При организации планирования аудита необходимо руководствоваться федеральным правилом стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита». Стандарт устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой отчетности, прежде всего, проверок, которые проводятся аудиторами не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включить в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

Планированию обычно уделяется большая доля времени (при по­вторном аудите — 5—10%; при первичном аудите — 20—25% и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом. Затраты времени и сил на качественное планирование работ впоследствии окупятся сторицей: уменьшатся затраты времени и средств на проверку, увеличится надежность результатов.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1) подготовка и составление общего плана;

2) подготовка и составление программы.

Подготовка и составление общего плана аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить об­щий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок про­ведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть до­статочно подробным для того, чтобы служить руководством при разра­ботке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо прини­мать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

§ общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

§ особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое
состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной от­
четности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующе­го аудита;

§ общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

§ учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

§ влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтер­ского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности ре­зультатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

§ планы использования в ходе аудиторской проверки тестов
средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

§ ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

§ установление уровней существенности для аудита;

§ возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

§ выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе
таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера,
например при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

§ относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

§ влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

§ существование подразделения внутреннего аудита аудируемого
лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и про­верку выполненной работы, в том числе:

§ привлечение других аудиторских организаций к проверке фили­алов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

§ привлечение экспертов;

§ количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

§ количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

§ возможность того, что допущение о непрерывности деятельно­сти аудируемого лица может оказаться под вопросом;

§ обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;

§ особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

§ срок работы аудиторов и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

§ форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу
заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организа­ции следует учитывать степень автоматизации обработки учетной ин­формации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация может согласовать с руководством про­веряемого экономического субъекта отдельные положения общего плана, если сочтет это целесообразным. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но не­сет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.

Общий план должен служить руководством в осуществлении про­граммы аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ прове­дения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести аудит на выборочной основе необходимо сформировать аудиторскую выборку.

Составной частью общего плана являются положения по пла­нированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

- формирование аудиторской группы, численность и квалифика­цию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональ­ными качествами и должностными уровнями по конкретным уча­сткам аудита;

- инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью эко­номического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

- контроль руководителя за выполнением плана и качеством ра­боты ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документа­ции и надлежащим оформлением результатов аудита;

- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

- документальное оформление особого мнения члена аудиторс­кой группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внут­реннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Содержание общего плана аудита оформляется в виде (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Общий план аудита

   
   
   
   
   
   
   

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
         

Руководитель аудиторской организации,

имеющий право подписи аудиторских

заключений от ее имени:

Руководитель аудиторской группы:

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:

• учредительные и другие общие документы предприятия (устав предприятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряже­ния, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);

• учетная политика предприятия (рабочие документы по учетной политике как в целях бухгалтер­ского учета так и налогообложения);

• основные средства;

• нематериальные активы;

• производственные запасы;

• расчеты по оплате труда;

• затраты на производство;

• готовая продукция, товары и реализация;

• денежные средства;

• расчеты;

• финансовые результаты и использование прибыли;

• капитал и резервы;

• кредиты и финансирование;

• учет по забалансовым счетам;

• бухгалтерская отчетность и приложения.

Подготовка и составление программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить про­грамму аудита, определяющую характер, временные рамки и объем за­планированных аудиторских процедур, необходимых для осуществле­ния общего плана аудита.

Программа проведения аудита включает те же этапы, что и общий план, является его развитием и представляет собой детальный пере­чень аудиторских процедур, необходимых для практической реализа­ции плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, вы­полняющего проверку, а также средством контроля и проверки надле­жащего выполнения работы. Программа слу­жит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для ру­ководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских проце­дур по существу.

Программа тестов средств контроля — это перечень совокуп­ности действий, предназначенных для сбора информации о функ­ционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу пред­ставляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бух­галтерского учета.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причи­ны и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фак­тическим материалом для составления аудиторского отчета (пись­менной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности эконо­мического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и зави­зированы в установленном порядке.

Программа аудита составляется по следующей форме( табл. 6.2)

Таблица 6.2

Программа аудита

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Проверяемая организация

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Период аудита

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Количество человеко-часов

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Руководитель аудиторской группы

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Состав аудиторской группы

формы оплаты аудиторских услуг - student2.ru Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

№п/п Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания
           

Руководитель аудиторской организации,

имеющий право подписи аудиторских

заключений от ее имени:

Руководитель аудиторской группы:

При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен пре­дусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки.

- Нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации
сомнительных документов?

- Выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то
важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?

- Удовлетворителен ли уровень существенности при проведении
проверки?

- Существуют ли особые «аудиторские находки» или наблюдения,
беспокоящие клиента?

- Полностью ли применены в данной ситуации употребляемые
способы оценки деятельности экономического субъекта?

- Осуществляется ли аудиторская проверка по плану? Выходит ли
за отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно

пренебречь без ущерба для поставленных целей?

Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. Предубеждения или иные причины не должны влиять на принятие решений. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов.

Общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерыв­но на, протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результа­тами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в общий план и про­грамму аудита должны быть документально зафиксированы.

Выводы

1. Целью письма- обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита является регламентация обязательств аудируемого субъекта и аудиторской организации на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. Письмо-обязательство документально подтверждает согласие аудиторской организации на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором.

2. Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита.

3. Для заключения дого

Наши рекомендации